1 мая 2024     

Экономика   

Какой русский не любит бесплатных дорог?..

Первая платная дорога, по расчетам министра транспорта РФ Игоря Левитина, появится в России только к 2010 году. Однако уже сегодня за возможность беспроблемного передвижения по автодорогам готовы платить 42 процента российских водителей.
Правительство России направило в Госдуму законопроект “О платных автомобильных дорогах”, работа над которым в недрах Белого дома продолжалась с 2004 года. Появление документа вызвано желанием привлечь к строительству автострад частных инвесторов. Без этого, утверждают авторы документа, извечную российскую проблему не решить.
Между тем платные участки дорог в России уже есть. На автомагистрали “Дон”, например. Проезд легковушки стоит 20 рублей, грузовиков — от 40 до 80 рублей. Правда, протяженность экспериментального участка лишь 50 километров. Все платежи — за месяц это порядка 5 млн. рублей — идут в федеральный бюджет. При подобных сборах участок должен окупиться лет за двадцать.
Несмотря на то, что закон еще не принят, чиновники уже называют ставки. На скоростном автобане Москва — Санкт-Петербург планируют взимать с автолюбителей от полутора до четырех рублей за километр. В зависимости от региона. Всего за 650 километров, отделяющих одну столицу от другой, автолюбителю придется раскошелиться на 2500 рублей. В один конец, не считая бензина. При этом в зажиточной Европе стоимость проезда по платным дорогам ниже, чем планируется у нас. В той же Чехии за пять евро можно кататься по автобанам неделю, а за 45 евро — целый год
Согласно разработанному правительством законопроекту платной может стать не только вновь построенная, но и уже существующая автотрасса при условии ее реконструкции. Собирать деньги на дорогах государство позволит также муниципалитетам и частным инвесторам, которые заключат соответствующее концессионное соглашение.
При принятии решения об эксплуатации автотрасс на платной основе правительство в качестве условия прописало “возможность бесплатного проезда по существующей сети автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, соединенными платной дорогой”. С парочкой оговорок. Протяженность альтернативного проезда не должна превышать протяженности платного более чем в три раза. То есть в Екатеринбург тюменцы запросто смогут добраться и через Курган. А бесплатный объезд платного моста или развязки и вовсе может быть любой протяженности.
Центр маркетинговых и социологических исследований “SuperJob” попытался выяснить у автовладельцев, какими именно дорогами они будут пользоваться. Социологи опросили 1200 респондентов трудоспособного возраста, имеющих водительские права.
Что любопытно, уже сегодня 6 процентов российских водителей заявляют о готовности пользоваться исключительно платными дорогами. Мотивация у любителей быстрой езды примерно одинакова. “С вероятностью в 90 процентов по бесплатным дорогам можно будет проехать только на джипах. Поэтому альтернативы просто не будет”... “Качество платных дорог будет лучше... Зачем убивать машину?”... “Я ценю свое время”... “Будут хорошие дороги, может, и дураков станет поменьше”...
Более трети водителей (36%) предполагают, что, имея выбор, также, скорее всего, предпочтут платные дороги. “Бесплатный сыр только в мышеловке”, а “качество стоит денег” — вот их основные аргументы. При этом респонденты, выбравшие вариант ответа “скорее платными”, зачастую уточняли, что их выбор в большей степени будет зависеть от соотношения стоимости проезда и качества дороги и от того, позволит ли платная трасса сэкономить время в пути. “Выберу ту, где не будет пробок”... “Если качество дорожного покрытия будет соответствовать евростандарту, то выбор платной дороги будет однозначным”...
“Идея платных дорог, — признается сторонник законопроекта, — задумка хорошая, хотя и запоздалая, лет эдак на 10. Вот только не стоит забывать, что живем мы в России, и разнообразные законы вступают в силу прежде, чем создается четкая нормативная база. Да еще плюс наша бюрократия и взяточничество! В результате все это будет выгодно только кучке чиновников. И это уже закономерность!!!”
Аргументом в пользу платных дорог для некоторых россиян стал собственный положительный опыт пользования подобными дорогами за границей. “Это приятно и быстро. Я уже имел возможность проверить это на европейских платных трассах, скорее всего, и в России не смогу устоять перед соблазном”...
Большинство россиян (43%) заявляют о намерении пользоваться “скорее бесплатными дорогами”. Респонденты, выбравшие такой вариант ответа, разделились на две примерно равные категории. Первые не желают платить из принципа. “Просто стараюсь не раскидываться деньгами. Зачем платить, если можно не платить?”... “Не люблю платить за навязанные услуги”... Вторые сильно сомневаются, что платные дороги окажутся намного лучше обычных. “Более чем уверен, что качество этих дорог не будет соответствовать тем ценам, которые попросят за их использование”... “В нашей стране оплата отнюдь не гарантирует качества”...
“Мы все платим дорожный налог, однако дороги лучше не становятся, — рассуждает о перспективах водитель со стажем. — Денег хватает только на косметический дырочный ремонт. Теперь бюджетные средства уйдут на строительство платных магистралей, а альтернативные проезды придут в запустение. И тогда дорожники вновь выйдут с инициативой о повышении транспортного налога. В результате мы будем платить и транспортный налог за разбитые федеральные, муниципальные дороги, и в силу безысходности — за проезд по частным магистралям”.
“Альтернативная дорога, — делится впечатлениями владелец жигуленка, попытавшийся этим летом объехать платный участок, — пригодна только для тракторов. А через несколько лет и на альтернативной дороге станут брать дань за проезд (их тоже надо чинить). Резонный вопрос: а за что автомобилисты платят налоги с транспортных средств?"
Каждый шестой водитель заявил, что собирается пользоваться исключительно бесплатными дорогами. По их мнению, строительство платных трасс — лишь способ нажиться на автолюбителях. “Платные дороги, — замечает ярый противник законопроекта, — станут еще одним способом отмыва денег и наживы коррупционеров, а для автомобилистов ситуация только ухудшится. Дорожные службы будут заинтересованы в ремонте платных дорог за ”живые" деньги, нежели остальных, бесплатных".
К тому, что за все в этой жизни надо платить, россиян приучают не первый год. Большинство уже смирилось с узаконенными поборами в медицинских учреждениях и учебных заведениях. А вскоре нам предстоит оценить еще и прелесть платных дорог.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"