Ханты-Мансийскому автономному округу — 80 лет. Добрая четверть столь длительного периода жизни округа неразрывно связана с именем губернатора Александра Филипенко.

Курс ЦБ РФ
сегодня USD76.9561EUR82.967
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | +1...+3 °C | |
Ханты-Мансийск | -1...-3 °C | |
Салехард | -6...-8 °C |
Политика
От советского «баракко» до югорского «ренессанса»...
Именно при Филипенко Ханты-Мансийский автономный округ стал самостоятельным субъектом Федерации. Именно при Филипенко автономия обрела и узаконила в Конституции свою неразрывную приставку — Югра, напоминающую ныне живущим о тысячелетней истории древнего края. Именно при Филипенко об этом крае узнал весь мир. Именно при Филипенко из обихода северян исчезло понятие «большая земля» — почти мифологическое пространство, где можно сходить в кино, отведать газированной воды, купить цветы и апельсины.
Именно при Филипенко в округе, куда доселе приезжали преимущественно в погоне за длинным рублем, развивались высокотехнологичное здравоохранение, наука, образование, культура, спорт. Не мудрено, что в канун 80-летнего юбилея Югры именем Александра Филипенко решено назвать Центр зимних видов спорта, по признанию международных экспертов — лучший на постсоветском пространстве. Таким образом власти автономии, по признанию губернатора Натальи Комаровой, решили отметить заслуги почетного гражданина Ханты-Мансийского автономного округа Александра Филипенко, стоявшего у истоков большого Югорского биатлона.
Губернатор Югры был одним из самых открытых политиков России. За эти два десятка лет журналисты «Тюменских известий» брали интервью у Александра Филипенко по самым разным поводам — будь то торжества, кризисы или рабочие будни. Всякий раз собеседник находил нужные слова, с юмором относясь к любым проблемам. Сегодня мы решили напомнить читателям самые яркие моменты из наших встреч.
— Александр Васильевич, почти вся ваша сознательная жизнь связана с автономным округом. Как менялось со временем восприятие Севера? От периода романтизма с запахом тайги, «длинных рублей» и советского стиля «баракко» — до обновленного югорского «ренессанса»…
— Этот вопрос требует осмысления… Я не успел к 1953 году, когда газовый фонтан в Березово провозгласил открытие Западно-Сибирской нефтегазовой провинции, потому что родился в 1950-м и ходил еще под стол пешком в Петропавловске. Жили мы тогда вшестером в одной комнате. Не успел к 1960-му, когда заговорил нефтяной Шаим. Пропустил и 1964-й, когда началось промышленное освоение края. Я приехал сюда в начале 1970-х, выбрав по окончании Омского автодорожного института Сургутский мостостроительный трест. Успел хлебнуть романтики и всего остального. В Сургуте высадился с молодой женой, двумя чемоданами и семью рублями в кармане. Считаю, мне здорово повезло. Какой мы тогда уникальный железнодорожный мост через Обь построили! С каким энтузиазмом работали! На часы не смотрели… Прошло уже свыше 30 лет, а кажется, все это происходило вчера.
Если же попытаться порассуждать по поводу таежных запахов, длинных северных денег, тогда был симбиоз того и другого, особенно в самом начале. Я перечислю названия первых наших населенных пунктов, которые родились в то самое время: Светлый, Лунный, Солнечный, Взлетный, Радужный… Красиво?! Эти названия передают атмосферу времени. Становится понятно, о чем эти люди думали, о чем мечтали. И, слава Богу, некие, хотя и далеко не все, мечты спустя 30-40 лет реализовались. Наши первопроходцы, ветераны, даже не помышляли, что столь комфортными станут заложенные ими города. Да и я, если честно, не предполагал, пробираясь каждый день по Сургуту в резиновых сапогах, что этот небольшой городок превратится в 300-тысячный город, признанный самым благоустроенным в России.
— За последние два десятка лет Югра действительно преобразилась. Чего больше в этих разительных переменах: политики или экономики?
— Это результат перемен середины 1980-х. Потом нам разрешили самим думать, принимать решения. А у нас, к счастью, была возможность еще и реализовать собственные решения. К примеру, совсем недавно в Югре практически не было высшей школы, а сегодня здесь несколько университетских комплексов, десятки тысяч студентов. Развивается отраслевая, академическая наука. И так по всем направлениям. Сама идея похода в Югру изначально была очень проста: там много нефти — и надо взять ее с минимальными издержками. Однако система стала давать сбой, поскольку добывали нефть не механизмы, а живые люди, которые хотели жить по-человечески, а не в собачьих будках, не в бараках…
Обретя в начале 1990-х самостоятельность, мы выстроили качественно новую концепцию: Югра — место не временного, а постоянного проживания! С начала освоения территории, с конца 1950-х, здесь живет уже третье поколение людей — поколение, считающее эту землю своей родиной. Они верят, что лучше, чем здесь, жизни не бывает. Да, мы добываем нефть больше и эффективнее, занимаемся лесными ресурсами, горным комплексом, всей экономикой, но только для того, чтобы обеспечить человеческие условия жизни. Раньше Ханты-Мансийский округ был соткан из государственных задач. Сплошные директивные стройки: железная дорога, ГРЭС, обустройство месторождений. Два десятка всесоюзных ударных строек! А человек где? В Звездном, Лунном… Мы начали демонтировать эти поселки, поскольку жить там совершенно невозможно.
— В одном из интервью вы сказали, что сочетание «большая земля» стало для северян неким условным термином.
— Для абсолютного большинства молодых людей «большая» или «малая» земля, скорее, литературные понятия, некие словечки из лексикона родителей. Ведь что такое «большая земля» в прежнем представлении? Почти мифологическое пространство, где можно запросто отведать газированной воды, мороженого, купить цветы, апельсины. Всего этого 15-20 лет у нас априори не было. Как не было кинотеатров и прочих «социальных излишков». Существовала транспортная оторванность, как в той песне «только самолетом можно долететь». Сегодня югорчане живут как в Греции, где есть все, что душе угодно. И теперь уже к нам приезжают учиться, лечиться, заниматься спортом. Приезжают на театральные премьеры, которые не успели посмотреть в столицах. Югорчане начинают жить нормальной жизнью, о чем только мечтали предыдущие годы.
А если и вовсе вернуться к истокам формирования автономного округа?.. 75 лет назад на огромной территории тогда еще Остяко-Вогульского национального округа жили немногим более сорока тысяч человек. Жили неплохо, потому что еще 16-17 тысяч лет назад их предки питались мамонтами, прочей мелкой и крупной живностью. Сами, как умели, решали проблемы, связанные с выживанием. От них мало что зависело и в жизни государства. С открытием нефти за три десятилетия население древней Югры выросло до полутора миллионов! А чтобы представить индустриальную и промышленную мощь нашей территории, необходимо сложить воедино Москву, Санкт-Петербург, добавить часть Среднего Урала. Теперь от того, как идут здесь дела, зависит очень многое в стране, да и на планете. Тем, как мы работаем, определяется не только наше благополучие, но и благополучие всей державы.
Обретя в начале 1990-х самостоятельность, округ выстроил качественно новую концепцию: Югра — место не временного, а постоянного проживания!
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.