27 апреля 2024     

Общество   

Как устроить тюменскую архитектуру?

«Зачем держать собаку, если хозяин лает сам?»

Агата Кристи.

 

Владимир Коревицкий, директор Тюменского театра драмы и комедии, в интервью М.Шаманенко на вопрос «Кто автор проекта?» отвечает таким образом: «Решение о строительстве нового здания театра, принятое тогда еще губернатором Сергеем Собяниным, было реализовано на практике руководством — правительством Тюменской области во главе с губернатором Владимиром Якушевым при активной поддержке депутатов областной Думы и ее председателя Сергея Корепанова.

Есть несколько авторов проекта нового театра: тюменская организация «Сибирьстройинжиниринг», турецкая компания «Контек», московская проектная организация «OTIS» и ряд других архитекторов, в том числе из Турции. Первоначальный проект претерпел сильные изменения, поэтому правильнее считать здание нового театра плодом коллективного творчества».

(«Тюменская область сегодня», № 195 (2303), 24.10.2008 г.)

Заметили, что директор театра не назвал ни одной фамилии архитекторов? Они для него просто организации и компании, а решение о строительстве реализует руководство? Могущество власти чрезвычайно опережает культуру и интеллект.

Во множестве прекрасно изданных альбомов, буклетов, книг о нашем крае и городе — десятки, сотни фотографий архитектурных объектов, которыми гордятся наши современники. И ни одной фамилии архитекторов, создавших их, хотя и по старому Закону РФ «Об авторских и смежных правах», и по действующему Гражданскому кодексу (часть IV) они имеют право на имя как авторы.

В последнем юбилейном, посвященном 65-летию Тюменской области, изданном ограниченным тиражом фотоальбоме «Тюменская эпоха России», в главе «Имя Тюмени» представлены 192 лучших и прославленных представителя Тюменской области. Они являются гордостью нашей земли. Среди них более четверти (!) — писатели, журналисты, художники, артисты, работники искусств (51 персона). И еще 10 персоналий — строители. И НИ ОДНОГО АРХИТЕКТОРА. Трудно себе представить, что в области, известной беспрецедентным размахом строительства (в том же альбоме представлены десятки архитектурных объектов), как-то обходятся без профессиональных зодчих, или, по крайней мере, их влияние на результаты градостроительных усилий совершенно ничтожны. Или их произведения работают во славу других?

Казалось бы, какое такое значение имеет текст Градостроительного кодекса, принятого в 2004-м и, вы не поверите, измененного двадцать три раза (!) — в 2005, 2006, 2007, 2008 и в 2009 годах — для построенного в 2006-2008 годы Тюменского театра драмы и комедии? Одно дело — полемика в Госдуме о формулировках, лоббировании чьих-то интересов, и другое — муки архитектурного творчества, согласования проекта, суета строительства и приемки в эксплуатацию. Ан нет, точно имеет. Именно закон создает или не создает условия для творчества, делает главным движущим лицом в архитектуре чиновника, инвестора или архитектора, позволяет или нет профессионалам десять раз отмерить, прежде чем дилетант отрежет.

Можно ли надеяться, что организованная законами жизнь или профессиональная деятельность будет стабильной и продуктивной, если в среднем каждые два с половиной месяца государство будет менять правила игры (как Градостроительный кодекс)? Пусть эти изменения каждый раз незначительны, но периодические коррективы порождают неуверенность участников процесса и неустойчивость системы, являются поводом постоянной переработки проектов и пересмотра планов, а в руках местных чиновников становятся орудием манипуляций судьбами градостроительства и денежными потоками. Это цена совершенствования закона. Если все не так трагично и изменения ничтожны по сути, мало влияют на жизнь, то зачем их вводить? Поскольку нет предела совершенству, а лучшее — враг хорошего, важно найти баланс цены и качества. Это извечный вопрос: какой ценой получить бифштекс, проект, место под солнцем, победу? Условий, когда мы за ценой не постоим, не так-то и много: краеугольные, жизненно важные, судьбоносные обстоятельства редки, но не обсуждаемы. В остальных случаях уместен торг: во что обойдется?

Приходится думать, что или уважаемые депутаты, принимающие законы, получают вознаграждение сдельно, в зависимости от их количества за определенный срок, — и тогда все становится понятным. Или они просто не представляют последствий своей деятельности. Зачем принимать заведомо некачественный закон, чтобы за год (например 2008-й) принять семь законов, изменяющих его семь раз! В том числе 14, 22 и 23 июля, 25 и 30 декабря! Через день и пять дней новые законы о поправках в один и тот же закон! На этом фоне уже ничто не может убедить меня в мудрости законодателей в сфере зодчества.

Депутаты гордятся количеством ежегодно принятых законов. А я бы за это наказывал. И стимулировал непринятие вносящих поправки законов, а изменения разрешал вносить не чаще чем один раз в пять лет в масштабе не более 0,1% от объема текста, заложенной информации — или по решению Конституционного суда. А если действительно необходимо коренным образом изменить правила игры — принимай новый закон, и если чаще чем раз в двадцать лет, то с удержанием вознаграждений, выплаченных законодателям за принятие некачественной продукции. Быть может, жизнь в стране стабилизировалась бы. И не понадобилось бы столько чиновников для толкований, интерпретаций и регулирования отношений по этим вечно изменяемым правилам. Любой уважающий себя производитель дает гарантию на свой товар, и только депутаты выпускают продукцию, которую необходимо перманентно ремонтировать.

Тюменская модель организации градостроительного процесса зиждется строго хоть и не на законных, но на не противоречащих закону основаниях. На самом верху архитектурной горы царит Координационный совет по выработке единой земельной и градостроительной политики в Тюменской области — во главе с губернатором. Это единственный совет в области, который действительно принимает окончательные решения в сфере архитектуры. Именно он является самым тонким архитектурным ситом, через которое в реализованный мир просачиваются только политически выдержанные, лояльные проекты и авторы. Именно он делает отмашку обществу, что хорошо и что плохо; регулирует всевозможные потоки, существующие в градостроительстве, может казнить и миловать. Выдерживает классическую директрису и делает ошибки — тоже он. Это последняя инстанция, определяющая архитектуру и градостроительство Тюмени, но и несущая за это ответственность.

В Градостроительном кодексе предусмотрен единственный совет — Национального объединения саморегулируемых организаций. Нет ни координационных, ни градостроительных или архитектурных советов; в Законе РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» тоже не поминаются никакие советы. Но в деловом градостроительном обороте много десятилетий действовали градостроительные советы при главных архитекторах городов. Это было обязательным в советские времена; в переходный период к рынку они рассыпались, но сейчас функционируют в Москве, С.-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Перми, Владивостоке, Томске, Норильске и т.д. Везде — как совещательные органы не столько при главных архитекторах городов, сколько при мэрах или даже губернаторах. Приложить руку к зодчеству оказалось соблазнительным не просто заказчикам и инвесторам, но и самым влиятельным администраторам.

Институт советов в Россий-ской империи и Стране Советов всегда существовал практически на всех направлениях социальной деятельности. Известны военные и ученые советы, педагогические и редакционные, методические и попечительские, художественные и верховные, архитектурные и градостроительные. Часть из них имела законодательную функцию: верховные, ученые, художественные, методические, а часть — совещательную — военные, педагогические, попечительские, градостроительные. Тюменский Координационный — формально по ПОЛОЖЕНИЮ — совещательный (п.I.1), но в обязанности председателя входит обеспечение и контроль выполнения решений совета (п.V.4), а контроль за исполнением протокольных решений осуществляет аппарат губернатора Тюменской области (п.V.10)! — какие уж тут совещательные функции!

По всем признакам он все же законодательный. Да и бессмысленно иметь два совещательных совета по градостроительству одного и того же областного уровня — они будут советовать одним и тем же руководителям. В формулировках решений — поручения администрации г.Тюмени, правительству Тюменской области, заместителям губернатора, областным департаментам и т.д. Отменить или игнорировать их никто не может. Приоритеты работы выявлены в названии: вначале единая земельная, затем градостроительная политика. Архитектура не обозначена. В перечне функций совета (п.III.1) не указаны согласования или рекомендации по конкретным архитектурным или планировочным проектам застройки.

Фактически же повестки дня заседаний Координационного совета изобилуют рассмотрением множества проектов планировки и застройки, эскизных проектов жилых, общественных, промышленных зданий и комплексов, паспортов фасадов, реконструкций и благоустройства территорий. Периодически совет рассматривает ход реализации ранее рассмотренных объектов. Мягко говоря, совет явно и целеустремленно выходит за рамки своих полномочий (ПОЛОЖЕНИЯ 2005 года с изменениями последующих лет), приватизируя архитектурное искусство — пользуясь индифферентностью общества.

В составе совета — председатель, секретарь и 13 членов с решающими голосами, из которых два — архитекторы по образованию. Архитектурная компетентность совета — 13,3%. Есть еще четыре архитектора с совещательными голосами. Вслушайтесь: в «совещательном» совете совещательные голоса! В надежных руках монополия на архитектуру Тюмени.

В печати этот Координационный совет часто называют Градостроительным, или Градсоветом. Даже со ссылкой на пресс-службу губернатора, вводя в заблуждение общественность. Видимо, оттого, что Координационный выполняет функции Градостроительного. Все рассматриваемые проекты, очевидно, проходят государственную и экологическую экспертизу (не знаю — до или после совета), но ни один не проходит архитектурную. Представляемые на Координационный совет проекты в виде презентаций (то есть в виде демонстрации картинок на экране) никто, кроме Управления по градостроительной политике администрации Тюменской области (во главе стоит не архитектор), не рассматривает. Решение о рекомендации проекта к согласованию на Координационном может принять и единый Градостроительный совет Тюменской области (председателем которого теперь является начальник главка строительства и ЖКХ Тюменской области — не архитектор), в положении о котором не предусмотрено проведение экспертиз, в том числе и архитектурных. Но вне зависимости от решения единого Градсовета Координационный принимает свое бесповоротное.

«Единый (единственный, декоративный. — В.С.) градостроительный совет Тюменской области является... консультативным (совещательным) органом, ...для предварительного рассмотрения вопросов в области архитектуры и градостроительства, подготовки соответствующих предложений, носящих рекомендательный характер». Единственный областной коллегиальный орган, где достойно представлен архитектурный корпус — половина состава, имеет право только что-то рекомендовать, а принимать решения будет другой. Заявленная цель организации совета — в том числе и «развитие архитектурного искусства» — «предварительными рекомендациями» достичь невозможно.

«Члены совета работают на добровольной основе, без оплаты труда» (п. 4,6 ПОЛОЖЕНИЯ). Современный состав совета — 23 человека, из них 16 — бюджетные функционеры, получающие бюджетную зарплату и у которых участие в работе совета является должностной обязанностью. 7 независимых члена совета — архитекторы-профессионалы, добывающие средства к существованию самостоятельно, творческой работой. Выходит, положение о добровольности и бесплатности работы относится только к привлеченным «ведущим высококвалифицированным специалистам Тюмени и Тюменской области», которые работают безвозмездно, жертвуя своим временем и опытом; чиновники же просто выполняют свою работу в рабочее время и получают за это вознаграждение. Вправе ли чиновники ожидать жертв от других, если сами их не приносят?

Члены совета трех сортов: безусловные члены — 6 человек, среди которых четверо с закрепленными должностями в совете — председателя, двух заместителей и секретаря (демонстративно похоронена заявленная еще при создании совета в 2005 году и действующая до сих пор норма выборности председателя (п. 4,2 — дань якобы демократическим процедурам). Члены «по согласованию» — 16 человек и один специальный член только для рассмотрения проектов в историческом центре Тюмени.

Удивительным образом шесть членов-архитекторов Координационного совета (два с решающим и четыре с совещательным голосом) являются и членами Градостроительного. У двух из них голоса являются одновременно и совещательными — в Градостроительном совете, и законодательными, решающими — в Координационном. У четырех — совещательными там и совещательными здесь. Вот-вот, и я так думаю: это вполне бессмысленно, если не предположить, что только этим шестерым власть и может доверить советовать себе. Не видеть других тюменских архитекторов-экспертов — надо быть просто слепым.

«Члены cовета (первые руководители) имеют право направлять на заседания высококвалифицированных специалистов своих организаций с наделением их правом голоса (вместо себя или дополнительно? — В.С.)» (п. 4.4. ПОЛОЖЕНИЯ). Очень похоже на передачу карточек для голосования в Думе. Только в нашем случае карточку передают не такому же члену совета, а человеку, может быть, и достойному, но постороннему. Таких первых руководителей в совете — половина. Пусть уж лучше эти специалисты (если они специалисты) и будут членами совета. К чему беспокоить первых руководителей? А то представляется, что профессиональная половина совета вырабатывает рекомендации для другой — руководящей — половины. Или по-другому: результирующая профессиональная рекомендация всегда наполовину разбавлена руководящей.

Итак, совет устроен таким образом, что он может принять любое, заранее назначенное решение. Фигуры архитекторов в нем служат лишь изящным бесплатным камуфляжем для этого. И ничто не может поколебать изначально, на уровне ПОЛОЖЕНИЯ, определенные установки.

Окончание следует.

Нравится

Статьи по теме

№132 (5109)
04.08.2010
Владимир Станкевский
Ох, рано сдаёт Охрана...
№120 (5097)
15.07.2010
Виктор Станкевский
Забавные приключения Генплана в Тюмени

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"