25 апреля 2024     

Политика   

Уральская стройка набирает Северный ход

На днях заместитель генерального директора корпорации Борис Кириллов побывал на тюменском заводе «Тюменьстальмост», встретился со студентами нефтегазового университета и депутатами Тюменской областной Думы.

Масштабный проект разработки месторождений, расположенных на востоке Уральского хребта, был обнародован еще 4 года назад в Екатеринбурге, на съезде партии «Единая Россия». Эксперты сразу назвали его сложным как с точки зрения технического исполнения, так и в части поиска источников финансирования.

— Эта оценка справедлива, поскольку в стране не так много частных инвесторов, готовых вкладывать деньги в инициативы, не дающие быстрой отдачи. Однако партия берет на себя обязательства за реализацию поставленных задач и делит ответственность за все трудности, возникающие при их выполнении, — прокомментировал ситуацию куратор проекта от Тюменского регионального отделения партии «Единая Россия», председатель комитета Тюменской областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению Фуат Сайфитдинов.

По его словам, сейчас заканчивается подготовительный этап, предшествующий началу всякой большой стройки. Начинается формирование транспортной инфраструктуры и энергокомплекса.

Чем богаты недра Урала?

Разрабатывать залежи полезных ископаемых в Уральских горах решили по принципу государственно-частного партнерства. В списке инвесторов проекта «Урал промышленный — Урал Полярный» значатся все регионы, входящие в состав УрФО. Только из бюджета Тюменской области на финансирование работ в 2008 году был выделен 1 миллиард рублей, в 2009 году — 545 миллионов. В ближайшие годы ассигнования из тюменской казны превысят 4 миллиарда рублей. Позволят ли запасы уральских кладовых окупить столь крупные вложения?

— Прогнозируемые залегания золота в районах разработки составляют около 20 тонн. Кроме того, корпорация владеет девятью объектами геологии, где начата добыча редкоземельных металлов, баритов, твердых и бурых углей, меди, — рассказал Борис Кириллов.

Главным же богатством Уральского хребта специалисты считают мощные пласты рудных пород. В первую очередь — хромитов. Его разведанные запасы на Среднем Урале за 300 лет разработки почти иссякли. Теперь металлургам приходится закупать дорогое сырье в Казахстане, на Украине и даже в Турции.

Кроме того, на Урале обнаружены крупные месторождения алюминия, марганца, других полезных ископаемых, необходимых для стабильной работы металлургии, машиностроения и даже сельского хозяйства.

К тому же всякая крупная стройка стимулирует оживление во множестве смежных отраслей экономики — от транспортной сферы до пищевой промышленности. Не говоря уже о строительной индустрии, чья работа обеспечивает заказами проектировщиков, поставщиков, производителей монтажных конструкций и стройматериалов.

— Участие в софинансировании проекта «Урал промышленный — Урал Полярный» для нашего региона — очень выгодное вложение средств, — считает депутат Тюменской областной Думы Николай Токарчук. — Крупные заказы получат не только промышленные организации, но и научно-исследовательские институты, и даже сельхозпредприятия. Я 17 лет прожил на Ямале и могу со всей ответственностью сказать, что там не хватает тюменских молочных продуктов, ялуторовской колбасы, боровских яиц. А если учесть, что при реализации мегапроекта предусмотрено появление новых населенных пунктов, то можно предположить, что потребность в качественных продуктах питания будет только возрастать. И удовлетворять ее должны в том числе и тюменские товаропроизводители.

Все начнется с дороги

Сценарий освоения уральских месторождений состоит из трех взаимосвязанных разделов. Первый посвящен добыче полезных ископаемых. В небольших масштабах она уже начата.

Ведется и строительство генерирующих мощностей, предусмотренное вторым блоком стратегии исполнения мегапроекта. В 2010 году ОАО «Корпорация «Урал промышленный — Урал Полярный» сдало в эксплуатацию две электростанции — в ямальском поселке Харп и Ноябрьске.

Всего же на территории Ямала и Югры предусмотрено возведение 9 станций, чья суммарная мощность составит порядка 6000 мегаватт. Запланировано и строительство завода по производству сжиженного синтетического газа, вырабатываемого из бурых углей. Это новое сырье сейчас очень востребовано в Европе.

Как подчеркнул Борис Кириллов, строительство промышленных объектов ведется параллельно с созданием социальной инфраструктуры, возведением жилья для вахтовиков. По его мнению, в перспективе на Ямале и в Югре могут появиться новые населенные пункты.

— И это новый подход к разработке месторождений. Раньше их обустройство проходило иначе. Сначала над тайгой вставала буровая вышка, к ней тянули шоссе, потом железнодорожную линию. Создавать инфраструктуру заблаговременно дешевле и удобнее, чем авиатранспортом перебрасывать на объекты грузы и рабочий персонал, — убежден депутат Тюменской областной Думы Виктор Буртный.

Самым трудоемким этапом мегапроекта станет возведение транспортного коридора. В его состав войдут нефтепровод Пурпе — Самотлор, который решено продлить по Ямалу до Заполярного месторождения; автодорога Тюмень — Агириш и несущая конструкция новой логистической схемы — железнодорожная магистраль «Северный широтный ход».

Она пройдет по Ямалу от станции Обской до станции Коротчаево, связав Салехард, Лабытнанги, Надым, Новый Уренгой с основными российскими транспортными путями, и соединится с линией Обская — Бованенково. Железнодорожная ветка, которую планируется протянуть от станции Бованенково к порту Сабетта, обеспечит ямальцам доступ к Северному морскому пути.

По пути следования новой северной магистрали встанут два могучих моста — через реки Надым (длина 1,6 км) и Обь (его протяженность 2,4 км). По прогнозам, строительство дороги «Северный широтный ход» начнется уже в следующем году и продлится до 2015 года. Основным объектом перевозки станут жидкие углеводороды, добываемые на полуострове Ямал.

Есть жизнь после кризиса

Завод «Тюменьстальмост» должен был стать поставщиком металлоконструкций для строительства совмещенных мостов через Обь и Надым, других инженерных объектов. Он и строился с прицелом на реализацию мега-проекта. Производственные мощности позволяют ежемесячно выпускать до 3,5 тысячи тонн металлопродукции.

— Но пока этих показателей мы не достигли, нет необходимого объема заказов. Планы нарушил кризис! — сетует директор завода Станислав Кушнаренко.

Сейчас «Тюменьстальмост» производит около 2000 тонн металлоконструкций в месяц. Его основные заказчики — предприятия из Воркуты, Читы, Ашхабада. Из тюменских деталей собраны мосты в Сочи и Ярославле, газохимический комплекс в Новом Уренгое, тюменский легкоатлетический манеж.

— Но скоро ситуация изменится, — заверил Борис Кириллов. — Сегодня с большой долей вероятности можно сказать: еще до середины 2011 года будут подписаны подрядные договоры и завод «Тюменьстальмост» станет крупным производителем комплектующих при возведении объектов железнодорожной инфраструктуры.

Задание на завтра

В заводских цехах гудели моторы многотонных подъемников и стрекотала сварка. В университетской лаборатории мерцал обширный, как простыня, экран, а механический голос дружелюбно извещал:

— Не включается пожарный насос…

Через секунду сообщение продублировал хриплый динамик макета радиостанции. И возникло стойкое ощущение, что находишься не в вузовской аудитории, а на промышленном объекте, где произошла авария.

Современное оборудование, установленное в Тюменском нефтегазовом университете, способно смоделировать до 3000 внештатных ситуаций, возникающих на стройках, объектах газодобычи и переработки углеводородного сырья. Это позволяет экономить время обучения, ведь всего за неделю студент может пройти десятки тестов на знание правил действия во время различных ЧП. Новые технологии сохраняют и бюджетные деньги, поскольку имитация технологических неисправностей в трехмерном изображении обходится вузу относительно дешево.

По словам Бориса Кириллова, многие из разработок, представленных в ТГНГУ, не имеют аналогов и будут востребованы при реализации мегапроекта.

— Как устроиться к вам на работу? — спрашивали студенты.

Оказалось, это несложно. Уже сегодня можно зайти на сайт дочерних предприятий ОАО «Корпорация «Урал промышленный — Урал Полярный», раскрыть раздел «Вакансии». А в 2011 году, на который намечено начало строительства железной дороги, подрядным организациям потребуются инженеры и специалисты в сфере геологии. Поэтому у сегодняшних выпускников Тюменского нефтегазового университета, названного «кузницей кадров для проекта», есть реальная возможность трудоустроиться на большой стройке.

Следом за «Ермаком»

Тюменским студентам руководство корпорации также обещает работу в течение летнего трудового семестра. Первый навык сотрудничества работодателей и молодежного актива дал успешный опыт сводного студенческого строительного отряда «Ермак», организованного по инициативе полномочного представителя президента в УрФО Николая Винниченко.

Бригады, работавшие на объектах мегапроекта по трудовому договору с обществом «Ямалтрансстрой», открыли для сверстников из Тюмени, Ишима, Тобольска, Челябинска, Екатеринбурга дорогу на Ямал. И сегодня многие их однокашники мечтают о том, чтобы провести летний трудовой семестр на Крайнем Севере.

— На строительстве трассы «Северный широтный ход» потребуется задор и энергия молодежных бригад, поэтому практика формирования стройотрядов из учащихся УрФО будет продолжена. Думаю, в феврале мы сформируем предложения по летнему трудоустройству и передадим их в студенческие штабы, — пообещал Борис Кириллов.

По его словам, через несколько лет численность студентов, приглашенных на объекты корпорации «Урал промышленный — Урал Полярный», должна вырасти в несколько раз. А работы на стройке государственного масштаба хватит всем.

150000 рабочих мест может быть образовано при реализации мегапроекта «Урал промышленный — Урал Полярный».

Нравится

Статьи по теме

№220 (5197)
15.12.2010
Андрей Фатеев
К рывку надо готовиться
№210 (5187)
01.12.2010
Андрей Фатеев
Европейцы объединяются в уральский пул

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"