24 апреля 2024     

Политика   

Полярный Урал: прежде думай о Родине, а потом о себе?..

 Кризисные коррективы

С информацией о реализации проекта выступил заместитель генерального директора ОАО «Корпорация «Урал промышленный — Урал Полярный» Борис Кириллов.

— Год назад представитель корпорации (и.о. гендиректора Рэмир Мукумов, уже не работающий в ОАО. — А.Г.) докладывал вам о планах реализации комплексного инвестиционного проекта. По истечении года с удовлетворением можем сказать: проект реализуется по всем основным его направлениям и блокам, — сообщил Борис Кириллов.

Он напомнил: проект состоит из трех основных блоков — освоение природных ресурсов и геологоразведка, формирование системы новых объектов генерации, в первую очередь на территории Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, а также строительство ряда объектов транспортной инфраструктуры Уральского федерального округа.

На сегодняшний день корпорация владеет девятью объектами геологии — месторождениями хромовых, медно-цинковых руд, угля и других твердых полезных ископаемых. В связи с экономическим кризисом 2008-2009 годов основное внимание было уделено трем ключевым проектам. Это прежде всего Северо-Сосьвинский энергетический комплекс, где в 2011-2013 годах будет создан ряд высокотехнологичных инновационных предприятий. В первую очередь — крупная электростанция мощностью до 1200 мегаватт и углеперерабатывающее предприятие, производящее сингаз — топливную субстанцию, особенно интересующую европейских коллег, в частности «Дженерал моторс», с которой, по словам господина Кириллова, ведутся переговоры.

Следующий приоритетный объект недропользования — Юго-Западное и Южное хромовые рудные поля, расположенные на Ямале. Здесь в качестве базового инвестора выступает Челябинский электрометаллургический комбинат. В 2011 году, ориентировочно с весны, начнется возведение обогатительного комплекса. Стратегический инвестор определен и по добыче медно-цинковых руд.

— Таким образом, несмотря на сложности финансирования геологоразведки, планы, сформулированные корпорацией на 2010 год, в основном реализуются. В 2011 году мы намерены активизировать работы по основным участкам недропользования, находящимся на балансе дочерних предприятий корпорации, — заверил докладчик.

Второй блок проекта — строительство 9 объектов генерации. Уже сдано два первых из них — электростанция мощностью 12 мегаватт в поселке Харп и электростанция в Ноябрьске мощностью 124 мегаватта. В течение 2011 — 2015 годов планируется сдать в эксплуатацию остальные 7 объектов. «По нашей оценке это будет значительным вкладом в энергетическую безопасность северных территорий Уральского федерального округа», — подчеркнул Борис Кириллов.

Третий блок — транспортная инфраструктура — состоит из 5 объектов. Первый из них — трубопровод Пурпе — Самотлор — возводится в рамках соглашения о сотрудничестве, подписанного «Транснефтью» и главами Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. Корпорация взяла на себя обязанности по строительству сопутствующей инфраструктуры — около 150 квартир в ряде муниципальных образований Югры и Ямала для лиц, занятых на этом трубопроводе, а также объектов внешнего электроснабжения для обеспечения работы трубопровода.

Второй объект — автомобильная дорога Тюмень — Агириш — Салехард. «Учитывая экономическую ситуацию, этот объект отнесен к видам работ, которые будут реализовываться на втором этапе проекта. Вся необходимая проектно-сметная документация подготовлена, и после определения сроков начала строительства работы будут выполнены в полном объеме», — пояснил господин Кириллов.

Третья составляющая — небольшая, двухсоткилометровая железная дорога Паюта — Новый Порт на юге Ямала. Объект включен в проект по инициативе «Газпрома», чтобы усовершенствовать «логистику по обеспечению соответствующих газовых месторождений».

Два ключевых транспортных объекта — железная дорога по восточному склону Уральских гор Полуночная — Обская и дорога, получившая название «Северный широтный ход».

— Анализ экономической ситуации привел руководство корпорации и политическое руководство проекта к необходимости несколько скорректировать его этапы, — заявил Борис Анатольевич. — На первом этапе, начиная с 2011 года по 31 декабря 2014 года, будет возведен северный широтный ход. Эта стратегическая дорога начинается от станции Обская и заканчивается на станции Коротчаево. Реально она будет продолжена за счет сочленения с дорогой Обская — Бованенково и выходом еще одного пути от станции Бованенково до порта Сабетта. Это обеспечит транспортную закольцовку с Северным морским путем и значительно повысит логистическую эффективность перевозок углеводородов по территории Российской Федерации. Участниками северного широтного хода выступают 5 контрагентов: корпорация, правительство ЯНАО, профильное федеральное агентство «Росжелдор», «Газпром» и «Российские железные дороги». Каждый из участников берет на себя возведение конкретных объектов. В частности, корпорация намерена возвести дорогу на участке Салехард — Надым. Все проектные документы подготовлены, концепция северного широтного хода согласована, соответствующее соглашение между фигурантами подписано. С начала 2011 года корпорация планирует приступить к работе по реализации этого проекта.

Второй этап — возведение дороги Полуночная — Обская. Несмотря на то что подготовка проектно-сметной документации завершена, стратегию проекта в связи с кризисом пришлось откорректировать и строительство отложить. Однако хочу подчеркнуть: работа в любом случае будет исполнена, скорее всего, в середине десятых годов, — заверил заместитель генерального директора корпорации.

Что мы с этого будем иметь?

О комплексном инвестиционном проекте «Урал промышленный — Урал Полярный», с легкой руки журналистов названном «УПУПом», написано немало. Поэтому напомню лишь, что его разработка началась в 2005 году, после совещания по вопросам развития Уральского федерального округа. В декабре 2006 года «Единая Россия» взяла «УПУП» под свой патронаж.

Для реализации этого грандиозного проекта, инвестиционная емкость которого на первоначальной стадии составляла в ценах 2007 года около 544 миллиардов рублей, было создано открытое акционерное общество «Корпорация «Урал промышленный — Урал Полярный». Его участниками стали 4 субъекта Федерации: Тюменская, Челябинская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

По состоянию на 1 ноября 2009 года уставный капитал общества составил 2 миллиарда 990 миллионов 856 тысяч рублей. Всего же, судя по информации, представленной депутатам Тюменской областной Думы в прошлом году, субъекты УрФО должны вложить в проект 89 миллиардов рублей.

Изменились ли эти финансовые параметры за истекший год и насколько, господин Кириллов, к сожалению, не сообщил. В нынешней справке «УПУПа» есть только одна цифра — «общий объем привлекаемых инвестиций в проект превышает 800 миллиардов рублей на принципах частно-государственного партнерства».

Впрочем, для того, чтобы судить о вкладе Тюменской области, достаточно информации, прозвучавшей на заседании Думы. Так вот: в 2008 году из регионального бюджета в уставной капитал ОАО выделен 1 миллиард рублей, в 2009-м — 545 миллионов рублей, в 2010 и 2011 годах планируется направить соответственно 3 миллиарда 12 миллионов рублей и 958,6 миллиона рублей.

Для сравнения: за 9 месяцев нынешнего года на финансирование мероприятий, реализуемых в рамках областной целевой программы «Развитие промышленности, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности», из бюджета области было направлено 227,7 миллиона рублей.

В справке, представленной заместителем гендиректора корпорации, сказано: «Главная задача проекта — завершение формирования транспортной и энергетической инфраструктуры федерального округа для модернизации и диверсификации сырьевых экономик севера УрФО, вовлечение в хозяйственный оборот сырьевого потенциала Ямала и Югры, содействие модернизации экономик старопромышленных территорий Уральского федерального округа (Свердловской и Челябинской областей)». Кроме того, формирование транспортной инфраструктуры «станет вкладом в дальнейшее освоение северных территорий Ямала и Красноярского края».

Как видите, о Тюменской области — ни слова. Более того, она вообще практически остается в стороне от грандиозных планов «УПУПа» по модернизации и диверсификации региональной экономики. Единственный объект, запланированный на территории Тюменской области в рамках мегапроекта, — строительство дороги Тюмень — Агириш — Салехард, и то отложен в дальний ящик «в связи с мировым экономическим кризисом».

А вот, например, Свердловская область, так и не вошедшая в число участников ОАО, от кризиса, похоже, только выиграла. Борис Кириллов сообщил: «Учитывая текущую экономическую ситуацию, мы ищем новые интересные инвестиционные проекты, в том числе для разработки торфа в Свердловской области». И это помимо всего того, что уже предусмотрено для содействия «старопромышленному» Уральскому региону.

В то же время в перечне планируемых к разработке полезных ископаемых отсутствуют фосфориты, необходимые для производства минеральных удобрений. Этот проект, по мнению депутата Тюменской областной Думы, единоросса Юрия Конева, принес бы ощутимую пользу не отдельным предприятиям или муниципалитетам, а всем сельхозпроизводителям УрФО.

Комментируя информацию корпорации, депутат регионального парламента, член «Единой России» Николай Барышников напомнил простую истину: любой проект должен иметь рентабельность и выгоду.

— В вашей справке указано, что стоимость затрат составит более 800 миллиардов рублей. Сколько мы получим по завершении проекта и какова его рентабельность, чтобы покрыть расходы да еще заработать? — спросил депутат.

— На самом деле вопрос сложный и требует значительно более долгого доклада, — пояснил Борис Кириллов. — Как вы поняли, проект состоит из нескольких частей, и, соответственно, экономика считается по каждому из конкретных направлений. Я могу привести пример по уже упомянутому северному широтному ходу. Его рентабельность с момента эксплуатации приблизительно в два раза превысит минимальный порог рентабельности и позволит окупить вложенные в него средства. Северный широтный ход будет стоить порядка 150 миллиардов рублей в текущих ценах и должен окупиться условно в течение 6-10 лет. Если говорить об объектах генерации, то срок окупаемости значительно меньше. Что касается претерпевшего изменения блока геологоразведки, то корпорация уточняет ситуацию в сфере недропользования.

Непростыми оказались и вопросы, которые депутаты задали господину Кириллову на состоявшемся накануне заседании комитета по экономической политике и природопользованию.

Например, председателя регионального парламента, единоросса Сергея Корепанова интересовало, насколько объективно используются средства, вложенные Тюменской областью в уставный капитал?

— Характеристику объективности использования средств должны давать не мы, но я хочу сказать, что по исполнении бюджета за 9 месяцев корпорация в качестве базовых инвестиций получила около 2 миллиардов рублей, в том числе на разработку проектной документации дороги Салехард — Надым, — заявил заместитель гендиректора. — В настоящее время эти средства находятся в стадии реализации, и прямо сейчас сказать о степени эффективности их использования я не могу. Они находятся в работе, мы отчитаемся за каждый рубль.

Что касается содержания аппарата корпорации, то, по словам Бориса Кириллова, в 2010 году личный состав сокращен на 40 процентов, несколько снижена и заработная плата, в первую очередь высшего управленческого персонала. Каков сегодня этот самый личный состав и какие суммы идут на его содержание, Борис Анатольевич не сообщил.

Вице-спикера Думы, члена фракции «Единая Россия» Сергея Холманского беспокоило, насколько проработаны вопросы экологической безопасности почти эталонного участка приполярной тайги, Северной Сосьвы, других нерестовых рек, попадающих в зону крупномасштабного строительства, которое, кстати сказать, совсем не нужно коренным северянам.

Господин Кириллов пояснил: «При подготовке проекционных решений в соответствии с требованиями законодательства предусмотрены общественные слушания. Однако они пока не проводились… На мой взгляд, если застройщики выполнят все свои обязательства, то местные жители должны ощутить на себе эффективность проекта. В том числе от производства сингаза». А затем он попросил Сергея Павловича, как депутата от Югры, оказать… содействие для дальнейших работ по обеспечению экологической безопасности территории.

Поскольку словосочетания «экологическая безопасность», «экологическая экспертиза» в справке по «УПУПу» отсутствуют напрочь, то создается впечатление, что проект вообще не имеет экологической составляющей. Собственно, сам господин Кириллов это косвенно подтвердил во время пресс-конференции, которую он дал вместе с руководителем регионального отделения «Единой России» и депутатом Андреем Артюховым после своего выступления на Думе.

Реплику моей коллеги Людмилы Никифоровой о том, что тюменские ученые до сих пор не имели возможности ознакомиться с небезопасными для северной природы проектами «УПУПа», Борис Анатольевич парировал так: «Мы выходили из кризиса вместе со всей страной! Экологическая составляющая будет… с января следующего года. Мы даже планируем в рамках официального портала корпорации организовать соответствующее модельное обсуждение, публично и открыто. Но нельзя и впадать из одной крайности в другую. Экономическое развитие необходимо, и особенно северным территориям, где живут люди, а не только рыбы».

Комментарии, как говорится, излишни!

Весьма неясна и еще одна составляющая проекта — социальная. В справке сказано: «Мультипликативный эффект реализации проекта предполагает выполнение предприятиями Свердловской, Челябинской, Тюменской и Курганской областей промышленного заказа по обеспечению строительства транспортных, энергетических и горно-добывающих объектов с увеличением количества рабочих мест до 70 тысяч».

Но какое конкретно количество новых рабочих мест будет создано в Тюменской области? Специалисты каких профессий будут востребованы? Еще год назад, заслушивая отчет тогдашнего исполняющего обязанности гендиректора корпорации Рэмира Мукумова, депутаты предложили предоставить более конкретную информацию на сей счет, чтобы учебные заведения смогли своевременно начать подготовку требуемых специалистов. Однако, если судить опять же по словам Бориса Кириллова, пока конкретный разговор идет только об одном тюменском предприятии — «Тюменьстальмост»: оно будет участвовать в работах по возведению комбинированного мостового перехода через реку Надым. А мостов разной сложности в проекте предусмотрено как минимум более сотни!

Большие надежды на «УПУП» возлагали наши геологи, знающие Полярный Урал как свои пять пальцев. Но им вряд ли стоит мечтать о больших объемах работы в проекте. «Каждый из геологических объектов оформлен отдельным предприятием. Эти дочерние предприятия корпорации будут напрямую договариваться с соответствующими центрами геологоразведки в Тюмени, Екатеринбурге и Москве», — пояснил Борис Кириллов.

Весьма неопределенна и судьба будущих выпускников наших технических вузов. Во время пресс-конференции Борис Кириллов сообщил: «Мы побывали в нефтегазовом университете и обнаружили не просто возможные кадры, но и увидели определенные технологии, которые корпорация скорее всего приобретет. Это технологии в сфере геологоразведки, оценки жидких и твердых полезных ископаемых, мониторинга и моделирования ситуации, когда возводятся какие-то объекты или ведется добыча. Я был поражен уровнем и объемом этих инновационных моделей!» Иными словами, достижения и потенциал наших вузов только сейчас стали открытием для корпорации, имеющей такие амбициозные планы.

И все-таки насколько бюджетные расходы Тюменской области на реализацию проекта «Урал промышленный — Урал Полярный» будут адекватны тому, что она в итоге получит?

Вот как на перефразированный вопрос Николая Барышникова Борис Кириллов ответил мне: «На мой взгляд, такой подход не совсем правильный. Мы живем в одной стране. Юг Тюменской области или Ямало-Ненецкий автономный округ — это вклад и залог развития нашей страны, каждого из нас с вами и наших потомков. Катарский бизнес или европейский готов сегодня кредитоваться и вкладываться в проект. А вы как житель Тюменской области не готовы! Вы знаете, крупные экономические структуры очень серьезно считают, перед тем как решиться инвестировать два миллиарда евро. Здесь можно думать сиюминутно, взять рубль и положить в карман, а можно этот рубль вложить в будущее и получить миллион долларов. К слову сказать, соотношение средств из бюджета Тюменской области и общего потенциала проекта примерно такое — 1 рубль к 1 миллиону долларов».

Услышав подобную отповедь лет двадцать назад, я бы, наверное, устыдилась. Ну действительно, что же я все о кармане тюменского налогоплательщика пекусь, надо мыслить масштабнее! Но сегодня замшелая риторика семидесятых годов прошлого века по меньшей мере вызывает недоумение. «Газ и нефть Родине — любой ценой!» «Прежде думай о Родине, а потом — о себе». Все это мы уже проходили…

Справка «ТИ»: Кириллов Борис Анатольевич родился в 1971 году в Магнитогорске. В 1993 году окончил исторический факультет УрГУ. Кандидат исторических наук. С 1996 по 2009 год работал в аппарате полномочного представителя Президента РФ в УрФО.

Нравится

Статьи по теме

№226 (5203)
24.12.2010
Александр Белов
Уральская стройка набирает Северный ход
№217 (5194)
10.12.2010
Андрей Фатеев
Мода на экокультуру?

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"