3 мая 2024     

Общество   

У каждого на свете есть песенка своя!

А теперь послушайте себя. Какая музыка звучит внутри вас? Повторите ее — «сыграйте» на самом совершенном инструменте — собственном голосе. Вашу песню подхватит другой, и это будет уже дуэт. А если вашу мелодию одновременно повторит много голосов... Вижу лес рук 4-5-летних ребятишек из хора «Сибирята» вокально-хорового отделения «Школы искусств «Этюд» Тюмени. Они знают правильный ответ. И этим малышам, открывшим с помощью своего учителя Татьяны Солодовниковой столько волшебных музыкальных историй, просто не терпится ими поделиться.

...Послушайте: не стоит сжимать пальцы в кулаки! Это ваш нотный стан. Не верите? А вы взгляните на свою левую ладошку, по-детски растопырьте пальцы. Мизинчик — «ми», под ним — «ре», теперь мысленно подрисуйте дополнительную скамейку — линейку, где расположится «до»... И вот уже у нас есть «до», «ре», «ми». Безымянный палец на самом деле «соль» — нотка, что пишется на второй линейке. А «фа» располагается там, где ей и положено, между «ми» и «соль». В нашем случае между мизинчиком и безымянным.

А теперь любым пальцем правой руки дотрагивайтесь до нужной вам нотки — ведите свою мелодию. Не скрою: когда я впервые услышала эту музыкальную историю, была удивлена не меньше Тартюфа, открывшего, что он, оказывается, говорит... прозой.

Конечно, нужно знать, как звучит эта «ре» и эта «си». И помнить о том, что целую нотку можно, как яблоко, разрезать на половинки, четвертинки, восьмушки. Когда мы вместе с пятилетней внучкой проводили этот «опыт» дома, девчушка заметила, что мои дачные яблоки очень малы для того, чтобы разрезать их на шестнадцатые, тридцать вторые и шестьдесят четвертые доли. А такие длительности тоже есть. И им будет обидно, если они не прозвучат. Значит?.. «Значит, Татьяна Владимировна принесла бы на урок крупную картошку».

Ну и выдумщица же эта Татьяна Владимировна! И артистка, которая за коротенький урок успевает и сказки про нотки рассказать, и песенки спеть, и на фортепиано поиграть. Делает она это так, что урок по очень сложному предмету сольфеджио незаметно превращается в спектакль, в котором главные действующие лица — дети и музыка. Эту музыку ребятишки потом приносят домой. В своих рисунках. Вот: «До, ре, ми, фа, соль, ля, си — едет кошка на такси». А вот: «Мы нашли в лесу гнездо, там живет — не знаешь — кто?» Ответ найдете, если гамму в обратном порядке — сверху вниз споете.

Побывала на многих уроках Т.Солодовниковой. И каждый раз уносила с собой вопрос. Задавать его Татьяне Владимировне не спешила, сама хотела разобраться — понять: почему одни устают от профессии, а другие через годы, через десятилетия спешат на работу как на праздник?

Каждый новый учебный год в класс к Татьяне Владимировне приходят совсем еще несмышленыши. И совсем не факт, что все они обладатели музыкального слуха. Поют что-то для себя, а их родителям (понятное чувство) кажется, что ребенок способен затмить на сцене примадонну. Самое удивительное, что и Татьяна Владимировна в это верит. «Смотрите, — радуется, — какое чудо к нам в класс пожаловало!» И каждый новый учебный год начинает с того, чтобы чудо это научилось на лету отличать (абсолютно для меня неотличимое), к примеру, «до» от «ре-бемоль». Каждый год — все сначала. Вверх, по ступенькам нотной грамотности, от простых песенок из одной нотки («Здрав-ствуй, сол-ныш-ко, ко-ло-кол-ныш-ко») до сложных опер, участия в инаугурации губернатора области и побед в фестивалях всероссийского и международного уровней.

Могу представить постпобедное состояние ощущения крыльев за спиной. Но как не растерять гамму искренних чувств, сохранить блеск глаз, если из года в год, из урока в урок твердить одно и то же?

Разгадка есть. Правильный ответ: в точном совпадении мечты с призванием.

Там, теперь уже, увы, в далеком детстве, Таня, тогда еще Кайгородова, видела себя учителем начальных классов. Дверцы домашней мебели превращались для нее в школьную доску, места за импровизированными партами занимали игрушки. Потом кукол и зайцев сменили соседские ребятишки. Ей было о чем им рассказать, ведь она готовилась к своим урокам так же тщательно, как и ее бабушка — настоящая учительница Антонина Алексеевна Пухленкина-Кайгородова. Набежавший дождик лишь на короткую переменку прерывал урок. Пауза нужна была для того, чтобы «весь класс» перебежал в подъезд дома. Ребятишки мчались за своей «учительницей», потому что им было с ней интересно.

Не с той ли поры Татьяна Владимировна полюбила дождливую погоду? Признается, что ей очень нравится наблюдать, как небесные струи рисуют косые и прямые линии за окном, признается, что ей нравится слушать музыку дождя. Весеннюю, осеннюю, летнюю... Она бывает разная! Различать эти нюансы ее научила тоже бабушка.

— Она, — говорит Татьяна Владимировна, — была моим первым певческим учителем. В ее доме собирался весь поселок Ларьяк. Одни под ее руководством пели, другие слушали. «Я не радио!» — отшучивалась бабуля, когда я просила ее повторить ту или иную песню. Действительно, не радио. Ведь радио, в отличие от бабули, не выстраивало голоса, не подсказывало, как правильно вести ту или иную мелодию.

Антонина Алексеевна Пухленкина-Кайгородова на самом деле легендарная личность. Оказывается, что именно она первая женщина ханты, учительница Ларьякской начальной школы — в 1940-м была избрана первым секретарем Ларьякского райкома ВЛКСМ, потом была директором школы, заведовала роно, занимала партийную должность в Ханты-Мансийске, затем трудилась в должности второго секретаря Сургутского горкома партии... Эти данные из биографии А.Кайгородовой воспринимаются ее внучкой в совершенно новом свете лишь теперь, когда у нее самой за плечами солидный опыт жизни и работы. А до этого Антонина Алексеевна была для нее просто бабушкой, которая красиво пела — вела свою мелодию.

И ученик известного далеко за пределами нашей области музыканта Евсея Натановича Шапиро — Владимир Григорьевич Кайгородов, длительное время возглавлявший хоровое общество Тюмени, — для Т.Солодовниковой просто папа. «Шумный, веселый, как праздник. Красивый, добрый, надежный, как ...девичья мечта о будущем муже».

— В детстве, — смеется Татьяна Владимировна, — я серьезно собиралась выйти замуж за своего папу. Он так умел шалить! Он так красиво ухаживал за мамой! Он посвящал ей музыку, он писал ей стихи... Я подражала ему. Пыталась, например, писать левой рукой, копировала его почерк.

Татьяна Владимировна достает тетрадку со своими поурочными планами. Толщиной задуманного меня не удивить: я — дочь учительницы, которая тоже старалась отдать своим ученикам за время урока как можно больше знаний. В планах Т.Солодовниковой меня поразили буквы. Каждая из них художественно выписана. Есть смысл тратить столько времени на написание своего задания на урок, который давным-давно знаешь наизусть?

— Мне это доставляет удовольствие! — слышу в ответ. — Да, я не открываю новые ноты, но я могу открыть, как по-новому преподнести ребятишкам звучание этих нот. Преподнести как сказку. Мой любимый возраст — раннее детство. Доверчивое, любопытное, распахнутое...

«Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь». Даже если эти стихи не произносятся в начале каждого урока, то они все равно звучат в классах Т.Солодовниковой. Ведь настоящий артист должен быть красивым, нарядным. Таким, какой приходит на занятия Татьяна Владимировна. А у нее, в свою очередь, есть тоже пример для подражания. Ее мама.

— Знаете, мне кажется, я никогда в жизни не видела ее, что называется, неприбранной, —говорит Татьяна Владимировна. — У нее всегда была красивая прическа, красивая одежда. И каблучки туфелек у нее не просто цокали, а выстукивали красивый ритм. Вот такая необыкновенная у меня была мама...

В памяти, как в архиве, перелистываю фамилии людей, о которых писала в газету в разное время. Стоп!

— Тамара Павловна Кайгородова, когда-то организовавшая в тюменской школе № 16 хор «Сибирят», который потом гремел, что называется, на всю округу, это... ваша мама?

— Да, — подтверждает мою догадку Татьяна Владимировна. — Это моя мамочка.

Опять чувствую себя Тартюфом: ну как же я сразу-то не могла догадаться, что «Сибирята» Т.Солодовниковой — «детки» тех «Сибирят», которых учила вести мелодию известный хормейстер Т.Кайгородова?!

— Я хорошо помню тот вечер 1984 года, когда родилась задумка создать детский хор с таким названием, — рассказывает Татьяна Владимировна. — Мы, как всегда, допоздна засиделись за столом... В нашей семье строго соблюдалось правило: ужинаем только все вместе. Каждого из нас приходилось ждать: у людей творческих работу нельзя запланировать «от сих до сих». Но вот собрались... Всем есть что рассказать друг другу, чем поделиться. Ах, какие же это были необыкновенные, душевные вечера! Хотелось петь. И мы пели. Так вот в тот вечер, слушая нас с мамой, папа похвалил: «А что, девчонки, вы могли бы в Тюмени создать детскую хоровую студию, такую же, как у Георгия Струве в Москве! «Утро вечера мудренее», — повторила мама любимую папину поговорку. А наутро она принялась за дело. И появились «Сибирята»: первоклассники музыкального класса из 16-й школы стали учить буквы параллельно с музыкальной грамотой. ...Нет ничего удивительного в том, что вы в нас не признали маму и дочку. Мы никогда не афишировали свое родство. На работе мы были коллегами: я окончила Тюменское училище искусств. А домой возвращались, держась за руки.

Ей и по сей день часто не хватает чувства маминой руки. Теплой руки. Надежной. Особенно трудно пришлось, когда мама сказала: «Держись! Ухожу надолго». Татьяна готова была ждать... Не готова была к тому, что надолго — навсегда. Не готова была к объему свалившихся на нее забот, проблем, вопросов, которые решала в хоре Тамара Павловна. Но она продолжила дело своей мамы — пела через ком рыданий в горле.

Потом случилась перестройка. Одни за другими закрывались студии, кружки, секции. Очень многим людям оказалось просто не до песен... А Татьяна Солодовникова, подыскивая в очередной раз место хотя бы временной прописки для своих «Сибирят», звонила во все колокола: «Духовное здоровье нации находится в прямой зависимости от всеобщего музыкального образования детей, от приобщения их к самому демократическому виду искусства — хоровому пению».

Сегодня «Сибирята» —это четыре хора: старший, кандидатский, младший и подготовительный. Хор из более сотни голосов ребят от пяти до семнадцати лет. Есть у Татьяны Владимировны и совершенно необыкновенное создание — хор мальчиков. Представляете? Ершистых, легко разбирающихся в компьютерных заморочках — и предпочитающих хоровое пение. Не поверила бы в такие метаморфозы, если бы не видела этот хор на сцене. Если бы собственными глазами не читала те многочисленные дипломы, которые получили воспитанники Татьяны Солодовниковой на всевозможных фестивалях, хоровых олимпиадах: в германском Бремене, Болгарии, Москве, Санкт-Петербурге... Поверьте: даже простое перечисление городов, в которых слышали «Сибирят», займет едва ли не целую газетную полосу! А нам еще нужно выяснить главный секрет метаморфоз. Он, как всегда, в любви. В любви к делу, которому служишь. А еще... «Люби ребенка — и тогда сможешь из него лепить все, что угодно». Так все просто. Но не у каждого воплотить этот принцип в жизнь получается.

Сегодня художественный руководитель образцового хорового коллектива «Сибирята» Т.Солодовникова готовит своих юных артистов к участию в Международном конкурсе-фестивале искусств «Зимний карнавал SUOMI», который состоится в конце января в Финляндии. И мечтает... О создании вокально-хоровой школы, в которой будут проводиться творческие и практические семинары, встречи и концерты различной тематической направленности, мастер-классы для педагогов и хормейстеров Тюменской области. Залог успеха... Он опять же в любви. В верной любви и взаимопонимании. Такие отношения связывают Татьяну Владимировну не только с нынешними учениками, но и с ее выпускниками. Рядом с Т.Солодовниковой трудится Татьяна Юрьевна Шацкая — победитель прошлогоднего городского конкурса «Учитель года». Татьяна Владимировна помнит, как этого будущего хормейстера привела к ней за ручку мама. Рядом с Татьяной Владимировной много лет трудятся концертмейстеры Елена Николаевна Бородина и Анна Александровна Абдувалиева, в числе главных ее помощников — преподаватели Тюменского училища искусств Татьяна Юрьевна Шевелева (учитель Т.Солодовниковой) и Людмила Геннадьевна Лезина (учитель Юлии — хормейстера в третьем поколении, дочки Т.Солодовниковой). Большая творческая дружба связывает «Сибирят» с композитором Валерием Серебренниковым. Коллектив студии осуществил ряд творческих работ с московскими композиторами, лауреатами всесоюзных и международных конкурсов Ю.Тугариновым, Г.Струве, с композитором из Екатеринбурга, заслуженным деятелем искусств России, дипломантом международных конкурсов, доцентом, кандидатом искусствоведения М.Баском.

У каждого на свете есть песенка своя! С открытия этой музыкально-азбучной истины начинаются уроки для самых маленьких воспитанников Татьяны Владимировны. Найти свою песню и спеть ее нефальшиво — задача, которую помогает решать хормейстер Т.Солодовникова. Помогает решать, будучи абсолютно уверенной в том, что песня способна растворить боль, создать праздник. Значит, не быть одиноким. Ведь в хоре одиноких не бывает.

Вижу лес рук 4-5-летних ребятишек из хора «Сибирята» вокально-хорового отделения «Школы искусств «Этюд».

Сегодня «Сибирята» — это четыре хора: старший, кандидатский, младший и подготовительный. Хор из более сотни голосов ребят от пяти до семнадцати лет.

Нравится

Статьи по теме

№80 (5057)
13.05.2010
Наталья Баранова
Александра и её «Мэлодес»
№69 (4811)
18.04.2009
Ирина Алексеева
И север, и юг приедут на "Дебют"

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"