2 мая 2024     

Культура   

Лесные волшебницы живут в Русскинской

Особенно многолюдно в деревушке в конце марта: на традиционный праздник «слетаются» рыболовы, охотники и оленеводы. Слет проводится в Русскинской с 1969 года.

Мы наведались туда в середине декабря, когда жизнь в деревне идет неспешно и размеренно. На тихих заснеженных улочках встретишь лишь редких прохожих или промчится мимо на «Буране», унося в лес нагруженные нарты, заботливый хозяин. На снегоходах многие лесные жители добираются до родовых угодий.

Русскинская уютно расположилась вдоль Тром-Агана (в переводе на русский «Божья река») на севере Сургутского района, в 130 км от города. По здешним меркам расстояние небольшое. Название деревни сохранило фамилию основателя — ханта Ивана Русскина. В начале XX века его семья поставила здесь свои юрты. «Юртами Русскиных» поначалу и называли место обитания большого Иванова семейства.

В 30-годы вышел указ вождя всех народов о переводе вольнолюбивых кочевников на оседлый образ жизни… Замыслам руководства помешала война. Однако после Великой Отечественной на месте юрт началось строительство поселка. Появились фельдшерско-акушерский пункт, сельский клуб… А в 50-е первых детей ханты встретила маленькая школа-интернат.

Сегодня Русскинская — современное поселение, где есть все, что нужно для жизни: магазины, центр досуга и творчества, музей, библиотека, центр национальной культуры… Знакомство с деревней решили начать именно с него.

Здесь нас встречали как самых дорогих гостей: потчевали душистым чаем с пирогами да хантыйскими песнями, танцами, сказками, потешками. Их немало в репертуаре фольклорного ансамбля «Вонтнэ» («Таежница»). Создала этот удивительный коллектив в 1988 году Лидия Сопочина. Лидия Ивановна стала первым директором центра национальной культуры в Русскинской. Появился он в 1991-м, на базе сельского дома культуры.

Самодеятельные артисты покорили своим творчеством даже самых взыскательных критиков. Семья Кечимовых (Тимофей Иванович, Семен Тимофеевич, Сергей Васильевич) участвовала в I Всемирном фольклорном фестивале (Москва), в фестивале «Песни и танцы финно-угорских народов» (Венгрия)… Уникальным звучанием традиционных инструментов заинтересовались специалисты Института мировой музыки (Финляндия). Они побывали в Русскинской, записали на диск песни Кечимовых.

Чтобы не затерялись в веках северные мелодии, их расшифровал и зафиксировал на бумаге студент музыкального колледжа Иван Полех, сегодня известный в округе композитор. В 2005 году при поддержке отдела по культуре администрации Сургутского района центр выпустил нотный сборник «Песни и наигрыши семьи Кечимовых».

— Есть диск, ноты — и при желании добьешься хотя бы приближенного звучания. Национальную мелодию очень трудно уловить на слух, — рассуждала Зоя Николенко. С 1998-го она заведует центром национальной культуры в Русскин-ской. — Что удалось сделать за эти годы? Во всяком случае, не растеряли то, что нам передали…

Участницы ансамбля «Вонтнэ» продолжают дело, начатое Лидией Сопочиной. В репертуаре коллектива — народные обрядовые песни, танцы, сказки, легенды… Их еще помнят коренные жители. «Мы все записываем на видео, заучиваем, исполняем на сцене только с разрешения тех, кто нам это принес», — пояснила Зоя Павловна.

Мастерицы центра знакомят с традиционной хантыйской культурой и поселковых ребятишек, независимо от национальности. Занимаются они здесь с пятилетнего возраста, с удовольствием разучивают хантыйские песни, сказки, танцы. Дети охотно осваивают премудрости мастерства, изготавливают традиционные игрушки, сувениры. Значит, не прервется связь времен…

Участницы этнического коллектива сами шьют себе яркие наряды, расшивают их бисером. «Такие костюмы ни в одном ателье не закажешь, — пояснила собеседница. — Обходимся собственными силами. Свой костюм шила месяца четыре…»

Наряды мастериц — не привычная городскому жителю сценическая стилизация. Каждая деталь одежды выполнена с соблюдением вековых традиций. Не нарушить их помогает специализированная литература (в библиотеке центра хранятся настоящие сокровища!). Если нет ответа в книгах, всегда можно спросить совета у «лесных» рукодельниц. Они часто наведываются в деревню.

— Культуру народа не изучить только через устное творчество, — уверена Зоя Николенко. — Ее нужно попробовать руками, понять красоту и смысл орнаментов… Женщине нужно знать, как накрыть стол, принять гостей — из таких деталей и складывается уникальная культура народа ханты.

Интересный факт: артистки центра не только исполняют национальные песни и танцы на различных праздниках, но и сами являются авторами многих концертных номеров. Солистка ансамбля «Вонтнэ» Яна Глазунова сочинила недавно колыбельную для своей маленькой дочурки. Такие, личные, песни пишутся с ходу… «Личные песни не поют — переживают, — уточнила руководитель ансамбля. — Переносишь их на бумагу — укладываются в диапазон пяти нот (на наркас-юхе — пять струн). Почему так получается? Загадка…»

Центр национальной культуры в чем-то похож на музей: здесь представлено множество экспонатов. Сами сотрудницы одну из комнат центра так и называют — «Музейная». В ней собраны всевозможные вещицы: берестяные короба и туеса, расшитые узорами сумочки для рукоделия, мордушки (приспособления для ловли рыбы), хантыйская посуда, циновки, корневатик (емкость с выпуклыми стенками и крышкой, плетенная из кедрового корня)…

А в соседней, выставочной, комнатке есть витрины, у которых непременно хочется задержаться подольше. Здесь показаны забавные игрушки, сделанные из подручного материала, точнее, из остатков охотничьих трофеев. Куколки — из утиных клювов, погремушки — из беличьих хвостиков, щучьих позвонков или из… глухариного зоба.

Еще одно сокровище центра — хантыйские национальные музыкальные инструменты: наркас-юх, торсапль-юх, нинь-юх… Они попадают сюда разными путями: что-то получили в награду за победы на конкурсах, что-то приобрел для «Таежницы» отдел по культуре администрации Сургутского района. С отделом по культуре у мастериц — особые, теплые отношения. «Нас всегда поддерживают, — заверила Зоя Павловна. — Для работы есть все необходимое: аудио-, видеоаппаратура, материалы…»

Кстати, несколько новеньких инструментов привезли в центр в день нашего приезда. «Самое время, — радовалась хозяйка. — Наши-то совсем расстроены, эксплуатировали их безбожно: играли и в мороз, и в жару на различных конкурсах, фестивалях… Участвовать в них необходимо: видишь, у кого какой уровень, сравниваешь, понимаешь, в правильном ли направлении движешься».

Более чем за 20 лет творчества где только не побывал ансамбль «Вонтнэ»: в Петрозаводске (Карелия), Суоми (Финляндия), Будапеште (Венгрия), Екатеринбурге, Тюмени, Новосибирске, Уфе, Чебоксарах… «Нынешней весной ездили в Саранск, на II Межрегиональный фестиваль финно-угорского мира «Кштима», — рассказала Зоя Николенко. — Там получили диплом «За сохранение народных традиций». В прошлом же году вошли в десятку лучших этнографических центров РФ. Бальзам на душу…»

Есть у «Таежницы» свой, лесной, мастер — Сергей Кечимов. Он делает традиционные инструменты из дерева, струны для них — из подручного материала. Полюбоваться изделиями самобытного мастера можно в музее центра национальной культуры. А научиться играть на них — в поселке Саранпауль Березовского района. Там находится национальная музыкальная школа. Организовал ее Дмитрий Агеев. По его уникальной методике обучалась Зоя Николенко. Теперь делится знаниями с ценителями хантыйской культуры.

Русская по национальности, Зоя Павловна увлеклась культурой ханты случайно. Жизнь так сложилась… «Мне предложили эту должность. Согласилась… — призналась. — Я выросла в Казахстане, окончила музыкальное училище в Алма-Ате, затем — Чимкентский педагогический институт культуры. Была методистом в детском саду, педагогом-организатором в дворовых клубах Алма-Аты. В 1994-м устроилась в центр досуга и творчества Русскинской, где создала музыкальную студию, оркестр русских народных инструментов и детский народный ансамбль «Кудерышки». Спустя четыре года стала заведующей центром национальной культуры. О традициях, обычаях северного народа не знала ничего. Всему пришлось учиться… Если уж работать, то со всей душой. Изучать культуру другого народа нужно с великим уважением, интересом. Иначе нельзя. Лет пять ко мне относились с опаской. Теперь поверили, прислушиваются, доверяют. Это дорогого стоит!..»

В Русскинской Зоя Николенко живет уже 16 лет. Из полуторамиллионного города переехала в деревню, где населения — полторы тысячи, из них более восьмисот человек живут на стойбищах… Но не жалеет. Потому как природа, люди в этих краях — изумительные! Русскинская — модель бывшего Советского Союза в миниатюре. Здесь соседствуют молдаване и украинцы, русские и дагестанцы и, конечно, коренное население. «В такой деревне — свои правила жизни, к ним довольно быстро привыкаешь, — заверила Зоя Павловна. — По шумному городу скучать не приходится: раза два в неделю бываю в Сургуте — и с удовольствием возвращаюсь обратно…»

В 2006 году фольклорному хантыйскому ансамблю «Вонтнэ» было присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив».

Нравится

Статьи по теме

№228 (4488)
07.12.2007
Ирина ТАРАБАЕВА
Деревня Русскинская: от Ивана до наших дней

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"