2 мая 2024     

Культура   

«Алкид» откликается на зов времени

«Алкид» был поставлен на сцене театра San-Benedetto в 1778 году. Бортнянский написал оперу для Венецианского фестиваля, и она пришлась по вкусу тогдашним зрителям. В прессе появились восторженные отзывы: «Разнообразие, изящество и блеск вокального исполнения, изобретательность и приятность балета, искусное построение сюжета создали спектакль, доставивший наслаждение и получивший одобрение и единодушные аплодисменты зрителей».

Дмитрий Бортнянский, родившийся на Украине, живший в Санкт-Петербурге, а с 1769 по 1779 гг. совершенствовавший мастерство в Италии, получил заслуженное признание публики. В своей музыке он использовал весь арсенал гармонических и оркестровых приемов, присущих тому времени, а в развитии музыкальной драматургии, как считают музыковеды, сумел шагнуть дальше, достигнув бетховенских высот. Между тем в России популярность Дмитрия Степановича, которого называют основоположником русской национальной композиторской школы, была больше связана с его произведениями в жанре хорового концерта. После возвращения на родину Бортнянский посвятил себя церковной музыке и до конца жизни возглавлял Придворную певческую капеллу.

Оперу «Алкид» композитор написал на либретто известного итальянского драматурга Пьетро Метастазио. Алкид — юношеское прозвище Геракла, которое мифологический герой носил во время выбора жизненного пути. Перед ним лежали две дороги: в тихую гавань наслаждений и в жизнь, полную опасностей и подвигов. Алкид избрал второй путь.

«Души прекрасные, избегайте осторожно тех наслаждений, что приносят мучения; души прекрасные терпите те мучения, от которых рождается радость» — вот главная мысль оперы.

После славной, но короткой жизни в Венеции произведение Дмитрия Бортнянского нигде не исполнялось. Долгое время сочинение считалось безвозвратно утерянным. Но не зря же бытует мнение, что рукописи не горят. А когда нужно, откликаются на зов времени!

Наверное, не случайно то, что микропленка с копией оперы, обнаруженная в Вашингтоне, попала в руки маэстро Антона Шароева. Во-первых, он известный ценитель незаслуженно забытых произведений. Во-вторых, у него удивительный «нюх» на скрытые под толщей вековой пыли шедевры.

Антону Георгиевичу удалось возродить оперу «Алкид». Но сколько сил на это ушло! Шесть лет потратил Шароев на то, чтобы осуществить постановку. Из них полтора года искал специалиста со знанием средневекового итальянского языка. После — бросился на поиск нужных голосов (например, партию Алкида композитор написал для певца-кастрата!).

Известно, если Шароев чего-то хочет, он непременно этого добьется. Маэстро нашел солиста Эрика Курмангалиева, обладателя уникального голоса диапазоном от контральто до сопрано, и собрал ансамбль исполнителей, полностью соответствующий оригиналу.

Однако еще долгое время Антону Георгиевичу пришлось убеждать советских цензоров, которых смутил отец Алкида — мифический бог Зевс, в том, что он не занимается религиозной пропагандой. Постановку все-таки разрешили… через несколько лет.

Второе рождение оперы состоялось в феврале 1984 года на сцене Киевской филармонии. После этого «Алкид» исполнялся в Московской государственной консерватории и Ленинградской филармонии имени Шостаковича. В 2000 году сочинение Бортнянского впервые прозвучало в Тюмени.

Антон Шароев сразу назвал оперу «международным проектом». Пояснил: «Бортнянский родился на Украине, жизнь связал с Россией, десять лет отдал Италии, за основу произведения взял древнегреческий миф. А в итоге пропавшие ноты нашлись благодаря американке».

Нынче маэстро решил посвятить постановку Году России в Италии и Италии в России. 23 января «Алкид» в рамках абонемента «Оперы в концертном исполнении» будет исполнен на сцене концертного зала имени Гуляева при участии оркестра «Камерата Сибири» (п/у Антона Шароева) и хоровой капеллы Тюменской филармонии (п/у Анжелики Таланцевой). В ролях: Алкид — Артем Крутько (контртенор), Эдонида — Елена Шароева (сопрано), Аретея — Алена Крутько (сопрано), Фронимо — Александр Гайнутдинов (тенор), Альцеста — Анна Сукманюк (сопрано).

Нравится

Статьи по теме

№226 (5203)
24.12.2010
Ирина Тарабаева
Премьера — нервное дело!
№222 (5190)
17.12.2010
Дмитрий Иванов
Куда бежит тюменская опера?

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"