25 апреля 2024     

Экономика   

Полярный Урал станет ближе

Проект «Урал промышленный — Урал Полярный» получит из инвестиционного фонда России порядка 5,5 млрд. рублей. Из более чем ста миллиардов, изначально заявленных управляющей корпорацией. Такое решение принято инвестиционной комиссией, заседание которой состоялось в рамках Петербургского международного экономического форума.
Проект «Урал промышленный — Урал Полярный» инвестиционной комиссии презентовал Виктор Басаргин, заместитель уральского полпреда Президента, председатель наблюдательного совета одноименной корпорации. Моральную поддержку докладчику оказывали сразу три губернатора — Владимир Якушев, Александр Филипенко и Юрий Неелов. Тянущие пока этот поистине национальный проект исключительно за счет региональных бюджетов.
Опорный край державы уже на 65 — 100 процентов зависит от зарубежных поставок сырья. А конъюнктура на мировом рынке складывается явно не в нашу пользу: за последние годы цены только на железную руду выросли почти втрое. При дальнейшем повышении цен машиностроение Урала ожидает стагнация с последующим падением производства. Далее, по цепочке, не останутся в стороне от подобного процесса стройиндустрия, топливно-энергетический комплекс, прочие металлоемкие отрасли.
Столь плачевного развития событий можно вполне избежать. Ведь необходимое сырье находится буквально под рукой — на Северном Урале. Однако выход на эти заповедные территории сдерживает отсутствие транспортной инфраструктуры. Ядром проекта должна стать железная дорога Полуночное — Обская с пятью узловыми станциями, откуда пойдут узкоколейки добывающих предприятий, а также 35 разъездов. Если финансирование стройки начнется вскоре после Нового года, то к 2010 году возможно открыть рабочее движение, а в 2013-м — грузовое движение по всей трассе.
Параллельно решается вопрос о создании энергетических мощностей. С РАО «ЕЭС России» уже согласована соответствующая программа, в рамках которой планируется строительство Северо-Сосьвинской ГРЭС на 2400 мегаватт. Заявленные мощности позволят поставлять энергию в соседние регионы, а также за рубеж. Кроме того, бурый уголь Северной Сосьвы станет идеальной заменой казахскому углю, коим топят сегодня ГРЭС на Южном и Среднем Урале.
Капитальные вложения в проект оцениваются в 543,8 млрд. рублей, в том числе на строительство чугунки — 90 миллиардов. При этом из инвестиционного фонда РФ управляющая корпорация рассчитывает получить 105 млрд. рублей.
Представители инвестиционного комитета задали разработчикам лишь пару уточняющих вопросов: готова ли проектно-сметная документация и получено ли заключение по проекту Главгосэкспертизы? Ни первого, ни второго пока в природе не существует.
Помимо наших земляков на поддержку из инвестиционного фонда государства претендовали еще три проекта. Скоростной хайвэй от Москвы до Санкт-Петербурга. Скоростная железная дорога из Санкт-Петербурга в Хельсинки. И комплексное развитие Южной Якутии.
Автомобильный проект разработали по поручению самого Президента России. Причем в разработке принимали участие ведущие мировые компании: «Эрнст энд Янг», «Фрешфилд Брукхаус Дирингер», «Рамюболь Данмарк А/С». Появление дороги позволит преодолевать расстояние между двумя столицами за пять часов. Ведь расчетная скорость движения по магистрали, на отдельных участках достигающей 14 полос, составляет 150 километров в час.
Не обошелся без участия президента и железнодорожный проект. Соответствующее соглашение он подписал со своей коллегой из Финляндии. Проект, прошедший экспертизу «CityBank», подразумевает глобальную модернизацию существующей трассы с последующим выносом грузовых перевозок на новое направление. Уже через три года поезда здесь пойдут со скоростью не менее 200 километров в час, а в перспективе речь и вовсе идет о 350 километрах в час.
Не вызвало особых вопросов у членов инвестиционной комиссии и комплексное развитие Южной Якутии. Проект, предусматривающий создание на Дальнем Востоке нового промышленного района, получил положительное заключение Главгосэкспертизы России, прошел тщательную экспертизу «ABN Amro Bank N.Y.» Транспортный коридор протяженностью 330 километров обеспечит доступ к урану, углю, апатитам, железу, рудам цветных и драгоценных металлов. При государственной поддержке в Республике Саха возведут каскад из девяти гидроэлектростанций, горно-металлургические, горно-химические, горно-обогатительные, газоперерабатывающие и газохимические комбинаты.
Ознакомившись с претендентами, члены комиссии удалились на заседание. Уральцев все это время терзали сомнения: неужели проект зарубят? Заседание закончилось ближе к ночи. Решение принято.
— Комиссия в целом поддерживает проект «Урал промышленный — Урал Полярный», — озвучивает результаты председатель комиссии. — Проект важный и нужный. Показатели его эффективности не вызывают сомнения. Однако проект проработан недостаточно, отсутствуют экспертиза и проектно-сметная документация. Есть опасность затянуть сроки. Комиссия рекомендует выделить из инвестиционного фонда РФ недостающие средства на разработку документации.
Таким образом, уральский проект получит от государства 5,5 млрд. рублей. На проектирование скоростной дороги Москва — Санкт-Петербург выделяется 11,7 млрд. рублей. На организацию скоростного движения Санкт-Петербург — Хельсинки отпущено 20 млрд. рублей. И, наконец, проект комплексного развития Якутии может рассчитывать на 45 млрд. рублей.
Виктор Басаргин тут же рапортует Петру Латышеву о первой победе. Все только начинается. В сентябре решение комиссии по отбору проектов, финансируемых из инвестфонда, рассмотрит правительственная комиссия. Премьер подпишет соответствующее постановление. И вот тогда объявят тендер среди подрядных организаций, которые займутся разработкой проектно-сметной документации.
— Наша первостепенная задача, — поясняет Виктор Басаргин, — в кратчайшие сроки освоить выделенные средства, разработав всю необходимую документацию, провести экспертизу проекта. С тем чтобы мы могли реально претендовать на выделение очередных 100 млрд. рублей для реализации проекта. Старт дан. Напряжение не спадает.
Ресурсы месторождений Полярного и Приполярного Урала:
Уголь — 36 млрд. тонн.
Железная руда — 59,1 млрд. тонн.
Хромовые руды — 914 млн. тонн.
Марганцевая руда — 1537 млн. тонн.
Фосфориты — 468 млн. тонн.
Бокситы — 1147 млн. тонн.
Нефть — 1432 млн. тонн.
Газ — 225,6 млрд. кубометров.
Конденсат — 2,05 млн. тонн.
Древесина — 566 млн. кубометров.
Мощность плани-руемых предприятий по добыче:
Уголь — 16 млн. тонн в год.
Железная руда — 9 млн. тонн в год.
Хромовые руды — 3,5 млн. тонн в год.
Марганцевая руда — 1,4 млн. тонн в год.
Фосфориты 2,5 млн. тонн в год.
Жильный кварц — 20 тысяч тонн в год.
Бентониты — 400 тысяч тонн в год.
Урал производит 38,5% российской стали, 37,5% готового проката черных металлов, 44,3% стальных труб, 30% всей машиностроительной продукции.
Ежегодно на Урал завозится:
Уголь — 22,5 млн. тонн (Казахстан) — 90% потребления.
Железная руда — 10,8 млн. тонн (Казахстан, Украина) — 65% потребления.
Хромовые руды — 1,6 млн. тонн (Турция, Казахстан) — 72% потребления.
Марганцевая руда — 1,1 млн. тонн (Украина, Грузия) — 100% потребления.
Медный концентрат — 0,8 млн. тонн (Монголия) — 80% потребления.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"