28 апреля 2024     

Культура   

Сергей Грязнов: «Не хочу быть заложником одной роли…»

Без малого 10 лет Сергей Грязнов служит здесь главным режиссером. В его рабочем графике сложно найти свободную минутку. Репетиции, занятия, постановка городских праздников… Приоткроем завесу тайны: сейчас Сергей Анатольевич готовит сценарий «Студенческой весны». В нынешнем году всероссийский фестиваль пройдет в Тюмени.

— Как умудряетесь все успевать?

— В таких проектах рядом со мной работают профессионалы, которым доверяю… Хорошая команда сложилась и в театре кукол. Мне не приходится долго разъяснять свои задумки художнику Сергею Перепелкину, заведующей музыкальной частью Ольге Двининой. Актеры знают мои придирки и «хотелки»…

— Вы — драматический актер. Чем привлек вас театр кукол?

— Не знаю, почему, но в моих спектаклях, даже драматических, всегда были куклы. Играют они и в музыкальном представлении для школьников среднего и старшего возраста «Не хочу быть собакой» (его сделал в Омском «Пятом театре»). Кстати, после этой постановки Василий Пустыльников и пригласил меня в Тюмень. В репертуаре нашего театра тоже есть этот спектакль-рекордсмен. За два года его сыграли около 200 раз…

— В каких спектаклях довелось играть на тюменских подмостках?

— Моя эпопея с «драмой» началась 16 сентября 1989 года. Это первый период руководства театром Александра Цодикова. У Александра Михайловича была такая «фишка»: он давал возможность новичкам проявить себя. Не приходилось ждать, сидя на скамейке запасных. Приходя в театр, ты сразу получал роль. Я попал в спектакль по пьесе гениального, на мой взгляд, драматурга Петера Шеффера «Темная история». Затем была «Лучшая мужская роль второго плана сезона» в постановке Рюрика Нагорничных «Характеры» по рассказам Василия Шукшина. Там играл хозяина, кулака. В сказке «Ищи ветра в поле» ветром был… Переиграл несколько мужских ролей в комедии «Вождь краснокожих», поставленной в «Ангажементе». Выходил на сцену молодежного театра как Леший (сказка «Снегурушка»). Довольно часто накануне Дня Победы по местному телевидению показывают спектакль «За тысячу верст от войны». Мой персонаж — председатель колхоза, гребущий все под себя…

— Многим зрителям вы знакомы по фильму «Русские детки». Расскажите об этой работе.

— «Русские детки» (режиссер Альберт Архипов) снимались в годы перестройки. В этом фильме досталась роль мафиозника, вора в законе… Что ж, в кино — типажная ситуация. Я, наверное, «идеальный злодей». Пока помоложе был, постройней, подходил и на лирических героев, с возрастом — «матереешь», и роли предлагают соответствующие. Сейчас на «Регион-Тюмени» Эдуард Улыбин и Владимир Дровален снимают свою версию сказки «Двенадцать месяцев». Там играю Человека в черном…

— Есть любимая, самая дорогая сердцу роль?

— Да. Наполеон! Его играл в Екатеринбургском драматическом театре. Чем привлекателен образ? Не каждый день отрекаешься от Франции…

— Вернемся к разговору о большом кино. Как попали на съемки фильма «Полумгла» Артема Антонова?

— Здесь требуется небольшое пояснение. Когда базовые киностудии развалились в период перестройки, исчезла и так называемая «картотека» актеров. В то же время появилась новая профессия — директор по кастингу актеров. Эти директора разъезжали по России-матушке, снимали актеров на видео — формировали свои картотеки. В одной из них я и оказался. Как? Однажды на спектакль Омского театра «Кавказский меловой круг» (там играю Аздака) пришла кастинг-директор Гета Багдасарова. Увидела меня на сцене, сняла на видео, показала режиссеру. Меня пригласили на фотопробы в Москву — так и закрутилась эта мельница. Меня утвердили на роль старшины Чумаченко.

— Сейчас есть предложения от киностудий?

— Пока нет. Затишье. Тому есть причины. На главные роли нужны медийные лица. А на эпизодические приглашают актеров из тех городов, где и проходят съемки. Друзья часто замечают: «Эх, если бы ты жил в Питере или Москве…»

— Не возникало желание перебраться в столицу?

— Хотелось. Но предложений, от которых нельзя было бы отказаться, не получал. Они были. В молодости. Я не воспользовался возможностью. Чего теперь об этом жалеть? Я радуюсь тому, что имею…

— Сергей Анатольевич, откуда страсть к театру, актерству? Может, кто-нибудь из родни играл на сцене?

— Нет! Откуда такая любовь к театру? Не знаю… Родился с ней. Мальчишкой выпросил у мамы клетчатую кепку. Постоянно в ней ходил. Когда спрашивали: «Кем хочешь стать?» — всегда отвечал: «Буду Олегом Поповым».

— Когда состоялся творческий дебют?

— В четыре года (улыбается). В наш маленький шахтерский городок приехал цыганский ансамбль. Как только начался концерт во Дворце культуры, я вы-скочил на сцену — и весь концерт находился там.

— В детстве часто ходили в театр кукол?

— В Сарани не было кукольного театра. Первый спектакль увидел в пять лет. Мама повезла меня в Караганду, на детский утренник в драматический театр. Там показывали сказку «Три поросенка». До сих пор ее помню… Знакомство с театром кукол было телевизионным.

— Родителей не удивил ваш выбор — стать актером?

— Нет. Я просто не представлял себя в другой профессии. В школе подготовкой праздничных концертов — к Новому году, 23 февраля, 8 Марта, Дню космонавтики — занимался больше, чем обучением. Результат: мои одноклассники только готовились к поступлению, а я был зачислен на актерский курс… В тот год, когда заканчивал школу, в Казахстане проводилась акция: творческие люди ездили по областям республики, отбирали ребят в театральный. В нашем городишке я был звездой, потому меня отправили на прослушивание. Прошел… У меня уже был куплен билет в Москву. В столицу так и не поехал…

— Родились, учились в Казахстане. Как вас занесло в Тюмень?

— Я окончил Алма-Атинскую школу-студию актерского мастерства и Екатеринбургский театральный институт. Со мной на курсе учился актер Тюменского драмтеатра Анатолий Алексеев. Он и порекомендовал меня Александру Цодикову. Режиссер предложил приехать на показ. В июне 1989 года с женой и маленькой дочкой приехал в Тюмень. Мы с Олей (моя супруга тоже актриса) на сцене показывали отрывки из «Романтиков», сказки «Два клена», где я играл одну из моих любимых ролей — Бабы-яги. Тогда Александр Михайлович и решил принять меня, первокурсника, в труппу Тюменского драмтеатра.

— Вы по-прежнему выходите на сцену как актер, ставите спектакли. Каково это, «сидеть сразу на двух стульях»?

— Неудобств не испытываю. У меня не было резкого перехода от одного к другому. Занявшись режиссурой, не захлопнул дверь перед актерством. В постановщики пошел из-за ненависти к режиссуре. Иногда эта профессия сводилась к двум понятиям: быстрее и громче… Хотелось что-то в ней изменить. Я понял, куда стремиться, что развивать, от чего нужно отказываться напрочь.

— От чего отказались?

— От легкомысленного отношения к материалу. Сцена этого не прощает… Не продумывая логику поведения нового персонажа, очень легко скатиться к театру, где сегодняшняя роль от завтрашней будет отличаться только костюмом.

— Есть спектакль, который хотелось бы поставить, роль, которую мечтаете сыграть?

— Не имеет права творческий человек быть заложником того или иного материала. Не понимаю актеров, которые ждут Гамлета, считая другие роли менее привлекательными. Год, два, десять лет ждут… Нельзя пугать ни роли, ни пьесы. Когда берусь за постановку сказки, она для меня на тот момент — самая привлекательная, интересная. Поставил — забудь, впереди — новая работа. И сделать ее нужно на совесть. Я и студентов этому учу. Актер не сможет предыдущими ролями прикрыть сегодняшнюю неудачу. В режиссуре — то же правило. Каждый новый спектакль — экзамен, поступление в театральный вуз.

— Где преподаете?

— На кафедре режиссуры и актерского мастерства в ТГАКИ и на курсе «Актеры театра кукол» в колледже искусств.

— Сколько человек занимается на курсе в колледже?

— Девять. Больше и не нужно. У ребят должны быть перспективы, возможность по окончании учебного заведения найти работу. Мои воспитанники уже помогают нам в театральных программах. До спектаклей пока их не допускаем.

— Как удается оставаться самим собой, не затеряться среди ролей, спектаклей?

— Не знаю. Может, я давно затерялся…

PS. 26 февраля главный режиссер Тюменского театра кукол отметил 50-летие. Коллектив редакции поздравляет Сергея Анатольевича с юбилеем и желает творческих успехов, благодарных зрителей.

В 2005-м фильм «Полумгла» получил Гран-при I Нового Международного монреальского кинофестиваля «за такт и умение рассказать о жестокости войны, не впадая в патетику или очернение».

Нравится

Статьи по теме

№28 (5236)
21.02.2011
Любовь Киселёва
В «драме» ищут директора
№27 (5235)
18.02.2011
Любовь Киселёва
«Кошка»: пункт назначения — Тюмень

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"