О сокровищах Северного Урала заговорили задолго до революции. Самородное золото в Ляпинском крае (ныне — Березовский район) нашли еще в XIX веке, и сюда сразу устремились золотоискатели.

Курс ЦБ РФ
сегодня USD79.753EUR91.299
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | +20...+22 °C | |
Ханты-Мансийск | +9...+11 °C | |
Салехард | +2...+4 °C |
Экономика
Сокровища Приполярного Урала
О сокровищах Северного Урала заговорили задолго до революции. Самородное золото в Ляпинском крае (ныне — Березовский район) нашли еще в XIX веке, и сюда сразу устремились золотоискатели. Здесь же обнаружили рудопроявления различных металлов, в том числе редких. В горах, отрезанных от цивилизации реками и болотами, оказались сокрыты практически все элементы таблицы Менделеева.Золотые долины
Желтый металл на горных речках Березовского района моют до сих пор. Не много, буквально десятки килограммов. Но это только начало. В руслах Ляпина и Северной Сосьвы открыто полтора десятка месторождений россыпного золота. По соседству выявлено немало рудопроявлений коренного золота, представляющих интерес для постановки геологоразведочных работ на собственно золотые и золотополиметаллические руды.
Первенец горного дела на Приполярном Урале — разведочно-эксплуатационное предприятие “Березовское”, созданное незадолго до дефолта при моральной и финансовой поддержке правительства Югры. (фото2)До конца нынешнего года “березовцы” добудут четверть тонны рудного золота, а в 2009-м — запустят горно-обогатительную фабрику, способную извлекать из руды по полторы тонны столь благородного металла, ежегодно.
Вячеслав Пантюхов, генеральный директор РЭП “Березовское”, уверен в успехе предприятия. С золотом он знаком не понаслышке. Всю свою жизнь посвятил поиску и разведке драгоценных металлов, а также урана, меди, вольфрама. Долгое время был главным инженером “Самаркандгеологии”, объединявшей десяток тысяч увлеченных мужиков. Уже в перестроечные годы руководил артелью старателей “Кызылкум”, а на рубеже веков возглавил “Березовское”. Немудрено, что три четверти всех работающих в подчинении у Пантюхова — сотня тех самых прожженных среднеазиатским солнцем мужиков — переехали в таежный край из знойного Узбекистана. Приполярный Урал, похоже, приглянулся им не меньше Памира и Тянь-Шаня.
“Березовское” тем временем продолжает геологические изыскания в окрестностях Хальмер-Ю — на участках Тэлаиз и Варгавож. Документально подтверждены промышленные запасы первых десятков тонн золота. На очереди — сотни тонн.
Полярный кварц
Однако освоение поистине заповедных предгорных территорий связывают не с золотой лихорадкой, а с обычным, казалось бы, кварцем. (фото3)Высокосортные кристаллы на мировых рынках ценились намного дороже золота. Пьезокварц, или горный хрусталь, шел на генераторы частоты радиопередатчиков и иных приборов, а также на уникально прочное оптическое стекло. Нить из него намного крепче нитей из металлов. Изделия из этого стекла практически не изменяют своего объема при нагревании. Военные все громче требовали кварца.
В 1930-е годы Додо, Пуйва, другие березовские месторождения стали крупнейшими поставщиками стратегического сырья. Война многократно умножила потребность Красной армии в кварце. Соответственно и добытчики осваивали Омега-Шор, Зейку, Центральный Поток, Стеклянное поле, Верхний Парнук.
По мере развития науки и техники, особенно в период борьбы за мир во всем мире, цена кварцевого стекла лишь нарастала. Стекло использовали при оснащении космических кораблей и спутников, производстве баллистических и крылатых ракет, деталей управляемых снарядов, приборов ночного видения. Электронные компании в тиглях из кварцевого стекла выращивали кристаллы германия, кремния, прочих полупроводников. Березовские кристаллы горного хрусталя применялись при особо точном литье и изготовлении медицинских приборов.
Конец пришел быстро. Он не был связан с перестройкой и развалом СССР. Просто к началу 1980-х выращивание искусственных кристаллов кварца в заводских условиях, поставленное на поток, оказалось выгоднее добычи природного хрусталя в удаленных от цивилизации районах. Именно тогда закрылось большинство месторождений, а многие поселки, в которых совсем недавно жили сотни работяг, опустели. А с открытием границ российская кварцевая промышленность совсем зачахла, не выдержав конкуренции с западными компаниями.
Только поддержка губернатора Югры Александра Филипенко позволила сохранить на богом забытой территории былые начинания. Случилось это в 1998-м. Ставку сделали на производство особо чистого кварцевого концентрата, причем в непосредственной близости от месторождений Приполярного Урала. Ну а поскольку фактическим монополистом на мировом рынке кварцевого концентрата является американская “Unimin”, то и разработку технологии обогащения березовского кварца Югра заказала лабораториям Нью-Джерси и Северной Каролины. Однако из-за угрозы появления на рынке опасного конкурента американцы отказались раскрывать свои технологические секреты. Пришлось переносить исследования из США в Германию.
Немецкие ученые из “Dorfner GmbH” оказались более покладистыми. Они получили из югорского хрусталя кварцевый концентрат мировых стандартов, выработав технологическую схему обогащения. И уже из обогащенного материала вырастили монокристаллический кремний, а также выплавили тигли и кварцевые трубы различного назначения.
Параллельно велась разработка Неройской группы кварцевых месторождений. В 2000-м Александр Филипенко своим постановлением создал государственное унитарное предприятие “Полярный кварц”, передав ему лицензии на добычу. На бюджетные деньги строилась промысловая дорога от Саранпауля до Неройки. Появилась пристань в Саранпауле, откуда ежегодно по воде будут вывозить по 20 тысяч тонн размолотой кварцевой руды. Из этого сырья на обогатительной фабрике в Нягани начнут выпуск заветного концентрата. А в планах “Полярного кварца”, грозящего занять пятую часть мирового рынка, — углубление производства: концентрат послужит основой для собственных тиглей и монокристаллического кремния.
Югорские Арктогеи
Но даже многообещающий кварцевый проект со своими 20 тысячами тонн руды в год является песчинкой для Приполярного Урала. “Да, Приполярный Урал обладает огромным металлогеническим потенциалом, огромными ресурсами, — признает Виктор Левицкий, председатель комитета по природопользованию Березовского района, — однако минерально-сырьевая база из-за низкой изученности находится в неприглядном состоянии. Разведанных запасов — единицы: золото, кварц, угли, цеолиты. А чтобы развить базу, нужна энергетика. Сегодня практически все поселения района живут исключительно за счет дизельных электростанций. Себестоимость киловатта — 14 рублей! Уголь для местных котельных завозят с Кузбасса!”
Администрация Березовского района выступает категорически против строительства ГРЭС, предусматривающих прямое сжигание угля. Уголок девственной природы с нерестилищами ценнейших пород рыб просто не выдержит столь варварского обращения. Владимир Карасев, заместитель губернатора Югры, не так давно подсмотрел в Европе экологически чистую технологию газификации углей. Березовцы нашли более безопасную разработку в России. Первый энерготехнологический комплекс, придуманный сибирскими академиками, уже действует в Красноярске.
С помощью получаемых из бурых углей сорбентов “Норильский никель” очищает сточные воды на комбинате, а гранулированный полукокс пользуется спросом в металлургии и коммунальном хозяйстве. Выпадающий в отходы песок используют при штукатурке домов и производстве шлакоблоков. На выработку энергии идет пиролизный газ. Все вредные вещества пережигаются в топке, а выбросы в атмосферу состоят из воды, азота и окиси углерода. Стоимость энергии и тепла значительно ниже, чем на местных ТЭЦ.
Власти района подписали с “Российской трансконтинентальной финансово-промышленной корпорацией” соглашение, предусматривающее добычу угля с последующей его переработкой на энерготехнологическом комплексе в Саранпауле. С нового года горнорудная корпорация “Арктогеи”, зарегистрированная в Березове, начинает обустройство Борисовского участка Люльинского буроугольного месторождения — первого на Приполярном Урале. Близ карьера намечается строительство небольшой энерготехнологической установки, призванной обеспечить теплом и энергией шахтеров. А переход на полукокс позволит чуть ли не в десять раз сократить траты районного бюджета на завоз угля с Кузбасса.
Одновременно идут поиски инвестиций для создания полноценного энерготехнологического комплекса по обогащению 300 тысяч тонн угля ежегодно. На модернизацию котельной в Саранпауле уйдет 28 месяцев. И тогда снег зимой в поселке не будет уже черным. Территория получит мощности на 12 мегаватт дешевой, а главное, чистой энергии. Борисовский полукокс, по своей теплотворной способности сравнимый с высококачественным углем Экибастуза, пойдет не только на нужды югорских котельных, но и на металлургические комбинаты промышленного Урала.
Алексей Левицкий, генеральный директор корпорации “Арктогеи”, намерен пойти по пути красноярцев и все возможные отходы, образующиеся при обогащении низкосортных углей, обратить в доходы. Речь идет о производстве шлакоблоков и иных столь востребованных в здешних местах стройматериалов. Об извлечении высокоценного германия...
Года через полтора-два будет известна судьба месторождения бентонитовых глин, разведку которых в районе Усть-Маньи ведут те же “Арктогеи”. Если прогнозы подтвердятся, то Россия получит собственные бентонитовые порошки. Сегодня за тонну таких порошков иностранцы просят до тысячи долларов. И российские буровики, металлурги вынуждены покупать их за границей.
Солнце над Приполярным Уралом
В 1968 году — в самом начале нефтяной эпопеи страны Тюмении — легендарный руководитель Главтюменьгеологии Рауль-Юрий Эрвье в своей книге “Сибирские горизонты” так описывал недалекое, как ему казалось, будущее региона: “Скоро, после долгого молчания, заговорит Тюменский Урал. Крупнейшие разрезы вскроют пласты качественных энергетических углей, и уголь, добываемый трестом ”Мансиуголь", по железной дороге через Ивдель тяжелыми эшелонами пойдет во все концы Советского Союза. Недолго осталось ждать, когда первая драга золотодобытчиков заработает на таежно-горных притоках Северной Сосьвы. Мы часто слышим и читаем в газетах о черном, голубом, мягком золоте — о нефти, газе и пушнине, которой, кстати, тоже богата Тюменская земля. Спора нет: нефть, газ, пушнина стоят золота. Но теперь можно говорить и о настоящем тюменском золоте. Крупные рудники по добыче полиметаллических руд с обогатительными фабриками возникнут на Северном и Заполярном Урале. Добываемые здесь медь, свинец, сурьма, бокситы, редкие металлы пойдут на восполнение выработанных в других районах СССР месторождений".
Но всем этим грандиозным планам так и не суждено было осуществиться. Союзное государство все свои силы бросило тогда на становление мощнейшего нефтегазового комплекса. Лишь сегодня у Приполярного Урала появился реальный шанс взять реванш. Со следующего года государство выделяет миллиарды рублей из инвестиционного фонда РФ на разработку проектно-сметной документации транспортного коридора вдоль восточных отрогов. Железная дорога откроет доступ к самым закрытым участкам недр.
Если пилотный проект в Саранпауле не окажется комом, то более мощные энерготехнологические комплексы (ЭТК), по замыслу югорчан, станут основой для дальнейшего развития горнопромышленных узлов. Эти ЭТК смогут обогащать миллионы тонн угля ежегодно, вырабатывая многие тысячи мегаватт энергии в час. Ждут своей участи железные, медно-цинковые руды, хромиты, бокситы, фосфориты, прочие полезные ископаемые. Правда, все они нуждаются в тщательной разведке...
Проект промышленного освоения Приполярного Урала впечатляет. Однако жители этих удивительных по красоте мест не хотели бы превращения своего края в подобие Южного и Среднего Урала, буквально накрытых пеленой ядовитых выбросов.
— Вряд ли стоит сегодня заниматься штурмовщиной, — считает профессиональный геолог Виктор Левицкий, в прошлом заместитель генерального директора Кайташского вольфрамового рудника, — чтобы любой ценой и вопреки всему дать стране уголь или железо. Новые технологии добычи позволяют уйти от карьеров, открытой разработки месторождений, максимально сохранив ландшафты. В том же Узбекистане еще в советское время мы отработали способы подземного выщелачивания металлов и подземной газификации углей. Наши технологии закуплены и вовсю применяются в Австралии и Новой Зеландии. Задача власти — установить такие правила игры, чтобы инвестор не тащил за собой из прошлого заведомо устаревшие технологии, наплевав на экологию и аборигенов.
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.