26 апреля 2024     

Политика   

Если федеральный контролёр говорит: «Не знаю»...

Утильзавод или кладбище?

В рамках контрольной деятельности депутаты заслушали информацию Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам о реализации на территории Тюменской области Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Предварительно уточнив, что надзорные полномочия управления распространяются лишь на сельское хозяйство, заместитель руководителя федеральной структуры Николай Иванюк сообщил: в 2008-2010 годах в муниципальных образованиях Тюменской области было проведено 220 проверок по соблюдению требований федерального законодательства в сфере охраны и использования земель. Выявлено 114 нарушений, связанных с размещением на землях сельхозназначения свалок, полигонов твердых бытовых отходов, а также захламлением их отходами производства.
Из 114 предписаний с требованием устранить выявленные нарушения на начало текущего года было исполнено всего 43.
Не лучше, судя по представленной информации, обстоят дела и с захоронением отходов животноводства. Из 234 действующих скотомогильников ветеринарно-санитарным требованиям соответствуют только 25. Большинство же — 195 — соответствует требованиям лишь частично.
Осмотры, проведенные специалистами ветнадзора за отчетный период, показали: на семидесяти процентах проверенных скотомогильников допускаются нарушения требований законодательства по соблюдению безопасности эксплуатации этих специфических объектов. Отсутствуют аншлаги, указывающие направление к скотомогильнику, территории самих скотомогильников и расположенных на них биотермических ямах не огорожены, а крышки на этих ямах не запираются на замки. За все это 13 должностных и юридических лиц были оштрафованы на общую сумму 28 тысяч рублей — то есть по 2 с небольшим тысячи рублей с носа.
Если уж на официально действующих скотомогильниках творится такое, можно представить, в каком состоянии находятся 169 так называемых бесхозяинных, или, проще говоря, бесхозных кладбищ сельскохозяйственных животных!
Как сказано в представленной депутатам справке, в прошлом году управление Россельхознадзора направило 39 заявлений «в прокуратуру районов Тюменской области для определения ответственных за эксплуатацию данных объектов. В связи с чем прокуратурой районов в текущем году поданы в судебные инстанции исковые заявления о возложении на администрации сельских поселений, правительство Тюменской области обязанностей по осуществлению постановки мест утилизации биологических отходов на баланс муниципального имущества. До 2010 года подобные заявления были отклонены»…
Информация, зачитанная Николаем Иванюком, вызвала немало вопросов. Между парламентариями и заместителем руководителя регионального Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору состоялся такой диалог.
Вице-спикер Тюменской областной Думы единоросс Геннадий Корепанов: «За последние годы Тюменская область вложила немало бюджетных средств, чтобы полностью предотвратить возможность попадания в Иртыш содержимого сибиреязвенного скотомогильника, расположенного в Тобольске на берегу этой реки. Мы добились поставленной цели или нужны дополнительные деньги и меры безопасности?»
Николай Иванюк: «Вы знаете, я вам не могу сейчас ответить на этот вопрос»…
Геннадий Корепанов: «Так ведь в скотомогильнике останки животных, зараженных сибирской язвой! Иртыш, между прочим, впадает в Обь!»
Вице-спикер Тюменской областной Думы, член фракции «Единая Россия», депутат от Ханты-Мансийского автономного округа Сергей Холманский уточняет: «А дальше — наша родина!»
Николай Иванюк: «Я как заместитель курирую фитосанитарный отдел, а не эту узкую тему, касающуюся скотомогильника… Информацию можем предоставить позже».
Сергей Холманский: «Вы сказали, что сейчас рассматривается вопрос о консервации 92 бесхозных скотомогильников и приведении в надлежащее состояние 77. Сегодня на территории региона действует один ветсанутильзавод — в Ишиме. Что выгоднее: консервация могильников или строительство новых производств по утилизации биологических отходов?»
Николай Иванюк: «Расчеты по утилизации скотомогильников нам предоставлены областным управлением ветеринарии. А что выгоднее — утилизировать или построить ветузлы, я не могу сказать».
Сергей Холманский: «Какова мировая практика? Куда направляются отходы пищевой промышленности, которые нельзя утилизировать?»
Николай Иванюк: «Не могу сказать».
Сергей Холманский: «Жаль, что у вас нет ответов. Кто же тогда должен знать и подсказать нам, не специалистам, как лучше решить проблему с биологическими отходами?»
Геннадий Корепанов: «Недавно в СМИ прошло сообщение о том, что в пригороде Тюмени обнаружена свалка автомобильных шин. Совершенно очевидно, что появилась она не за один день. Но кто-то же должен контроль осуществлять?! Какова судьба свалки, какие меры предпринимаются по ее ликвидации и наказанию виновных?»
Николай Иванюк: «Я первый раз слышу об этой свалке. Мы имеем право зайти на свалку, которая расположена на землях сельхозназначения. А свалок вокруг Тюмени очень много».
Единоросс Владимир Завьялов: «За нарушения земельного законодательства юридические и физические лица привлекаются к административной ответственности. Какова максимальная сумма штрафов?»
Николай Иванюк: «За организацию несанкционированных свалок штраф для физических лиц составляет около 2 тысяч рублей, для юридических — около 40 тысяч».
«В информации сказано: общая сумма штрафов составила
28 тысяч рублей. Выходит, были наказаны только физические лица? А может, оттого столько нарушений, что так несущественно наказание?» — поделился сом-
нениями Владимир Завьялов. И подвел черту: «Я предлагаю в следующий раз приглашать на заседание комитета компетентных руководителей, которые могут отвечать на все вопросы депутатов, не делая ссылок на то, что вопрос якобы не в их компетенции».
Сергей Холманский: «А я бы хотел услышать от регионального Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору конкретные предложения о том, как лучше и целесообразнее утилизировать отходы сельхозпроизводства!»
Николай Иванюк: «В рамках своих полномочий мы больше ничего и предложить не можем! У нас — контрольно-надзорные функции, производить расчеты — не наша компетенция, это прерогатива управления ветеринарии Тюменской области!»
Ситуацию с утилизацией биологических отходов прояснил вице-губернатор Сергей Сарычев.
Он сообщил: сейчас в правительстве рассматриваются предложения о наведении порядка на скотомогильниках. Цена вопроса не такая уж и большая — 49,4 миллиона рублей, но есть ряд организационных моментов, требующих дополнительной проработки. Что же касается строительства заводов по утилизации, то, по словам Сергея Сарычева, они лишними не будут. Ишимский ветсанутильзавод в силу своего почтенного возраста уже давно не отвечает современным требованиям, как и технологии, применяемые на нем. Сейчас есть более современные методы переработки отходов агропромышленного производства, однако чтобы их внедрить, необходимы немалые инвестиции. Регион готов оказывать всяческую поддержку потенциальным инвесторам, но полностью брать на себя строительство новых объектов не вправе. Желающие же работать в сфере утилизации биологических отходов пока, как признал вице-губернатор, не особо-то разбежались…

Опасные отходы — до лампочки?

Еще одну информацию о том, как на территории Тюменской области исполняется Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» представила руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главный санитарный врач по Тюменской области Галина Шарухо. Накануне заседания депутаты досконально изучили полученные из управления данные о том, как и где в регионе утилизируются твердые бытовые отходы и отходы промышленного производства, сколько проведено проверок соблюдения требований санитарного законодательства на территориях муниципалитетов. Поэтому доклад решили не заслушивать, а сразу перейти к обсуждению. И вот что из этого получилось.
Единоросс Инна Лосева: « Галина Васильевна, в вашей справке написано: прием отработанных ртутьсодержащих ламп в областном центре и других крупных городах области от физических лиц, проживающих в многоквартирных домах, осуществляют компании по эксплуатации жилищного фонда. Я спросила знакомых тюменцев: знают ли они о том, что можно сдавать лампы в свою управляющую компанию? Оказалось, не знают».
Галина Шарухо: «Пока около 30 процентов управляющих компаний развернули эту деятельность. И начата она только в энергосберегающем квартале Тюмени. Его жители знают об этом. По телевидению было несколько сюжетов. Мы сейчас с администрацией Тюмени и управляющими компаниями работаем над этой темой. Я бы хотела обратить внимание на другую тему — утилизации биологических отходов. Например, завод в Ишиме расположен в центре жилой зоны…»
Инна Лосева: «Так все-таки жители Тюмени знают, куда нести отработанные ртутьсодержащие лампы, или нет?»
Галина Шарухо: «Они знают все, но только 30 процентов управляющих компаний развернулось в этом направлении. Мы эту работу будем продолжать. Мы тесно работаем с органами местной власти».
Сергей Холманский: «Я понимаю: вам, как контролирующей федеральной службе, нужно какое-то время, чтобы сформулировать требования к управляющим компаниям, а тем, в свою очередь, необходимо время на выполнение этих требований. Кто сейчас в Тюмени может сказать: уважаемые жители, мы затратили определенные бюджетные федеральные или областные деньги, провели работу и докладываем, что 98 или 99 процентов ламп утилизируется. Кто это сделает?»
Галина Шарухо: «Департамент жилищной политики, эту работу координирует заместитель главы по коммунальным вопросам Панов Василий Васильевич».
Сергей Холманский: «А у вас достаточно знания ситуации, чтобы подтвердить: да, это так, мы проверяли?»
Галина Шарухо: «По 294-му федеральному закону мы можем проверять любой объект исключительно раз в три года. Все остальные проверки могут быть только по жалобам потребителей…»
Сергей Холманский: «Вы опять о другом говорите! Мы хотели бы знать, что сегодня делается в Тюмени по утилизации ртутьсодержащих ламп, правильно ли это делается, даст ли это положительный результат и когда?! Но ответа не получили. Значит, это дело вами пущено на самотек?»
Галина Шарухо: «Я бы так не сказала!»
Инна Лосева: «Вы утверждаете, что прием ламп от населения осуществляют управляющие компании, а их, по вашим же данным, 475. Судя по вашей информации, все жители Тюмени знают о том, куда можно сдать лампы. Но как показывает практика, это не так!..»
Галина Шарухо: «Я не понимаю, какие претензии вы ко мне предъявляете?!»
Единоросс Игорь Нак: «Галина Васильевна, вас спрашивают об одном, а вы с умным видом пытаетесь рассказать о другом. Ответьте на вопрос коротко: знают тюменцы о том, что управляющие компании занимаются сбором ламп, или нет?»
Галина Шарухо: « У нас сегодня менее 30 процентов управляющих компаний заключили договоры на вывоз ртутьсодержащих ламп. А вы мне говорите, что ваши знакомые не знают. Так они в тех семидесяти процентах, которые обслуживают компании, не заключившие договоры!»
Инна Лосева: «А когда 99,9 процента жителей города будут знать, что лампы можно сдавать и куда?»
Галина Шарухо: «Это будет зависеть от федерального законодательства…»
Не менее содержательными оказались ответы главного санитарного врача по Тюменской области и на другие вопросы депутатов.
Геннадий Корепанов напомнил коллегам: в мае 2004 года Тюменская областная Дума провела День депутата, посвященный обороту отходов производства и потребления. Тогда очень остро стоял вопрос об утилизации медицинских и промышленных отходов. В частности, речь шла о том, что на территории Тюменского завода медоборудования на протяжении многих лет складируется крайне опасный для окружающей среды и здоровья жителей областного центра гальванический шлам.
«Что сегодня делается по решению этих проблем?» — поинтересовался депутат.
Галина Шарухо: «Областной департамент здравоохранения хорошо продвинулся по приобретению муфельных печей и утилизации отходов путем автоклавирования. Сегодня в медицинских учреждениях работает 11 установок, стоимость каждой из них более 4 миллионов рублей. На этих установках в прошлом году переработано более 500 тонн, что составляет 38 процентов от общего объема отходов. Проблема в том, что медучреждения не берут на утилизацию чужие отходы, поскольку надо получать лицензию на этот вид деятельности. Там, где установок нет, применяются дедовские методы. Частные медучреждения вывозят отходы на свалки, так как сдавать их на утилизацию — достаточно дорогое удовольствие».
Предоставить информацию о заводе медоборудования руководитель регионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не смогла. «В нашем плане его давно не было, и жалоб не было, поэтому мы туда давно не заходили, — сообщила Галина Васильевна. — Я бы лучше прокомментировала ситуацию по скотомогильнику, поскольку сибиреязвенные объекты сейчас на особом контроле. Как вы знаете, в прошлом году осложнилась обстановка по сибирской язве в Омской области, где было изготовлено большое количество мясопродуктов, пельменей, которые попали в том числе и в Тобольск. Так вот, по моим сведениям, берегоукрепление в районе тобольского скотомогильника идет в соответствии с утвержденными сроками…»
После того, как все вопросы были исчерпаны, Сергей Холманский обратился к Галине Шарухо: «У меня есть чувство неудовлетворения от того, что вы рассказали. Вы где-то в другом государстве живете? Нет, ходите в те же магазины, дышите тем же воздухом и пьете ту же воду, что и все мы. А на какой стадии у нас находится решение тех или иных проблем, касающихся здоровья и безопасности человека? Вы думаете, я вам верю, что полторы тысячи тонн особо опасных медицинских отходов утилизировано и ничего не выброшено в мусорные контейнеры? Областной бюджет вкладывает немалые деньги, чтобы обезопасить сибиреязвенный скотомогильник в Тобольске, а в это время из соседнего региона в тот же Тобольск беспрепятственно попадают пельмени с сибирской язвой! Вы не знаете, что происходит на заводе медоборудования. Докладываю: в прошлом году так называемые ямы, в которые сливаются отходы гальванического производства, продолжали функционировать. Когда заполняется один такой эмалированный сосуд, на территории предприятия появляется следующий. Вы дождетесь, завод куда-нибудь съедет, и все эти банки с ядовитыми отходами оставит Тюмени в подарок!»
Подытожил дискуссию единоросс Вячеслав Танкеев, теперь уже бывший председатель комитета по экономической политике и природопользованию: «Мне, как производственнику, не раз приходится сталкиваться с федеральными контролирующими службами. Такое ощущение, что работа ведется как-то формально. Да, законы исполняются, но при этом неважно — есть результат или нет»…

Более 474 тонн токсикологических и радиоактивных отходов получено в процессе деятельности медицинских учреждений Тюменской области в 2010 году.

Нравится

Статьи по теме

№80 (5288)
13.05.2011
Алла Горелова
Как найти Иванова Ивана Ивановича?
№32 (5240)
01.03.2011
Алла Горелова
Алкоголизм, как и пожары, можно побороть только всем миром

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"