25 апреля 2024     

Общество   

Век Байбакова

Николай Байбаков, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии,
бывший нарком, министр нефтяной промышленности, председатель Госплана СССР… Нынче он бы отметил свое 100-летие.
Этой дате на протяжении юбилейного года посвящена серия мероприятий в память
о человеке, внесшем неоценимый вклад в становление ТЭК всей страны и Тюменского региона, в укрепление отечественной экономики.
7-я по счету, весенняя Всероссийская научно-техническая конференция, организаторами которой выступили правительство Тюменской области, областной общественный фонд имени В.И.Муравленко, ТюмГНГУ, проходила в не совсем обычном формате. Значительная ее часть
была щедро представлена воспоминаниями о «байбаковской» эпохе тех, кто коим-то образом пересекался с Николаем Константиновичем, знал его как государственного деятеля
и как просто человека, кому довелось трудиться в трудное, но интересное время,
у кого болит душа за будущее страны.

Не преследуя цели написать отчет о мероприятии с изложением сути докладов его участников, мы попытались пообщаться, что называется, тет-а-тет с ветеранами, учеными, другими почетными гостями.

— Я начинал свою деятельность в Нижневартовске, — вспоминает Сергей Денисов. — Мне, строителю по профессии, приходилось заниматься и хозяйственной работой, и партийной, когда стал первым секретарем горкома. С Николаем Константиновичем Байбаковым доводилось неоднократно встречаться и в Нижневартовске, и в Москве по вопросам социального развития молодого северного города. В то время он возглавлял Госплан СССР, который решал серьезные стратегические задачи.

Планирование в масштабах всей страны — очень ценная вещь. Тем более что не на год-два, а на пятилетку. Сегодня мы почему-то эту практику теряем. Мин-экономразвития анализирует ситуацию в стране, а кто должен планировать?

Планирования-то как раз и нет! Впрочем, придумывать что-то для высшего руководства, давать советы я не собираюсь. Пусть этим занимается сама власть. Гораздо приятнее для меня поговорить о человеке, который обладал феноменальными способностями в понимании государственных задач и принятии конструктивных решений.

Вот только один пример, может быть, не столь глобальный, скорее, местного значения. Встал вопрос о строительстве в Нижневартовске стадиона. Многие чиновники были против. Пришлось обратиться к Николаю Константиновичу. Он внимательно выслушал, молча походил по кабинету, потом сказал: «Ладно, Сережа, иди». Не успел я вернуться в свой родной город, как все указания «сверху» были даны. Решение принято: стадиону — быть! Должен заметить, что общение с этим человеком для меня стало настоящей жизненной, производственной школой.

— Я тоже строитель, — присоединяется к разговору лауреат премии имени Байбакова генеральный директор предприятия «Сибкомплектмонтаж» Василий Кель. — Не один раз мы вместе с Николаем Константиновичем летали на месторождения. Тогда ведь все были в одной связке: нефтяники, газовики, строители… Много интересного рассказывал он из своей биографии: и о том, как в свои 30 с небольшим лет стал наркомом нефтяной промышленности, и как встречался со Сталиным, с его окружением, о других своих жизненных вехах. Очень содержательный, государственный человек! Скажу только одно: если бы не был создан нефтегазовый комплекс, к становлению которого тесно причастен Байбаков, не было бы и страны, наверное. Сегодня — новое время, новые люди. Строительную отрасль давят ценовой политикой, тендерами, которые выигрывает тот, кто не может строить. Геологию практически уничтожили. Хотелось, чтоб все стало на свои места.

Заметим: нынешний год 100-летия со дня рождения Николая Байбакова ознаменовался еще одним юбилеем — 15-летием с момента создания межрегионального общественного фонда содействия устойчивому развитию нефтегазового комплекса, который в свои 85 возглавил Николай Константинович и был его президентом до момента своего ухода из жизни в 2008 году. В состав попечителей вошли бывшие министры Баталин, Козловский, Чирсков, Черномырдин… В 2004 году организация была переименована в Международный общественный фонд содействия экономическому развитию, расширив тем самым диапазон своей деятельности. А после 2008 года к этому названию прибавилось дополнение — имени Н.К.Байбакова.

— Познакомился я с Николаем Константиновичем в 1992 году. С тех пор продолжаю его дело, — говорит председатель правления фонда Александр Ромашин. — Мы потеряли великого человека, после смерти которого работать стало намного сложнее. К нему прислушивались в высших кругах, для него открывались двери в кабинеты высокопоставленных персон. Нам его очень не хватает.

Ведь основными целями и задачами нашей организации является содействие внедрению новых технологий, техники не только в области ТЭК, но и в различных отраслях народного хозяйства. «Нефть и газ кормили нас, одновременно развивались и производительные силы. И сейчас углеводороды продолжают нас кормить, но производительные силы не развиваются», — не уставал повторять Николай Константинович. Бился в двери, доказывал. Кто-то его слушал, понимал, кто-то — нет. Сейчас продвигать бизнес-проекты все сложнее, но держим связь с нефтяными компаниями, которые помогают внедрять бизнес-проекты, научные разработки. Держимся еще во многом благодаря авторитетным личностям, входящим в состав фонда, но еще раз повторяю: нам очень не хватает Байбакова.

— Роль Николая Константиновича в создании нефтегазового комплекса неоценима, — продолжает Геннадий Богомяков, кандидат геолого-минералогических наук, лауреат Ленинской премии СССР, долгое время занимавший должность первого секретаря Тюменского обкома партии. — Тогда шла упорная борьба за то, чтоб не затопить нашу весьма перспективную территорию. А такой проект был, но претворение его в жизнь повлекло бы за собой ущерб не только нефтегазовой, но и лесной промышленности.

После того, как начали разрабатывать оценку перспектив Западно-Сибирской низменности, разгорелся спор по поводу этих самых перспектив. В конце 50-х годов уже прошлого столетия потенциальные запасы углеводородов по всему Союзу были оценены в 5 млрд тонн.

Сотрудники Тюменского филиала Сибирского научно-исследовательского института геологии, геофизики и минерального сырья, который я возглавлял, обобщили появившиеся геолого-разведочные данные, и в середине 1962 года мой заместитель по науке Николай Никитич Ростовцев внес предложение, на основании которого мы послали записку в Министерство геологии о том, что Западно-Сибирская низменность может содержать около 120 млрд тонн углеводородных запасов. Одновременно и другие союзные НИИ стали заниматься подсчетами. Один из них назвал цифру 36 млрд, другой — 24 млрд, третий —
12 млрд тонн. Выслушав выступления ученых на заседании коллегии, министр геологии Петр Яковлевич Антропов принимает решение в ближайшие 2-3 месяца провести всем НИИ грамотный подсчет запасов и внести на рассмотрение министерства. Поскольку цифры, представленные нашим институтом, были более впечатляющими, поручено было обнародовать результаты анализа и прогноза на заседании в Тюмени, где собрались ученые из Новосибирска, других городов, а также местные, тюменские. В итоге подсчетов вычислили 134 млрд тонн запасов углеводородов. Мы решили, что такую цифру министерство не утвердит, потому дали обоснование на 50 млрд тонн. К ним подогнали все показатели: количество и размеры площадей, мощность запасов, прочее. И нам это на коллегии Министерства геологии утвердили.

В то время, когда создавали комитет по нефти и химии, который возглавлял Николай Константинович Байбаков, как раз шла борьба за то, чтобы не затопить нашу территорию. Нам с его помощью удалось-таки доказать, что надо развивать здесь добычу нефти и газа.

Вышло постановление № 1208 от 4 декабря 1963 года, в котором было написано: добыть в 1964 году 100, а в 1965-м — 200 тысяч тонн нефти. К тому же построить на Тюменском судостроительном заводе в 1964 году 10 наливных барж по 3 тыс. тонн каждая, а в 1965-м — еще 30 барж. Мы пошли к Николаю Константиновичу и добились выделения металла для этих целей. В результате завод выполнил задание не в два, а в один, 1964-й, год. Тогда же нам удалось добыть не намеченные 100, а 253 тыс. тонн, а в следующем году не 200, а 953 тыс. тонн нефти.

В это время началось строительство нефтепроводов Шаим — Тюмень, Усть-Балык — Омск… Николай Константинович с оптимизмом воспринял перестройку, однако вскоре испытал огромное разочарование. Он не мог понять, как наша страна, занимавшая второе место в мире по общим показателям, могла за какие-то 5-7 лет скатиться до тринадцатого! О Михаиле Горбачеве говорил так: «Неумение находить главное звено и удерживать его, идти на разумные компромиссы, да и просто краснобайство привели к развалу великой державы».

— О Николае Константиновиче Байбакове можно много говорить, поскольку он представлял целую эпоху, — подхватывает доктор геолого-минералогических наук, профессор, член-корреспондент РАН Иван Нестеров, — но я бы хотел продолжить начатую Геннадием Павловичем Богомяковым тему. Он говорил о том нелегком времени, когда шли бурные споры по поводу запасов углеводородного сырья. Так вот, эти споры о будущем нефтегазовой промышленности в настоящее время еще более усилились. Существуют программы до 2020-2030 и даже до 2050 годов, но, по данным Минэкономразвития, прозвучавшим на совещании в Москве, посвященном 100-летию Байбакова, ни одна из них Правительством РФ не утверждена.

Все программы составляются из расчета на то, что у нас всего много и мы всех, мол, шапками закидаем. Я придерживаюсь своего мнения. К примеру, Ханты считают, что в 2020 году они будут добывать 225 млн тонн нефти в год. По моим подсчетам — не более 50 млн тонн при потребности в стране 500 млн тонн.

У нас сейчас такая система, при которой не известно, кто обобщает все итоги работы нефтегазовых предприятий. Компании считаются частной собственностью, потому информация об их деятельности закрыта. Известны случаи, когда участки стали ограждать колючей проволокой, чтобы никто туда не проник. Это противоречит Конституции, однако узаконено. Считаю единственной перспективной альтернативой традиционной добыче нефти получение ее из глинистых пород.

Толща этих пород распространена на территории 1 млн 290 тыс. кв. метров, в основном в пределах Тюменской области. Это гигантский резерв, который необходимо использовать. По моему прогнозу, если привлечь новые технологии, извлекаемые запасы составят от 140 до 170 млрд тонн нефти, то есть в три раза больше, чем во всем мире! Просто вместо говорильни пора делать конкретные шаги на всех уровнях.

Геннадий Богомяков: «Роль Николая Константиновича в создании нефтегазового комплекса неоценима».

Нравится

Статьи по теме

№45 (5253)
23.03.2011
Андрей Фатеев
Топливо и энергия
№37 (5245)
10.03.2011
Андрей Фатеев
Николай Байбаков. Человек-госплан...

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"