3 мая 2024     

Культура   

Георгий Корченкин: «Мне не дано жить скучной жизнью…»

Шаг по нынешним меркам безрассудный. Романтика сегодня не в чести. Для многих из нас предпочтительнее — стабильность, уверенность в завтрашнем дне. «Сейчас бы на такую авантюру, наверное, не отважился, — предполагает Георгий Корченкин. — А в молодости решимости было не занимать. Собрались — и уехали на Север».

— Чем Сочи не угодил?

— В этом курортном городе фотографы за лето получали (и сейчас, думаю, получают) огромные деньги. Каждый очередной сезон начиналась гонка: хотелось заработать больше… Почувствовал: из таких тисков очень сложно вырваться будет. А значит, нужно кардинально менять свою жизнь, чтобы заниматься не только коммерческой фотографией, но и творчески развиваться. В Сочи это было сложно. Там был фотоклуб. Зимой, когда спадал объем работы, у местных фотографов проявлялся интерес к творчеству. Одно время собирались. Потом все реже…

— С переездом было много проблем?

— Как и у всех. Ребенка в детский сад устроить, к климату привыкнуть. Первый год посещали мысли: доработаю до отпуска с последующим увольнением — и… До отпуска доработал, но не уволился, из Сургута не уехал. За год здесь обжились, появились друзья, знакомые, единомышленники.

— Фотоклубу «Отражение», которым руководите, уже 30 лет. Какова история его рождения?

— Мы познакомились с Алексеем Бессмертных, он тогда работал на буровой, интересовался творческой фотографией. Встречались в моей мастерской, обсуждали снимки. Его брат, Геннадий, тоже занимался фотографией. Стали собираться втроем. Круг ширился… Я предложил: давайте объединимся и с другими ребятами, всерьез интересующимися фотографией. К нам присоединились Леонид Березницкий (на тот момент фотограф в ДК «Строитель») и сотрудничавшие с ним Галина Тимченко, Анатолий Тараскин. Клуб «Отражение» появился в мае 1981-го. Какое-то время спустя в ДК «Строитель» состоялась наша первая экспозиция. А в 1982-м мы стали коллективно участвовать в областных, затем всесоюзных выставках. В том же году снимки фотографов из «Отражения» показывались на международной выставке в Испании, где проходил чемпионат мира по футболу.

— Периоды спада в деятельности фотоклуба были?

— Да, особенно в 90-е годы, когда началась перестройка и мы двинулись в сторону капитализма. Непросто было фотографам сориентироваться в новых условиях выживания. Но даже в сложные времена мы снимали, собирались, обсуждали карточки, делали выставки.

— С какого времени вы — свободный художник?

— С 1993-го. В этом году создал фотоагентство «Диорит».

— До этого чем занимались?

— Работал в «Сургутнефтегазе» заведующим фотолабораторией. Однажды мне сказали: готовься, не сегодня-завтра сократим ставку. Предлагали должность инженера-химика. Отказался. Написал заявление — и с тех пор на вольных хлебах. Я фотограф, люблю свою профессию. Другим делом заниматься не хочу…

— В вашем агентстве большой коллектив?

— Основной состав (5 человек) держится много лет. Бывали периоды, когда в штате числилось около 50 сотрудников. К примеру, в то время, когда затеял выпуск информационно-публицистического журнала «Полярная сова». Сейчас журнал не существует… Выходил он четыре года. Проблема с финансированием была всегда. Собственных средств не хватало, приходилось крутиться. Не хотелось превращать «Полярную сову» в рекламно-гламурное издание. Таких много. Потому искал поддержки в разных фирмах. Везде отвечали примерно одинаково: «Знаем ваш журнал. Отличный. Читаем от корки до корки. Держитесь…» Только несколько человек в городе помогали финансово.

— Расскажите о своем творчестве…

— Самому себе сложно давать оценку, со стороны видней. Люблю работать над большими проектами, долго, серьезно, копать глубоко. Одна из тем, которой занимался в 80-е годы, — северные народы. Шесть лет труда — и создал экспозицию «Лики Севера». Потом взялся за тему православия. Работал над ней восемь лет. Итог — выставка «Вера», издание альбома… Когда закончишь серьезный проект, сложно сразу переключиться. Наступает период спада, на самом деле это время поиска новой темы, философского подхода к ней.

Вечная моя тема — Алтай. Над ней не бывает скучно работать. Мы с Александром Проваторовым уже сделали два альбома по Алтаю, сейчас готовим новый масштабный проект. Мы снимаем не только пейзажи, но и быт людей.

— Когда начали работать над этим проектом?

— Три года назад. Но замыслил его гораздо раньше. Тогда, молодому, обремененному проблемами, тяжело было его тянуть. По Алтаю (российскому) первый альбом выпускал в начале 90-х, второй — в 2001-м. Сейчас замыслили показать Алтай разных стран.

— Вы организатор различных фестивалей в Сургуте…

— Первый крупный фестиваль, «Обь-91» провели в 1991 году. Тогда в Сургут съехались фотографы Сибири, Урала. Поначалу задумывал проводить фестиваль каждый год. Но не сложилось: подготовка к таким мероприятиям требует немало времени, энергии. Тут еще грянула перестройка… Пришлось отложить задумку. В 2000-м к ней вернулся. Нашел поддержку со стороны друзей-товарищей, администрации города. В 2001 году провели Международный фестиваль «Сибирское биеннале». Сейчас он немного изменился, стал не таким масштабным. Причина — в финансовой составляющей…

— Вы руководитель фотоклуба, автор множества творческих начинаний… Что заставляет снова и снова заниматься трудозатратными проектами?

— Не могу без дела сидеть… Жажда творчества не позволяет. Кому-то дано жить скучной неинтересной жизнью, беспокоясь о каких-то утилитарных вещах. Мне — нет.

— Как вступить в фотоклуб «Отражение»? Есть какие-то определенные требования к претендентам?

— Раньше, чтобы стать членом фотоклуба (и не только нашего), нужно было представить работы на худсовет. Там уже решали: принимать — не принимать. В «Отражении» эту схему разрушили лет 20 назад. Приходить в фотоклуб, объединяющий людей по интересам, может любой. Никакого учета по количеству участников мы давно не ведем. Бывает, приходит человек 8-10, а порой и 30… На обсуждения в «Отражении» собираются в основном представители среднего поколения. Сейчас все чаще молодежь наведывается. Меня это радует. На «Сибирском фестивале» молодые конкурсанты достойно себя показали. Впору мэтрам задуматься, насколько они дееспособны в области творческой фотографии.

— Согласны ли вы с утверждением: документальная фотография нивелирует авторский почерк?

— Нивелирование… Да. Имеет место. Это серьезная проблема, над которой стоит поразмышлять. Замечаю, что начинаю теряться в ряду остальных фотографов… Молодые, интересные ребята снимают почти так же, как и я. Куда дальше двигаться, что делать? Выход надо искать каждому из нас. Но прежде, чем что-то предпринимать, нужно проанализировать ситуацию, осмыслить, сделать выводы. То, что мы раньше делали, редко кому было под силу. Работа с реактивами, печать, проявка требовали особых знаний и умений. А сегодня сотни фотографов проходят базовый курс, берут в руки цифровой аппарат — и вперед… Методика съемки такая же, как у нас. В чем тогда суть самой фотографии? Сразу и не ответишь…

— В наше непростое время многие творческие форумы приказали долго жить… Удастся ли сохранить «Сибирский фестиваль»?

— Мне бы хотелось. Но сказать однозначно: «Да!» — не могу. Найдутся деньги, будет поддержка — состоится и следующий «Сибирский фестиваль».

Нравится

Статьи по теме

№115 (5323)
06.07.2011
Любовь Киселёва
Неизвестный Дега
№115 (5323)
06.07.2011
Любовь Киселёва
Как Богомяков потоп остановил

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"