24 мая 2025     

Культура   

Анжелика Таланцева: «Иногда чувствую себя Наполеоном в юбке»...

17 сентября в зале им. Гуляева состоится праздничный концерт лауреата международного конкурса, почетного работника культуры и искусств Тюменской области, художественного руководителя хоровой капеллы Тюменской филармонии Анжелики Таланцевой. Программа, с которой она и ее артисты выйдут на сцену, называется «Храни любовь».

— Мы подготовили популярные арии оперной и опереточной классики, русские народные хиты, — сообщает Анжелика Львовна. — Концерт будет самым лучшим для меня подарком. Однако этот праздник я делаю не только для себя, еще и для коллектива, и, конечно, для наших слушателей. Название программы не случайно. «Храни любовь» — песня моего любимого педагога из Уральской консерватории Евгения Львовича Гиммельфарба. Этот человек очень многому меня научил.

— У меня прекрасный возраст, — говорит она. — Дети выросли, у них свои семьи. Теперь могу заняться собой, своим совершенствованием.

— А давайте ненадолго вернемся в прошлое? — предлагаю. — Допустим, вам пять лет. Кем вы видите себя в будущем?

— предлагаю.

— Актрисой! Я очень любила кино. И даже коллекционировала фотографии артистов. Девчонкой росла озорной, строптивой. Спокойные увлечения, такие как рукоделие, были не по мне. Хотелось реализовать себя в творчестве. Я рисовала, пела, занималась хореографией, музыкой. Но, если честно, музыкой — без большого желания. Училась игре на скрипке. Кое-как закончила пять классов.

— Кто для вас выбрал скрипку?

— Папа с мамой. Они привели меня в музыкальную школу. Сначала я играла на фортепиано, а потом на скрипке. И хоть занятия музыкой не приносили мне особого удовлетворения, училась я хорошо. Причем лучше всего по теоретическим дисциплинам. Мне нравились уроки сольфеджио, гармонии, музыкальной литературы. Я и в музыкальное училище поступала на теоретическое отделение. Не планировала быть дирижером!

— А ведь вы из музыкальной семьи!

— Да! Моя мама, Жанна Анатольевна Кулакова, преподавала в музучилище на отделении хорового дирижирования. Отец, Лев Иванович Кирогосьян, тоже музыкант. В 70-х годах родители держали всю музыкальную самодеятельность Тюмени в своих руках. Они вели коллективы на заводах медоборудования, моторном, в ГПТУ № 7. Работали с ансамблями «Прометей», «Мелодия». Мама была прекрасным хормейстером, а папа, тоже хоровик и дирижер, обладал великолепными организаторскими способностями. У него был талант руководителя.

— Вы в кого пошли — в маму или папу?

— От отца у меня темперамент, в чем-то необузданный (армянская горячая кровь!), и организаторские способности. Иначе бы я не руководила таким большим коллективом. А мама была очень мягким, добрым человеком. И я замечаю: чем старше становлюсь, тем больше во мне проступает мама... Мои родители были талантливы, и они передали мне свои способности. Природа на мне не отдохнула!

— Как вышло, что рука провидения толкнула вас на создание хора?

— Мне кажется, в жизни случайностей не бывает. И каждая случайность все-таки закономерность. В 1997 году в моей жизни произошли кардинальные изменения. Я встретила своего будущего мужа Александра Цинько, солиста Тюменской филармонии. Потом столкнулась с подругой Натальей Горчаковой (сейчас Кондратенко). Она когда-то училась у моей мамы на хоровом отделении. И мы втроем за чашкой чая решили создать коллектив. Помог воплотить идею в жизнь предприниматель Владимир Кондратенко. Но хор — дело не прибыльное. И как дальше жить, мы должны были думать сами.

— Помню, вы рассказывали, что с вами за концерты рыбой расплачивались...

— Да-да, и рыбой, и тортами. Тогда нас было очень мало. 16 человек. Сейчас-то около 50. Капелла! А в то время — любительский хор «Ренессанс». У нас были очень добрые отношения, мы даже дни рождения праздновали вместе.

— Как вам удалось ухватить удачу за хвост и попасть в филармонию?

— В 1998 году маэстро Антон Шароев взялся за создание камерного оркестра. И ему на перспективу нужен был хор, чтобы готовить совместные программы. Шароев и Цинько поговорили с директором филармонии Михаилом Бирманом. Я и сама пришла к нему с просьбой взять нас под крыло концертной организации. Михаил Михайлович сказал: «Попробуем. Если коллектив будет востребован, то он будет работать в филармонии». Бирман дал нам шанс. А мы воспользовались этим шансом. У хора было огромное желание творить и нести людям радость. Помог нам и директор областного департамента культуры Евгений Негинский — дал штаты. Ведь мы поначалу работали в филармонии практически на птичьих правах. Штатное расписание получили в 2000 году.

— Два года трудились бесплатно?

— Ну, не бесплатно. Скажем, за символическую плату. Это был наш испытательный срок. И правильно. Не брать же кота в мешке. А так за два года мы себя показали. Следующей вехой для хора стал пятилетний юбилей. На день рождения областное руководство подарило нам поездку по Башкирии. Это были наши первые гастроли. Мы ездили в Уфу, Салават. На оставшиеся средства даже умудрились побывать в Кургане.

— Вы не раз говорили, насколько поездки важны для творческого коллектива...

— Да, и мы за эти годы поездили немало. Гастроли являются стимулом для дальнейшей работы. Артисты мобилизуются, начинают работать с большим рвением. Конечно, мы отвечаем за любой свой концерт. Но гастроли — это особенная ответственность. И незабываемые впечатления. Вспоминаю, как мы ездили в Италию. Дали три концерта в таких шикарных залах! А поездка в Прагу!

— Вы там золото взяли!

— Это был рождественский конкурс-фестиваль. И мы прекрасно выступили. В графе «За кайф» у жюри стояли одни восклицательные знаки.

— Там была такая графа?

— Да, представляете?! Хор взял главный приз, а я получила специальный — как лучший дирижер конкурса. Одна женщина из Подмосковья подошла к нам: «Это ж надо было ехать в Прагу, чтобы увидеть тюменский хор!» Знаете, все, не сговариваясь, говорят, что у нашего коллектива есть... душа. «Открытая и светлая» — так сказал Тагир Сайфуллин, руководитель хоровой капеллы Башкортостана.

— И в чем секрет?

— Нужно идти своей дорогой и нести людям добро. Тогда вам будет сопутствовать удача.

Вот если бы мы преследовали корыстные цели, если бы нас переполняло тщеславие, то вряд ли Господь дал нам возможность совершенствоваться.

— Анжелика Львовна, вы все время стараетесь открывать новые горизонты для своего коллектива. Не боитесь идти на риск. Что вас ведет? Чутье?

— Есть интуиция, да. И риск для меня свойственен. Я человек достаточно своенравный, с характером. Не люблю, когда мне перечат. Привыкла принимать решения сама. Меня ведь судьба не баловала. Жизнь была достаточно трудной. Мне кажется, то, что имею сейчас, я просто заслужила. Это не везение, не чудо. Я шла к этому. Шла очень долго...

— Тяжело женщине быть руководителем?

— Сложно совмещать две ипостаси — женщина-руководитель и женщина — просто женщина. Вообще, дирижер — мужская профессия! И я иногда чувствую себя Наполеоном в юбке. Вперед-вперед! На коня! Изначально я исповедовала жесткость в руководстве. Это было необходимо при создании профессионального коллектива. Хотелось поставить его на ноги. Думаю, у меня получилось. Я и сейчас строгий, авторитарный руководитель. Это дает хорошие результаты. Дисциплина для меня важный фактор. Но мои артисты знают, что я их люблю. Уверена: они счастливые люди. Если б мне в свое время привелось в таком коллективе работать, я была бы на седьмом небе. Хотя и в роли дирижера ощущаю себя счастливой. Какие бы женские черты во мне ни просыпались (иногда хочется покапризничать), я все равно полководец!

— Признайтесь, бывают минуты слабости? Как справляетесь с собой?

— А вот справляюсь... Минуты слабости бывают у всех. Стараюсь не зацикливаться на них. Читаю философские книги, которые помогают мне. Вообще, я довольно собранный внутренне человек. Когда знаешь, чего хочешь, тогда вписываешься в пространство, и все получается.

— Анжелика Львовна, что в ближайшем будущем ждет хоровую капеллу?

— Если вы о поездках, то мы всегда готовы к ним. Но гастроли хоровой капеллы зависят от финансовых возможностей областного руководства. Большой коллектив не просто собрать в дорогу. Предложений-то поступает много. Например, нас зовут в Санкт-Петербург. Однако впереди другой, достаточно сложный и интересный проект. В октябре вместе с оркестром «Камерата Сибири» мы едем в Москву, где в Концертном зале имени Чайковского состоится премьера оперы Антона Рубинштейна «Христос». А дальше... пока не знаю.

Нравится

Статьи по теме

№39 (5016)
10.03.2010
Ирина Тарабаева
Согретые солнцем Италии
№42 (4784)
12.03.2009
Ирина ТАРАБАЕВА
"Ренессанс" и вечная любовь

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"