25 апреля 2024     

Общество   

Разговор с жилинспектором о прозе жизни. Коммунальной

Актуальность слов главы государства подтверждается материалами журналистских расследований, основанных на многочисленных обращениях граждан, которые выражают недовольство качеством предоставляемых коммунальных услуг.

Продолжая цикл публикаций о проблемах ЖКХ, мы намерены предавать гласности не только просчеты и злоупотребления в этой сфере, но и непригодную организацию руководства и контроля этой важной социальной отраслью хозяйства. Рассказывать о тех должностных лицах, которые как раз и «запускают лису в коммунальный курятник». И обращаться к тем, в чьих силах повлиять на ситуацию, выправить ее.

Где ответ? Нет ответа…

Вячеслав Михайлович!*

Вероятно, в школе вы проходили Маяковского и помните его знаменитый «Разговор с фининспектором о поэзии…». Тема актуальна и не исчерпала себя за минувшее столетие. Вот и мы хотели бы продолжить разговор с инспектором — пусть не с финансовым, а с жилищным.

Наша цель — добиться единения гласности и силы печатного слова с надзорной государственной службой. Сделать это в интересах общего дела. Добиться «коммунальной» справедливости. Чего мы ждем от Вас? Делового и конструктивного отношения к нашим публикациям родственной темы. Соответствующих выводов. Активной реакции. Заданий журналистам — по освещению очередных проблем в ЖКХ. А мы бы непременно и добросовестно эти задания выполняли. Согласитесь: двойной тягой вытаскивать оказавшуюся в провале коммуналку проще.

Нашу готовность сотрудничать мы многократно выразили на страницах «Тюменских известий» в ряде критических публикаций: «Каждый жилец желает знать…», «Тараканище», «Нужна ли в коммунальном хозяйстве кружка для пожертвований», «Кто пустил лису в коммунальный курятник», «Ежик в коммунальном тумане», «ЖКХ. Наука управлять мертвыми душами…». Каждый материал — целая газетная полоса невзгод и обид, нанесенных потребителю услуг коммунальщиками. Многократные факты нарушения действующих жилищных правил и норм, произвола управляющих компаний.

Однако мы, Вячеслав Михайлович, не заметили, чтоб кто-то из Вашего ведомства воспользовался хотя бы одним из изложенных фактов. Исследовал его по горячим следам в пределах компетенции. Восстановил нарушенный закон.

Но почему нет реакции? Мы публикуем безделушки? Плоды досужей выдумки? Тогда скажите об этом так же публично — и редакция незамедлительно примет решение о дальнейшем творчестве «любителя жареного».

Озадачивает и то обстоятельство, что бесстрастность не изменяет надзорному главку и тогда, когда в публикациях речь идет непосредственно о нем. Уверенность в собственной непогрешимости?

В текущем году мы по меньшей мере трижды пересекались с жилинспекцией (УГЖИ), но, кроме «конфликта интересов», не получили по сути ничего. Наше первое рандеву уже подробно освещалось в «ТИ». Но, думаем, материалы его стоит ежегодно прогонять по всем каналам и страницам СМИ. Как «Иронию судьбы»…

Ирония судьбы — или Сколько можно?!

Гр-ка К. обратилась в Госжилинспекцию области с жалобой. Она сообщала, что недавно в их доме поселился замечательный сосед, который лишил жильцов сна и покоя, доведя людей до нервного потрясения. Ладно бы он оказался, как в песне, поклонником кларнета и трубы. Так нет — по большей части предпочитал ударно-слесарные инструменты: топор, молот, лом. С раннего утра и до позднего вечера там пилили, строгали, сверлили, крушили что-то, сотрясая стены всех девяти этажей. Проведя собственное расследование, жильцы установили: новый собственник перестраивает очаг на свой вкус. Самовольно. Пробит новый дверной проем между кухней и жилой комнатой, убраны перегородки меж ванной и санузлом, перестроены кладовая и коридор с разборкой старых перегородок и установлением нового дверного проема. Изменена конфигурация водопроводной сети с переносом стояков. Заявительница просит высокую полномочную инстанцию унять строителей-громовержцев. И заодно выяснить: что рубится и вышибается в квартире беспокойного соседа? И не угрожает ли это целостности дома?

Вышел установленный месячный срок для ответа на жалобу. Потом еще один. Из инспекции — ни звука. Ни ноты протеста, ни звука одобрения. Хотя до чиновников офиса на Первомайской, 34/1, наверняка (офис-то через дорогу напротив) доносилось пронзительное соло дрели на фоне буханья кувалды. Эдакий реквием дому…

Газета — официальный орган регионального парламента — на своих страницах рассказала читателям историю с челобитной К., лежащей без движения в инспекторском столе уже 90 дней. Реакция надзорного главка — нулевая. И она осталась таковой после двукратного визита нашего корреспондента в инспекцию. Сначала Ваш заместитель, а затем лично Вы, Вячеслав Михайлович, поведали журналисту: работников жилинспекции не пускают для проверки в мятежную квартиру, но вы разберетесь и дадите жалобе ход. Не разобрались.

И тогда парламентская газета выступила вновь — уже с открытым официальным обращением к руководству прокуратуры области проверить в надзорном порядке законность и полноту разрешения упомянутой жалобы Госжилинспекцией. И принять к нарушителям закона меры прокурорского реагирования.

В мае текущего года такая проверка была проведена. По материалам ее на Ваше, Вячеслав Михайлович, имя внесено представление об устранении выявленных нарушений закона и привлечении виновных в волоките к дисциплинарной ответственности.

И только тогда заскрипела, трогаясь с места, арба с чиновным контролем, затратив полгода на путь от старта до финиша. Трудно подыскать название происшедшему. Казус? Каверза? Кавардак? Так или иначе, произошло это, по объяснению контролеров, по двум причинам.

Мы не верим ни одной из них. Жилец-нарушитель не пускал в квартиру проверяющих. И Вы,
г-н Главный государственный инспектор области, а ныне руководитель региональной службы государственного жилищного надзора, не могли преодолеть игрушечного противостояния Закону? Своевременно обратившись в суд с заявлением о принудительном проникновении в помещение, подлежащее проверке. Что и было сделано контролером, но только после полугодовой проволочки…

Вторая причина — ставший нарицательным штамп оправдания халатного отношения к службе — чрезмерная занятость, перегруженность исполнителя иными обязанностями. Вот только не сказано — какими? Довод небрежен, легкомыслен.

О макаронном соусе

От неприятностей и невзгод, Вячеслав Михайлович, вас хранит талисман.

Прокурор проявил к вам милосердие, не возбудив административного дела по результатам надзорной проверки. К гражданскому делу по узакониванию самовольной перепланировки приобщена экспертная справка от 19 июля 2011 года следующего содержания. Перепланировкой «…затронуты несущие стены: выполнен дверной проем в несущей стене между кухней и жилой комнатой. Для предотвращения угрозы образования трещин на стенах, обрушения полов, стен, потолков необходимо усиление проема в несущей стене».

Выходит, Вы были не только нарушителем закона о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. Пока Вы, индифферентно посматривая на происходящее, держали жалобу взаперти, давая тем самым возможность закончить противоправную стройку, самовольный зачинщик ее, судя по экспертному заключению, сокрушал несущую стену. Дальнейшего развития, кроме справочного сообщения об устранении негативного факта, она не получила. Суд вообще не знал о всех перипетиях рассматриваемого дела! Он только узаконивал перепланировку, имея под руками лишь техническую документацию, обосновывающую строительные работы. Да иначе и быть не могло. Жилищная инспекция не предъявила суду ни своих претензий к нарушителю, ни документальных материалов, сопровождавших самовольную стройку. Да и вообще отказалась от участия в судебном заседании.

В процессе разборки обстоятельств дела случился еще один, так сказать, деловой контакт.
В июньском номере «ТИ» был опубликован материал по жалобе потребителя: о промышленном кондиционере — его под окном квартиры устанавливало торговое предприятие. Кондиционер шумит, вибрирует. Установлен без специальных отводов, поэтому вода стекает по стене в подвал.

Здесь, Вячеслав Михайлович, Вы проявили оперативность, прореагировав на жалобу и предоставив ответ на нее редакции. Он был опубликован в материале под заголовком «Без вмешательства контрольных органов». Длинные цитаты из вашего послания мы вынуждены повторить. Они, как и предыдущее молчание, столь же красноречиво демонстрируют тактику и стиль надзорной деятельности.

«…В связи с поставленными в статье вопросами полагаю необходимым дополнительно разъяснить следующее. Наружные стены многоквартирного дома не являются стенами квартир и частной собственностью их владельцев, как ошибочно считает заявительница, а относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме… Жилищным законодательством предусмотрено, что вопросы использования общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме решаются на общих собраниях, которые являются органом управления многоквартирным домом…» К такому тексту так и тянет поставить заголовок: «Лапши на уши потребителю…»

Ибо практически все изложенные доводы поданы под макаронным соусом. Никуда не годен аргумент о наружных стенах дома, что они, мол, являются общей, а не частной собственностью. Ну и что? Первый же пункт Положения об инспекции, ст. 20 ЖК, декларирует обязанность контролировать использование и сохранность общего имущества собственников помещений. В том числе, разумеется, и объект нашего внимания — наружные стены. А для чего и кому вы сказали вот это: «…вопросы использования имущества решаются на общем собрании…» И что с того? Это никак не лишает возможности УГЖИ заниматься своим делом: осуществлять контроль и принимать по результатам его волевые решения, если нарушается закон.

Инспекторская мысль продолжает развиваться, сюжет закручивается: «…Из материалов проверки следует, что спорные взаимоотношения между заявительницей и собственником нежилого помещения (установившего кондиционер. — Ред.) носят гражданско-правовой характер и должны разбираться без вмешательства контрольных органов через реализацию права гражданина на обращение в суд…» Итак, «причина пожара установлена: сарай сгорел правильно». Да ведь фактор гражданско-правовых отношений позволил заявительнице обратиться именно к Вам, а не в следственный комитет. И не в полицию. Вы, уважаемый руководитель облгосжилнадзора, безапелляционно, на всю область, через газету, заявили о непричастности возглавляемого Вами учреждения к возникшему инциденту. И как-то неприлично указывать Вам обратное, перечисляя пункты, статьи, параграфы нормативного материала.

Коммунальная месть

Обойдемся без них. Жилищный кодекс подсказывает нам: защита жилищных прав осуществляется судом и в административном порядке. Последнее — в случаях, предусмотренных законом. Случаи эти указаны в Жилищном и Административном кодексах. Когда речь идет о сохранности жилищного фонда, соблюдении правил содержания общего имущества, качества, объема и порядке предоставления коммунальных услуг. Укажем конкретно только на КоАП РФ. Статьи 7.21 — 7.23 прямо предусматривают административную ответственность (то есть Ваше конкретное вмешательство) за нарушение правил пользования жилым помещением и их содержанием.

И — как логическое завершение проблемы — Федеральный закон № 59-ФЗ-2006 г. гласит:
«В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, иных служб и должностных лиц — копии обращения заявителя в течение семи дней со дня регистрации направляются соответствующим адресатам». В нашем случае Вы, Вячеслав Михайлович, должны были разрешить жалобу заявительницы совместно с Роспотребнадзором. Последний проверит допустимость шумового эффекта кондиционера, а Вы — правильность содержания общего имущества, сохранность стен.

С непосредственным участием УГЖИ в деле в очередной раз мы ознакомились при подготовке материалов и публикации последней статьи «ЖКХ. Наука управлять мертвыми душами». О многотрудной судьбе жильцов одного из многоквартирных домов газета поведала своим читателям. О неприглядном коммунальном сервисе, дряхлеющем без необходимых ремонтов жилом строении, неухоженной придомовой территории — и полном бесправии жильцов перед УК «СибЭнерго-Сервис». А также об их бесплодной восьмилетней переписке с чиновным людом, облеченным властью и контрольными полномочиями. Однако сейчас мы — только о роли УГЖИ. Да, надзорные проверки проводились. Из года в год констатировались одни и те же нарушения. Типа «…разрушения штукатурного и покрасочного слоев, подтопляемости подвала, повреждения различных участков и конструкций…»

Реальных мер по устранению порока не принималось. Не будем лезть в глубину веков. Предпоследняя проверка — акт от 25.08.2010 года. Отмечены: трещины, провалы, повреждение бетона ступеней крылец. И послед-няя — акт от 5.09.2011 года. Установлено полтора десятка нарушений, в том числе только что названные. «…По материалу проверки, — пишет руководитель инспекции в ответном письме заявительнице, — составлен протокол об адмправонарушении…» Кстати, «составлен протокол» и по результатам ряда ранних проверок, о чем как о принятой мере отчитываются инспекторы.

Но протокол не может служить завершенным итоговым результатом надзорной проверки. И не предусмотрен законом как мера взыскания. Так же, как суд не может довольствоваться лишь составлением протокола судебных заседаний без решения или приговора. Заявитель так и не узнает: что предпринято по его обращению?

УК ООО «СибЭнергоСервис» все три года своего «владычества» над людьми, проживающими в доме № 41 по улице Немцова, напрочь отвергает любое участие общественности, домового комитета в управлении домом. Все управление домом УК замкнула на себе, включая организацию и проведение общих собраний.

Контролирующему органу, ну и, конечно, жилищному департаменту известно это давно, но мер по упорядочению взаимоотношений меж ними — никаких. При этом мы уже отмечали: некоторые общественники, члены домового комитета за свою принципиальность получают от УК ощутимые щелчки. К примеру, ущемления в потребительских правах. Одному из общественников мелкий сантехнический ремонт исполнялся 24 дня. Ему же коммунальщики отказались выполнять заказ: направить аварийную бригаду — квартиру заливало водой с верхнего этажа. Не стали и составлять акт о понесенном ущербе. Вызванный на место инцидента представитель УГЖИ положения не исправил: упомянутого акта пострадавший жилец так и не получил. Зато получил реальный материальный ущерб на сумму более 100 тысяч рублей. Ему было отказано в выплате соответствующей страховой суммы из-за отсутствия упомянутого акта.

— Ваша мировоззренческая позиция несколько отстает и не вписывается в современную эпоху, — сказал как-то мне один из оппонентов. — Мы не можем одновременно командовать предпринимателем и проводить государственную политику свободного бизнеса. И права воздействия на него у нас уже не те…

От чего свободен бизнес?

Ну, о правах говорить не будем. Даже 80-летняя старушка при должном упорстве и существующей законодательной базе может поставить на место любого чиновника и частного предпринимателя. Речь о другом, более важном. Бизнес действительно должен развиваться свободно, но он не может быть свободным от нравственно-правовых норм. В противном случае он неминуемо перейдет в легальную преступную деятельность. Приметы этого кое-где уже есть. Нельзя отдавать потребителя, гражданина на заклание частному бизнесу, не готовому соблюдать каноны права и морали. Сегодня, в тяжелый переходный период от бесправия к праву, именно контролирующие и властные структуры, их роль, выходят на передний план. А вот этого, Вячеслав Михайлович, у нас пока не получается. А ведь вы не ИЧП, не частная лавочка, а важнейший государственный орган!

И еще об одном. Об ослаблении государственных функций. Мысль не нова. Еще Маркс и Ленин считали его конечной целью зрелого коммунизма. Если государство отмирает, то торжествует принцип: от каждого — по способности, каждому — по потребности. Однако на что способен «свободный» бизнес на ниве ЖКХ, мы видим воочию. И президент страны, судя по всему, тоже видит. Не зря же вызывал на ковер генерального прокурора. Не для того же, чтобы тот держал государево око закрытым на факты повальных злоупотреблений в ЖКХ. А как раз для того, чтобы усилить контрольные и надзорные функции государства!

И — напоследок. Автору этих строк не хватило бы газетной полосы, чтобы описать организацию ведения коммунального хозяйства в Стране Советов. И еще столько же газетной площади понадобилось бы ему, чтобы написать о том, что российскому капитализму следовало бы не отвергать, а перенять у социализма. По крайней мере не выплескивать, по выражению Ильича, из ванны вместе с грязной водой ребенка. И прежде всего — оставить действующим что-то из партийно-государственно-ведомственно-общественного контроля.

Вездесущему рабкрину хватило бы одного из трех вышеописанных эпизодов для того, чтобы сделать оргвывод со служебно-летальным исходом. Такая инспекция ассоциируется в нашем сознании не как двигатель, а, скорее, как тормоз развития отрасли. Этому механизму действительно нужен срочный капитальный ремонт. И ничто не мешает соответствующим структурам произвести его в текущем году. Благо бюджетных ассигнований для этого не потребуется.

* В.М.Вахрин — главный государственный жилищный инспектор по Тюменской области.

Наша цель — добиться единения гласности и силы печатного слова с надзорной государственной службой.

Нравится

Статьи по теме

№148 (5356)
25.08.2011
Михаил Смоленский
ЖКХ: наука управлять мертвыми душами
№116 (5324)
07.07.2011
Михаил Смоленский
Ёжик в коммунальном тумане

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"