29 апреля 2024     

Общество   

Ольга Ройтблат: «Учитель не имеет права быть скучным!»

Титулы Ольги Владимировны можно перечислять долго, а можно просто назвать фамилию — и многим не только в нашем регионе, но и в стране сразу станет ясно: речь пойдет о человеке, который, по большому счету, сделал себя сам. Благодаря своему упорству, широте взглядов, внутренней свободе, любви к делу, которым занимается почти сорок лет.

— Ольга Владимировна, лидерства вам, как говорится, не занимать. Вы были первой во многих конкурсах, в том числе международных. Но что значит для вас победа в номинации «Светлый ум» конкурса общественного признания «Тюменский характер»?

— Это лидерство стало для меня приятной неожиданностью. При этом, честно говоря, испытала чувство неловкости, как случается при любой победе. Видимо, дело здесь в особенности моей личности… Но главное в том, что я поддерживаю сам проект, организованный «Единой Россией» и «Молодой гвардией». Благодаря этой общественной акции удалось узнать о многих замечательных земляках. О тех, кто, не афишируя, творит добро. Например, о семье из Вагайского района, которая усыновила совершенно больного ребенка, а сейчас добивается для него операции за рубежом.

Идею проекта мы обсуждали и в коллективе нашего института, и в нашей общественной организации. Решили в ней поучаствовать. Выдвинули кандидатуры заслуженных учителей, таких как Надежда Васильевна Фоминцева, Ада Борисовна Китайгородская, а также «Учителей года Тюменской области», среди которых Марианна Чуйкова, Ольга Ковалева, Константин Лупиков, во главе с первым победителем, ныне директором 70-й школы Лидией Николаевной Русаковой… По данным Министерства образования РФ, за последние десять лет конкурса «Учитель года России» наша область входит в лидеры по профессиональному мастерству педагогов. И когда наши учителя достигают таких высот на региональном и российском уровнях, разве это не проявление того самого тюменского характера?!

— Для педагога, на ваш взгляд, признание значимо?

— Для педагога, думаю, это вообще главная составляющая. Знаю это по собственному опыту… В нашем 34-м лицее с полной самоотдачей трудилось много достойных учителей, для которых даже при небольшой заработной плате самым важным было признание учеников, родителей. Как говорится, всех денег не заработаешь, но моральный стимул дорогого стоит, особенно для тех, кто привык довольствоваться скромными материальными благами.

— Почему же тогда учителя-предметники, за плечами которых немалый педагогический стаж, не спешат на те же конкурсы профессионального мастерства?

— Не совсем так… Сегодня в нашей области талантливые, творчески работающие педагоги получают очень серьезную поддержку — не только моральную, но и материальную. За последние три года каждый из 335 наших лучших учителей, став победителем состязания, проходившего в России в рамках приоритетного национального проекта «Образование», получил от государства материальную поддержку кто в 100, а кто в 200 тысяч рублей. Всем участникам областного конкурса «Учитель года» вручается премия губернатора в 30 тысяч рублей, а обладателям первого, второго и третьего мест — от 60 до 80 тысяч. И таких у нас в области за последние пять лет было 150 педагогов. Только в 2011-м на региональный этап профессионального турнира вышло 27 учителей. Приплюсуйте к ним еще как минимум 260 педагогов, которые участвовали в этом году в конкурсах на уровне 26 муниципальных образований.

В свое время, работая директором школы, эти конкурсы любила и всячески поощряла участие в них своих коллег, ведь это позволяет педагогу оптимизировать все самое лучшее в своей методике преподавания. Достигнув какой-то своей высоты, настоящий учитель уже не позволит себе опуститься в работе ниже… Кроме того, конкурс — это еще и роскошь общения со своими коллегами. Он позволяет учителю, демонстрируя собственный опыт, перенимать чужой, обсуждать, спорить, отстаивать свою точку зрения… Словом, профессионально расти.

— Тем не менее большинство предпочитает скромно заниматься своим прямым делом… Может, причина в некой усталости нынешнего учителя, неизбежном эмоциональном выгорании?

— По натуре я оптимист, но в подобном состоянии сама периодически пребываю. От него есть особый рецепт… Учитель может уставать только тогда, когда ему работать не интересно…

Что же касается стажистов, то, мне кажется, знаю ответ на ваш вопрос. На мой взгляд, сильные, грамотные, достойные учителя по сути своей очень скромны. И когда они смотрят на конкурсантов, то понимают, что результаты их собственного труда во сто крат выше, чем у отдельных конкурсантов, но не хватает духу заявить о себе. Поэтому таких учителей стоит убедить: «Надо участвовать! Обязан!»

— Но дать этот толчок, на мой взгляд, способен лишь директор, достойный учителя.

— Конечно! Принципиально важно, чтобы руководитель, будь то директор или завуч школы, видел потенциал педагога, мог не просто подтолкнуть — поддержать. Необходимо, чтобы этот посыл шел от всего коллектива. Помните, одно время у нас шли дебаты: победа в конкурсе — личная ли это заслуга учителя? Да, весь педагогический коллектив выдвигает на конкурс кандидатуру конкретного учителя. Но надо отдавать себе отчет: работа талантливого педагога индивидуальна. Он одиночка. Сам разрабатывает урок, сам идет к детям, да и за результаты своей работы тоже отвечает сам. Но это почему-то с «весов славы» снимается и подменяется разговорами о коллективном труде, корпоративном достижении.

Поэтому руководитель должен суметь сделать так, чтобы труд одного успешного учителя принимали коллеги. Это происходит там, где весь коллектив живет одними ценностями, где есть чувство локтя, творческая атмосфера, в которой пестуются личности.

— Однако второй год подряд «Учитель года» свидетельствует: при явно выросшем общем профессиональном уровне педагогов области ощущается нехватка этих самых личностей — ярких, харизматичных…

— Да, сегодня много говорят о том, что у педагога должна быть особая харизма. Но при этом ни-кто не объясняет, что же это такое на самом деле… Для меня харизматичный — значит интересный. Интерес, на мой взгляд, главная мотивировка работы учителя. Первостепенное его качество. Как бы ни был эрудирован педагог, но если он ребенку скучен, то пиши пропало…

Смею заверить: когда бываешь в школах, то ярких, «нестандартных» учителей там встречаешь. Но на конкурс они, увы, не попадают…

— Почему?!

— Срабатывает схема, от которой мы никак не можем уйти… Бывает, если учитель интересен детям, то он, к сожалению, не всегда удобен руководителю учебного заведения. А раз педагог неудобен директору, не факт, что он пройдет на муниципальный конкурс. А если и пройдет, то встретит там других руководителей. Они тоже поставлены перед дилеммой: вывести в лидеры «ровного» учителя — или того, чье поведение невозможно предсказать?..

— Но риск стоит свеч!

— Убеждена: у наших педагогов и харизма есть, и интерес имеется. Главное — вовремя таких учителей увидеть, увлечь…

— …не погасить!

— Да! Тут мы затрагиваем еще одну важную тему. В свое, тогда еще советское, время я тоже была неудобным человеком — сначала учителем, потом руководителем. Но я не боялась открыто выражать свое мнение. Может, потому что никогда не держалась за директорское кресло. А возможно, еще и потому, что находила в работе учителя большие плюсы. И если бы меня тогда «ушли», не расценила бы это как трагедию. К счастью, сейчас настали другие времена.

— Но и они не жалуют умного и внутренне свободного человека…

— Не могу с вами согласиться. Сегодня в нашем обществе, судя по всем правительственным и президентским проектам, начиная с «Нашей новой школы», крайне востребован человек с индивидуальным, креативным мышлением. Сейчас идет активный поиск таких людей. Но как их можно найти, если в школе мы десятилетиями твердили ребенку: «Сядь, как все. Будь, как все. Не высовывайся!»?

Сегодня все развернулось в диаметрально противоположную сторону. Взять те же новые образовательные стандарты. В них тоже провозглашается взращивание индивидуальностей. Это относится не только к детям, но и к учителям, и к другим специалистам, и к руководителям… На сколько же голов интеллектуально выше должны быть управленцы разного уровня, чтобы они могли поддержать творчески работающего подчиненного!

— Всякий ли руководитель потерпит такое?

— Подобное допустит руководитель-профессионал высокого класса, который знает психологию управления, психологию успеха… И не просто потерпит, но и увидит, и оценит, и поможет…

— Вы заговорили о новых стандартах. Но готов ли сегодняшний учитель к работе по ним?

— В массе своей пока не готов… Стандарты надо прежде всего пропустить через себя, внутренне принять. У меня получилось. Читая их, понимала: это именно то, что нужно современной школе… Психологическое сопровождение. Выбор предмета. Не ожидание учителем готового ответа ученика, а способность слышать мнение ребенка, принимать его точку зрения… Если помните, одно время наше образование скатилось только к тестам и контрольным, забыв о главном: прежде чем контролировать, надо научить ребенка добывать знания и делать собственные выводы. Сегодня такая задача перед учителем ставится.

— Мне кажется, федеральные государственные образовательные стандарты начальной школы не вызывали столько критики, сколько проект этих самых ФГОСов для 10-11-х классов.

— Это связано с неплохими результатами, которые имеем по начальной школе в Тюменском регионе. Лет десять мы учим ребятишек первых-четвертых классов по пяти программам развивающего обучения, которое легло в основу новых стандартов. Программы эти результативны: уже несколько лет назад давали высокие показатели — 85% качества, в то время как остальные программы лишь 30-40%. И для опытных учителей они не новинка.

— Может, бурные дебаты по поводу новых стандартов объясняются тем, что общество больше волнует не то, что имеем «на входе», а то, что получаем «на выходе»?

— Думаю, важно и то и другое…. Никто не даст гарантию, что через пять лет ситуация не повторится и общество не всколыхнет новый проект стандартов. И это нормально. Стандарты не могут закостенеть на десятилетия. Но я хочу сказать о самом важном. Предыдущими образовательными стандартами 2004 года было прописано: школа должна дать минимум знаний, то есть научить читать, писать и считать. Все остальное следовало оплачивать папам и мамам. В результате российское образование очень резко скатилось вниз. Важно, чтобы при реализации новых стандартов мы опять не вернулись к пресловутому минимуму.

— Многим памятна взбудоражившая общество информация именно о минимуме. Точнее, о якобы предполагаемом минимальном наборе обязательных предметов, из которых выпали и русский, и математика, не говоря уже о литературе…

— Действительно, родители школьников прочитали документ и поняли прямолинейно: вот вам три обязательных предмета, а за остальное — плати… На самом-то деле новые стандарты сохраняют как прежний объем учебной нагрузки на старшеклассника (от 30 до 36 часов в неделю), так и перечень школьных предметов, но при этом закрепляют за учеником право выбора профиля и уровня обучения: углубленного, базового или интегрированного.

— Но научат ли новые стандарты мыслить, что всегда являлось изъяном нашей школы?

— Формирование мыслительной деятельности — это тоже основа новых стандартов. Загляните в задание по русскому языку, там даже в формулировке вопросов заметите разницу. Например, если раньше от ученика требовалось расставить в упражнении запятые, то теперь необходимо поставить те знаки препинания, которые он сочтет нужными… Впрочем, развитие мыслительных процессов и раньше было заложено в программах. Их выполнение зависело от уровня подготовки педагога, его желания и умения логически рассуждать с детьми на уроке. Здесь мы возвращаемся к ключевой фигуре — учителя.

— Круг замкнулся… Могу понять педагога, который утверждает, что независимо от того, получит ли он в месяц за свой труд 14 или 19 тысяч рублей, качество его труда не станет хуже. Но сколько же можно эксплуатировать энтузиазм учителя?

— Солидарна с таким учителем… Представьте себе, что педагоги стали получать в месяц сто тысяч рублей. Может, на эту за-предельную сумму мы и привлечем в школу тех молодых учителей или специалистов из других сфер хозяйства, кто раньше о ней даже не помышлял. Но останутся ли они здесь работать? Пройдут ли испытание школьными буднями?

— Но учитель должен получать достойную зарплату, а не бросать своих учеников посреди учебного года, уходя на более хлебное место…

— Я с вами абсолютно согласна.

— Может, я не права, но лично мне не радостно от рассказа учительницы, которая, получив долгожданную прибавку, побежала покупать новую юбку…

— Но если бы у нас был перерасчет по старой системе оплаты труда и увеличились только ставки, то прибавка составила бы всего 300 рублей. Сейчас же состоялось повышение фонда оплаты труда, что прибавило к учительскому заработку более 4 тысяч рублей. Не такая уж маленькая сумма…

Кстати, во время недавних встреч женщины-педагоги уверяли, что на их скромную зарплату невозможно выглядеть хорошо. Но здесь я с ними не согласилась. Не все упирается в деньги. Можно, как говорится, и за копейку иметь канарейку… Убеждена: то, как женщина выглядит, зависит не от того, дорогая у нее юбка или дешевая. Важно, чтобы был стимул… Помните, когда у нас в 34-й школе работало почти 70 мужчин, женщин не надо было вдохновлять на перемены. Они сами начали, во-первых, потихоньку следить за собой, во-вторых, в них появилось внутреннее спокойствие. Возникло даже состояние влюбленности — в лучшем смысле слова. Главное — им стало интересно работать.

Поэтому, если бы в школе было побольше мужчин, то, наверное, желание учительницы хорошо выглядеть не зависело бы от зарплаты. Такое вот мое женское объяснение…

Одно время наше образование скатилось только к тестам и контрольным, забыв о главном: прежде чем контролировать, надо ребенка научить…

Нравится

Статьи по теме

№64 (5272)
19.04.2011
Елена Суслова
С мира по «Пеликану»...
№64 (4567)
12.04.2008
Елена СУСЛОВА
Ольга Ройтблат: "Злому педагогу нельзя доверять ребенка"

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"