16 октября 2019     

Культура   

Театральная бессонница накануне премьеры

Режиссер и художник-постановщик — Владимир Чернядев — ученик Георгия Товстоногова, много лет проработал в Новосибирске, последние двадцать лет живет и работает в Америке. В России бывает в основном по приглашению.

Театр в крови Владимира Константиновича, ведь он родился и вырос в театральной семье. Мама — актриса, папа — режиссер, который 15 лет руководил известным новосибирским театром «Красный факел». Поэтому Чернядев шутит: «Моя творческая биография началась задолго до рождения. Впервые я появился на сцене, когда моя мама была на пятом месяце беременности: она пела в хоре в театре города Кузнецк Пензенской области».

Конечно, он рос закулисным ребенком. Об этой страничке своей жизни Владимир Чернядев вспоминает по рассказам мамы. Например, про спектакль-сказку о Кощее Бессмертном: «Спектакль ставил мой папа, и мне он так нравился! Особенно актер — исполнитель роли Ивана Царевича, я просто был заражен его игрой, так за него болел. Поэтому регулярно вылетал на сцену и орал на весь театр: «Это мой папа! Это мой папа!»

А в школьные годы он уже пробовал себя и в режиссуре, и в актерстве — ставил «Ревизора», играл Хлестакова.

Но поступил, как ни странно, в Московский институт иностранных языков им. М.Тореза — так хотела мама, сын не стал спорить. Искусство при этом не оставил: занимался в студенческом театре, а с третьего курса перевелся на заочное отделение и устроился на работу актером в драмтеатре в Пскове. Закончив вуз, в этот же год Владимир Чернядев поступил на режиссерский курс к Георгию Товстоногову в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии.

Сразу после окончания института Чернядева распределили в Новосибирск, в родной театр «Красный факел», и очень скоро он пошел на повышение — стал главным режиссером в областном драмтеатре (теперь он называется «Старый дом»). В Интернете и сейчас можно найти, что писали журналисты о его работе: «…за два года ему удалось полностью обновить репертуар и вывести театр на самый современный и популярный уровень». Хотя сам Владимир Константинович говорит о себе скромно: «Многое удалось сделать».

Но после конфликта с директором-чиновником режиссер покидает и театр, и город, находит другое место работы — главный режиссер Ставропольского краевого драмтеатра. В Новосибирск он вновь возвращается через семь лет — в театр «Глобус». Чем-то всегда его притягивает этот город. Вот и нынче: после работы в Тюмени он отправляется в Новосибирск, где ему предложили набрать и выпустить актерско-режиссерский курс в местном театральном институте.

В Америку Владимир Константинович впервые попал благодаря работе: в театре он ставил международный детский спектакль с ребятами из России и США под названием «Колыбельная для завтра». В 1989 году постановка с успехом прошла в Сиэтле. «Эти коллективы быстрее договорятся о будущем наших стран, чем Рейган и Горби (т.е. Горбачев)», — писали американские журналисты.

Воспользовавшись творческими связями, в начале 90-х Владимир Чернядев эмигрировал с семьей в Нью-Йорк.

Посвятить себя полностью любимому делу за границей у режиссера не было никакой возможности. Поэтому творчеством он занимался в свободное от основной работы время: организовал театр, который представил местным зрителям «Трактирщицу» и детскую сказку про Василису Прекрасную. Но серьезным это не считает: «Фактически я не занимался профессией лет 20, за исключением эпизодов». Эпизоды — это курсы и мастер-классы по режиссуре и актерскому мастерству в разных университетах, постановки спектаклей в театрах на оф-Бродвее.

Об этом своем опыте Владимир Константинович вспоминает с теплотой: «Там очень хорошие актеры. Они организованы, дисциплинированы, ответственно относятся к своей творческой судьбе: постоянно повышают свое мастерство, хотя все работают: кто — барменом, кто — уборщиком. Я говорю про обычных актеров (у звезд совсем другой стиль жизни) — это муравьи-труженики, для них очень важно поймать удачу и играть везде, в любых спектаклях. У них разные таланты, но степень серьезности отношения к делу просто поражает. С ними интересно работать».

Ставить спектакли на Бродвее Чернядеву приходилось в жестких условиях: на все про все дается три недели. Но набранный на кастингах актерский состав вполне соответствовал заданной планке: «Независимо от количества текста на второй день все актеры знают свою роль наизусть. Когда они ее учат, если им приходится по ночам работать, я не представляю. Но они хорошо понимают, что им на замену готовы встать по меньшей мере еще 500 человек. Я могу заменить актера накануне премьеры, и он выучит свою роль и войдет в спектакль, который готовился две недели без него. Поэтому с ними легко работать…»

Тюменскому драмтеатру Владимир Чернядев предложил на выбор список из 10 названий пьес. Выбрали Н.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». «Дивный язык, история про роковую любовь», — кратко характеризует материал режиссер. Оказывается, у него нет любимых авторов, лучшая пьеса та, которая волнует на данный момент. «Я не мечтаю поставить Гамлета. Как шутил Мейерхольд, можно поставить даже телефонную книгу, были бы актеры».

Актеров режиссер выбирал после просмотра двух спектаклей — «Олеся» и «Мольер». Но признается, что в выборе не ошибся. Первое время работа продвигалась трудно: «Они все замотаны: репетиции, вводы, спектакли то на одной сцене, то на другой. Приходят уставшие. Мне первое время было трудно свести всех вместе. Сейчас вроде бы открылась зеленая улица».

«Леди Макбет…» — дивный язык, роковая любовь.

Нравится

Статьи по теме

№195 (5403)
02.11.2011
Любовь Киселёва
Старый тролль расскажет сказки
№188 (5396)
22.10.2011
Ирина Тарабаева
Северная вахта тюменского театра

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"