29 апреля 2024     

Культура   

Космос далеко, мольберт — рядом

Родители увлечение Татьяны всячески поддерживали, воспитывали хороший вкус: покупали книги с красочными иллюстрациями, альбомы с репродукциями живописцев эпохи Возрождения. По окончании школы выбору дочери — поступать в Тюменский филиал УралГАХА — не удивились.

— Получив диплом, стала дизайнером. Должна бы работать в офисе… Но все сложилось по-другому, — рассказывала собеседница. — Однажды поняла: дизайн — это не мое. Уволилась с работы.

— Почему? — поинтересовалась.

— Я начинала в «наружке». Изо дня в день приходилось делать одно и то же — коммерческую рекламу. Душе хотелось большего творчества. Потихоньку занялась иллюстрацией, ручной графикой. Еще в студенчестве участвовала в различных выставках. Этот опыт оказался весьма кстати. В 2006 году вступила в Союз художников.

— Сложно молодому художнику пробиваться на выставки?

— У меня проблем не возникало. Писала работы, приносила их на худсовет. Там уже решали: брать — не брать картину.

На первый взгляд, ее ритм жизни — мечта любого творческого человека. Ни начальника тебе, ни обязательной отсидки в конторе. Знай себе занимайся любимым делом. Дорожка к нему получилась извилистой.

В студенчестве она сотрудничала с Тюменским драмтеатром. Помогала в оформлении спектаклей «Белоснежка и семь гномов», «Школа злословия».

— Костюмы, сценографию придумывал главный художник театра Алексей Паненков. Я просто работала в декорационном цехе, — скромно уточнила. — Еще как декоратор отметилась в «Ангажементе»: помогала Ольге Трофимовой с оформлением постановок «Хитроумная вдова» и «Последний каприз феи Абажуры». Театр меня не затянул… Там не работают — живут. Театр не оставляет тебе свободного времени.

Его и сейчас у художницы не так много. Свой день Татьяна начинает в шесть-семь утра. Утренний кофе — и «к станку», точнее, к мольберту (стоит он здесь же, в комнате). Так появляются крупные иллюстрации или этюды. Рисунки поменьше делает за столом. Тушь и перо словно замерли в ожидании вдохновения…

— Работаю по старинке, руками, чтобы не исчезла магия, волшебство, — предупредила мой вопрос художница.

— Неужели не пользуетесь компьютером? — засомневалась я, увидев ноутбук на столе.

— Иногда. Если нужно что-то подкрасить или отсканировать, не более того. Мое рабочее место — письменный стол. Здесь рисую сотни картинок…

Копии иллюстраций, как поч-товых голубей, художница отправляет по издательствам. Ответы поначалу были очень редкими. Чаще всего вежливо отказывали: «Спасибо за письмо. Будет необходимость, обратимся к вам…»

Другой бы сдался, махнул рукой на мечту — и занялся тем, что приносит стабильный доход. Наша героиня не из таких. Терпения и усидчивости ей не занимать.

— Решила бить в одну точку — заниматься книжной графикой, совершенствоваться, — призналась. — Поначалу было сложновато. В академии нас учили такому авангардно-монументальному подходу. Книга — это другое пространство. Первое время спотыкалась, что-то переделывала по нескольку раз. А как иначе? В вузе нам преподавали рисунок, живопись. Эти предметы вели известные художники — Ольга Трофимова, Михаил Гардубей. На старших курсах больше внимания уделялось проектной графике, дизайну.

— Хотите посмотреть, что мы делали? Вот моя учебная работа, — растормошив «библиотечную» тишину комнаты, Татьяна достала черно-белый, архитектурный, рисунок. Рядом с сочными иллюстрациями он смотрелся каким-то чужаком.

— Ощущение, что работали два разных художника, — не сдержал эмоций мой коллега.

— Многие иллюстрации, например к «Пиковой даме» Пушкина, делала не по заданию, а стихийно, просто душа требовала, — кивнула в ответ. — Специально задала такой тон картону, чтобы сделать работы живописными, махровыми. Их можно презентовать не только как иллюстрации, но и как самостоятельные произведения. Пишу не только на заказ, но и для себя. Впрок, чтобы руку набивать. Если не рисую несколько дней подряд, потом тяжело: и рука дрожит, и карандаш криво идет, — отшучивалась. — Может, когда-нибудь такие, несерьезные, картинки и сгодятся… Чтобы тебя заметили, нельзя сидеть на месте, ожидая какого-то чуда. Нужно постоянно напоминать о себе: участвовать в конкурсах, показывать работы издателям. Интернет сейчас в помощь.

Кстати, благодаря Всемирной паутине мы и познакомились с Татьяной Гамзиной: списались, договорились о встрече через «Фейсбук». Именно там, на своей страничке, она выкладывает свежие, еще нигде не опубликованные, работы. Но «живьем» их рассматривать гораздо интереснее. Иллюстрации к рассказам Зощенко, Чехова, повестям Гоголя, деревенские пейзажи… Уже через несколько минут с начала беседы вся диванная площадь оказывается заполненной картинами. От избытка восторженных впечатлений голова идет кругом…

— Вот такие штуки я делала по знаменитым литературным анекдотам Доброхотовой и Пятницкого, — не дав нам перевести дух, Татьяна безжалостно сорвала полиэтилен с нескольких картин и вскользь пояснила: — Эти работы недавно с выставки вернулись, не успела распаковать…

Настойчивость и целеустремленность тюменской художницы себя оправдали: ее заметили не только в нашем городе. Татьяне удалось наладить контакт со столичными издательствами.

— Художник, иллюстрирующий произведение, несвободен в полете фантазии. Приходится прятать свое «я» за текстом. Не возникает внутреннего протеста?

— Нет, — кратко прерывает мои философствования собеседница. — Иллюстрации и текст в книге должны гармонично сочетаться, чтобы она стала цельным произведением. Если проникся авторской идеей, работается легко. Потому берусь за такие заказы, которые мне интересны. Ни за что не буду иллюстрировать фэнтэзи, что-то в духе «Чужой-3». Для этого есть другие художники…

— А просто так книги читаете? — подбросил в разговор, как полено в печку, свой вопрос Сергей Киселев, оторвав на минуту взгляд от видоискателя фотокамеры.

— Конечно, — в искренности ее ответа даже не сомневаемся. — Очень люблю читать. После школы подумывала поступить на филологический факультет: мне всегда была интересна русская литература. Но желание рисовать пересилило все остальное. Мне кажется, нашла свою золотую середину. Могу сочетать в своем творчестве и живопись, и литературу. Гоголь, Чехов, Достоевский, Толстой… — мои авторы. Читаю их да перечитываю. «Евгения Онегина» раз шесть прочитала. К Пушкину у меня особая тяга.

— Слабо проиллюстрировать «Евгения Онегина»? — не унимался мой коллега.

— Нет, не слабо! Я люблю классику.

— Мечта есть? — поинтересовались на прощание.

— Ой, — вздохнула и на минутку задумалась: — Хочется серьезного, большого, красочного книжного проекта.

В 2010 году «Издательский Дом Мещерякова» выпустил книгу Ефрема Левитана «Сказочная Вселенная» («энциклопедия для будущих астрономов и космонавтов, а также для всех любознательных ребят»). Проиллюстрировала ее Татьяна Гамзина-Бахтий.

Нравится

Статьи по теме

№13 (5455)
27.01.2012
Любовь Киселёва
Мигрантов заставят выучить русский?
№8 (5450)
20.01.2012
Любовь Киселёва
Джинсы превращаются… в элегантную сумочку

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"