Многим абонентам Тюменского филиала ОАО «Ростелеком» знакома ситуация, когда после 25-го числа с домашнего телефона нет возможности позвонить: отключен за неоплату. При этом «Ростелеком» оправдывает свои действия требованиями российского законодательства. Вот только, ссылаясь на закон, сам же его и нарушает…
Курс ЦБ РФ
сегодня USD98.2236EUR105.7086
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | -4...-6 °C | |
Ханты-Мансийск | -6...-8 °C | |
Салехард | -6...-8 °C |
Общество
«Ростелеком»: отключения не по правилам
Отношения между абонентом и оператором связи регулируются Законом «О связи» и Правилами оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005 года № 310 (далее в тексте — Правилами). Этими Правилами прописан и порядок расчета за оказанные услуги. Для этого абоненту выставляется счет, являющийся «расчетным документом, в котором отражаются данные о денежных обязательствах абонента» (п. 113 Правил). Оператор связи обязан обеспечить его доставку «в течение 10 дней с даты выставления этого счета» (п. 116 Правил). Срок оплаты не должен быть менее 20 дней с даты его выставления.
Любой абонент не понаслышке знает, как доставляются счета до его почтового ящика — в положенный срок до 11-го числа наверняка ни один из нас его не получал. Многие из тех, кто не отказался официально от доставки счета, могут вообще его не обнаружить в почтовом ящике. А ведь абонент имеет полное право оплачивать услугу только после ознакомления с выставленным счетом — а иначе зачем он введен законодательством? После 25-го числа неоплатившим услугу телефоны автоматически отключают. Что в этом случае предпринимает абонент? Бежит с жалобой в Роскомнадзор или в прокуратуру? Как бы не так! Бежим в расчетный центр, оплачиваем задолженность и заискивающе справляемся у барышни в окошечке: когда телефон вновь подключат?
Можно подумать, что я стою на стороне злостных неплательщиков? Отнюдь. Да, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг до устранения нарушения, но при этом должен действовать в рамках закона. Пункт 118 Правил гласит: «В случае нарушения абонентом требований, связанных с оказанием услуг телефонной связи и установленных Федеральным законом «О связи», настоящими Правилами и договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных абоненту услуг телефонной связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг телефонной связи до устранения нарушения, уведомив об этом абонента в письменной форме и с использованием средств связи оператора связи (автоинформатора)».
Отключения телефонов в Тюмени происходят автоматически, без предварительного письменного уведомления. Не мудрствуя лукаво «Ростелеком» объясняет это тем, что в каждом счете, направляемом абоненту, его заранее предупреждают, «что в случае неоплаты до 21-го числа текущего месяца… предоставление услуг связи будет приостановлено…». Это, считает оператор, и есть письменное уведомление. Кроме того, не искушенным в юридических тонкостях абонентам связисты частенько вешают лапшу на уши — дескать, помимо этого мы предупреждали вас о намерении приостановить оказание услуг через автоинформатора.
Адвокат Союза потребителей РФ Александр Титов утверждает: «Уведомлять абонентов в счете незаконно. В законе четко прописано, что счет должен содержать совершенно определенную информацию, как-то: номер счета, реквизит оператора и абонента, сумму к оплате, дату выставления счета и срок его оплаты и пр., при этом никакие уведомления в нем не предусмотрены. Уведомление о намерении приостановления услуг — самостоятельный документ, который выставляется по факту неоплаты. Что касается автодозвона, то он не может быть принят в качестве аргумента, так как уведомление должно делаться в письменной форме».
Понять «Ростелеком» нетрудно: единовременное массовое отключение телефонов неплательщиков быстро приводит к массовому погашению задолженности. Доставка счетов и уведомлений обходится в копеечку? Спору нет, накладно. Но не стоит считать абонентов наивными: оператор обеспечивает их доставку не из своего кармана — все, вплоть до канцелярской скрепки на столе у менеджера, заложено в тариф и в конечном итоге оплачивается самим абонентом.
Между прочим, у «Ростелекома» имеется адекватная мера к нарушителям — неустойка, которую связисты почему-то игнорируют. К чему бы это? Жалеют неплательщиков? Сомневаюсь. На мой взгляд, ларчик просто открывается: чтобы предъявить неустойку, надо самому выполнить все требования, предъявляемые Правилами по отключению телефонов, что не делается. Это и вовремя доставленные счета, и, конечно же, письменные уведомления. Только сэкономленные оператором связи средства за неот-правленные уведомления с лихвой компенсируют доходы от неполученной неустойки…
Похожая ситуация сложилась в 2009 году в городе Хабаровске. Абоненту Шаховой местный оператор связи отключил телефон за неоплату, не направив ей письменного уведомления о предстоящем приостановлении оказания услуг. На защиту встал Роскомнадзор по Хабаровскому краю, защищая ее интересы в суде…
Из решения Арбитражного суда Хабаровского края: «Суд пришел к выводу, что оператор связи при намерении приостановить оказание услуг телефонной связи, во всяком случае, обязан направить абоненту как письменное уведомление об этом, так и одновременно известить абонента о таких действиях через автоинформатор. При этом указание в приведенных правовых актах на выполнение такой обязанности является императивным (обязательным к исполнению) положением, поэтому не может быть изменено ни условиями договора, ни иными односторонними действиями оператора связи». Одним словом, суд полностью встал на сторону Роскомнадзора в его защите интересов гражданки Шаховой.
Абоненты ОАО «Ростелеком» вправе ждать защиты своих интересов от местных надзорных органов. Слово за Управлением Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу.
У «Ростелекома» имеется адекватная мера к нарушителям — неустойка, которую связисты почему-то игнорируют. Жалеют неплательщиков? Сомневаюсь. Просто чтобы предъявить неустойку, надо самому выполнить все требования, предъявляемые Правилами.
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.