7 ноября 2024     

Общество   

«Ростелеком»: отключения не по правилам

Отношения между абонентом и оператором связи регулируются Законом «О связи» и Правилами оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005 года № 310 (далее в тексте — Правилами). Этими Правилами прописан и порядок расчета за оказанные услуги. Для этого абоненту выставляется счет, являющийся «расчетным документом, в котором отражаются данные о денежных обязательствах абонента» (п. 113 Правил). Оператор связи обязан обеспечить его доставку «в течение 10 дней с даты выставления этого счета» (п. 116 Правил). Срок оплаты не должен быть менее 20 дней с даты его выставления.

Любой абонент не понаслышке знает, как доставляются счета до его почтового ящика — в положенный срок до 11-го числа наверняка ни один из нас его не получал. Многие из тех, кто не отказался официально от доставки счета, могут вообще его не обнаружить в почтовом ящике. А ведь абонент имеет полное право оплачивать услугу только после ознакомления с выставленным счетом — а иначе зачем он введен законодательством? После 25-го числа неоплатившим услугу телефоны автоматически отключают. Что в этом случае предпринимает абонент? Бежит с жалобой в Роскомнадзор или в прокуратуру? Как бы не так! Бежим в расчетный центр, оплачиваем задолженность и заискивающе справляемся у барышни в окошечке: когда телефон вновь подключат?

Можно подумать, что я стою на стороне злостных неплательщиков? Отнюдь. Да, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг до устранения нарушения, но при этом должен действовать в рамках закона. Пункт 118 Правил гласит: «В случае нарушения абонентом требований, связанных с оказанием услуг телефонной связи и установленных Федеральным законом «О связи», настоящими Правилами и договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных абоненту услуг телефонной связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг телефонной связи до устранения нарушения, уведомив об этом абонента в письменной форме и с использованием средств связи оператора связи (автоинформатора)».

Отключения телефонов в Тюмени происходят автоматически, без предварительного письменного уведомления. Не мудрствуя лукаво «Ростелеком» объясняет это тем, что в каждом счете, направляемом абоненту, его заранее предупреждают, «что в случае неоплаты до 21-го числа текущего месяца… предоставление услуг связи будет приостановлено…». Это, считает оператор, и есть письменное уведомление. Кроме того, не искушенным в юридических тонкостях абонентам связисты частенько вешают лапшу на уши — дескать, помимо этого мы предупреждали вас о намерении приостановить оказание услуг через автоинформатора.

Адвокат Союза потребителей РФ Александр Титов утверждает: «Уведомлять абонентов в счете незаконно. В законе четко прописано, что счет должен содержать совершенно определенную информацию, как-то: номер счета, реквизит оператора и абонента, сумму к оплате, дату выставления счета и срок его оплаты и пр., при этом никакие уведомления в нем не предусмотрены. Уведомление о намерении приостановления услуг — самостоятельный документ, который выставляется по факту неоплаты. Что касается автодозвона, то он не может быть принят в качестве аргумента, так как уведомление должно делаться в письменной форме».

Понять «Ростелеком» нетрудно: единовременное массовое отключение телефонов неплательщиков быстро приводит к массовому погашению задолженности. Доставка счетов и уведомлений обходится в копеечку? Спору нет, накладно. Но не стоит считать абонентов наивными: оператор обеспечивает их доставку не из своего кармана — все, вплоть до канцелярской скрепки на столе у менеджера, заложено в тариф и в конечном итоге оплачивается самим абонентом.

Между прочим, у «Ростелекома» имеется адекватная мера к нарушителям — неустойка, которую связисты почему-то игнорируют. К чему бы это? Жалеют неплательщиков? Сомневаюсь. На мой взгляд, ларчик просто открывается: чтобы предъявить неустойку, надо самому выполнить все требования, предъявляемые Правилами по отключению телефонов, что не делается. Это и вовремя доставленные счета, и, конечно же, письменные уведомления. Только сэкономленные оператором связи средства за неот-правленные уведомления с лихвой компенсируют доходы от неполученной неустойки…

Похожая ситуация сложилась в 2009 году в городе Хабаровске. Абоненту Шаховой местный оператор связи отключил телефон за неоплату, не направив ей письменного уведомления о предстоящем приостановлении оказания услуг. На защиту встал Роскомнадзор по Хабаровскому краю, защищая ее интересы в суде…

Из решения Арбитражного суда Хабаровского края: «Суд пришел к выводу, что оператор связи при намерении приостановить оказание услуг телефонной связи, во всяком случае, обязан направить абоненту как письменное уведомление об этом, так и одновременно известить абонента о таких действиях через автоинформатор. При этом указание в приведенных правовых актах на выполнение такой обязанности является императивным (обязательным к исполнению) положением, поэтому не может быть изменено ни условиями договора, ни иными односторонними действиями оператора связи». Одним словом, суд полностью встал на сторону Роскомнадзора в его защите интересов гражданки Шаховой.

Абоненты ОАО «Ростелеком» вправе ждать защиты своих интересов от местных надзорных органов. Слово за Управлением Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу.

У «Ростелекома» имеется адекватная мера к нарушителям — неустойка, которую связисты почему-то игнорируют. Жалеют неплательщиков? Сомневаюсь. Просто чтобы предъявить неустойку, надо самому выполнить все требования, предъявляемые Правилами.

Нравится

Статьи по теме

№16 (5458)
01.02.2012
Геннадий Иванов
Ипотека для скворца
№9 (5451)
21.01.2012
Геннадий Иванов
Парадоксы льготного проезда

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"