27 апреля 2024     

Культура   

Рисуя звуки на холсте

Вчерашним воспитанникам не нужно искать повода, чтобы сюда заглянуть. В «Гармонии» им всегда рады. Кстати, в 2011-м этой школе искусств исполнилось 40 лет. Пышных торжеств не устраивали, отпраздновали юбилей по-домашнему, в кругу большой «семьи». Нынешний год для «Гармонии» тоже особенный: 30 лет прошло со дня создания художественного отделения школы.

— Размещается оно по двум адресам — улица Рижская, 74/2 и проспект Заречный, 4а. Совсем скоро появится островок «Гармонии» и на Войновке. Нам выделили помещение, уже и ключи от него получили. Такой вот подарок к юбилею, — поделилась новостью заместитель директора по учебно-воспитательной работе художественного отделения школы Ольга Федорова.

К нашей встрече она подготовилась как прилежная школьница к экзамену — чтобы не упустить важных деталей, интересных фактов. Их немало накопилось с 1982-го. Тридцать лет для истории срок недолгий, а для человека — значительный отрезок жизненного пути, полный воспоминаний. А вспомнить есть что. Менялась страна, привычный уклад, название школы… Многие выпускники знают ее как детскую школу искусств № 1. «Гармонией» она стала в 2005 году.

— Классы изобразительного искусства открылись в 1982-м, с приходом Марины Георгиевны Куркутовой. Около 20 лет она возглавляла художественное отделение. Начиналось оно с небольшой комнаты, расположенной на Холодильной, 60. Потом предоставили помещение в проектном институте, который находился напротив. Добавилось два класса, — рассказала Ольга Юрьевна. Сама она пришла в «художку» в 1993-м. Непростые времена это были… Отделению пришлось искать новое место прописки.

— Тогда очень помогли родители: ходили по инстанциям, искали поддержку в городской администрации… — вспоминала собеседница. — В 1995-м мы переехали на Рижскую.

Сейчас на художественном отделении — более 500 учащихся. На занятия они съезжаются со всех концов города: Дома обороны, Московского тракта, Рабочего поселка… «Недоборов» не случается. Хотя рекламных кампаний здесь не устраивают, никого не зазывают. У «Гармонии» высокий рейтинг, хорошая репутация. Они и срабатывают. Выросли поколения людей, которые сами учились в стенах этой школы, теперь они приводят сюда своих детей.

Около трети выпускников «художки» выбирают профессии, связанные с изобразительным искусством или архитектурой. Они поступают в престижные вузы Тюмени, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга… Случается, возвращаются в школу преподавателями.

— Наши ученики уже с младших классов принимают участие в областных, всероссийских, международных выставках-конкурсах детского изобразительного творчества, — уточнила Ольга Федорова. — Как правило, конкурсы эти — заочные. Жюри оценивает присланные работы, потом имена лауреатов и дипломантов сообщают школам. Особенно ценны победы в творческих состязаниях, где возможно личное участие. Два года подряд, в 2009-м и 2010-м, команда юных художников из «Гармонии» ездила на Международный фестиваль «Солнце, радость, красота» в Несебр (Болгария). Они выполняли пленэрные работы. Дважды в Болгарии наши ученики получали Гран-при, а также медали разного достоинства. Ребята ездят за результатом, с пустыми руками с творческих конкурсов обычно не возвращаются!

— Сегодня модно утверждать: главное — не победа, — рассуждала Анастасия Морозова, выпускница прошлого года. — Не согласна. Из Болгарии в 2009-м привезла диплом I степени. Значит, не зря участвовала. На конкурсах, тем более такого уровня, хочется показать себя достойно, чтобы у преподавателей был повод тобой гордиться…

— На пленэре мы писали старый Несебр, — вспоминал Семен Малышев, обладатель Гран-при фестиваля «Солнце, радость, красота — 2010, тоже выпускник «художки» 2011 года. — Выбирали объект — и к шести утра шли в намеченное место, садились, рисовали. Ольга Валентиновна Суворова, наш классный руководитель, что-то подсказывала, приносила нам завтрак (чтобы сами не отвлекались)…

— Собираетесь связывать свою жизнь с искусством? — интересуюсь у ребят.

— Я уже связала, — призналась Анастасия. — Поступила на факультет дизайна, в колледж искусств. Кстати, здесь учится много выпускников нашей «художки». Хорошо, когда вокруг «свои» люди.

— Одно время подумывала продолжить художественное образование. Но теперь определилась: мне интересна специальность «международные отношения». На художественном отделении занималась скорее так, для себя, — сказала Ксения Легалова. — Если потребуется, смогу выполнять небольшие заказы. Не все же умеют красиво рисовать, ткать коврики. Почему бы не применить свои знания и умения?

— А я планирую поступать на архитектурный факультет, либо в УралГАХА, либо в Тюменский архитектурно-строительный университет… — поделился планами Семен. — Время на подготовку еще есть, только в 10-м классе учусь. Но знания, полученные здесь, применяю на практике. В своей школе занимаюсь оформительством: сцену украшаю, делаю плакаты, стенды…

Узнав, что наша газета собирает материал о художественном отделении, ребята охотно согласились пообщаться. Причем не по телефону, а вживую. «Давайте встретимся в школе…» — предложил Семен. Встретились. Ради нескольких минут беседы они приехали в школу из разных районов города.

Как выяснилось из разговора, эта дружная компания уже в шестой раз собирается здесь на огонек. «Заранее никогда не предупреждают, — улыбается Ольга Федорова. — Появилось свободное время — сразу к нам, увидеться, поговорить с учителями. Да мы и не возражаем…»

На художественном отделении «Гармонии» занимаются с шести лет. Начинается обучение с основ изобразительного искусства. Малышам показывают, как смешивать краски, разъясняют такие понятия, как «оттенки цвета», «колорит»… После такой подготовки, уверяют преподаватели, юным дарованиям легче усваивать академическую программу.

— Среди множества предметов у нас есть «слушание музыки», — говорит Ольга Юрьевна. — Детям очень нравятся эти уроки, на которых они учатся переносить звуки на «холст».

— Вступительные экзамены нужно сдавать, чтобы записаться в вашу школу, или всех берете? — любопытствую.

— Есть собеседование. Но почти никого сразу не отсеиваем, — заверила преподаватель. — Как с ходу определишь: кто станет художником, а кто нет? Малыши все рисуют. При первом знакомстве преподаватель не столько оценивает саму работу, сколько присматривается к характеру, интересам ребенка. В этом году дети, поступающие на отделение, приятно удивили. Чем? Им дали задание: проиллюстрировать сказку. Оказалось, шести-, семилетки знают сказки: и русские народные, и зарубежные. Было время, когда рисовали в основном Симпсонов, каких-то диснеевских героев, Губку Боба… Приходилось объяснять, что это не творческие работы, а обычное срисовывание.

Кстати, принимают на художественное отделение и школьников постарше. Для них разработаны ускоренные программы. Было бы желание заниматься, терпение и усидчивость.

— Помню, пришли к нам Наталья Егошина и Николай Юшков. Их ровесники уже шесть лет в «Гармонии» учились. Но этим двоим так хотелось рисовать, что они умудрились за оставшуюся пару лет изучить программу и школу искусств закончить с отличием! — улыбнулась Ольга Юрьевна. О воспитанниках «художки» она может рассказывать часами: кто чего добился, в каких выставках участвует…

Преподаватели заботливо наблюдают за полетом «птенцов», выпорхнувших из гнезда.

— Выпускники часто наведываются в школу, звонят, чтобы поделиться своими проектами, успехами. Радуешься вместе с ними, понимаешь, что помог ребятам найти свою дорожку в жизни. Это так поднимает дух! — заверил Сергей Павлович Фоминцев, преподаватель изобразительных дисциплин. На художественном отделении он работает с 1983 года.

— Надолго здесь задержался… — сказал, задумавшись. — Но тому есть причина. По окончании худграфа Нижнетагильского пединститута полтора месяца проработал в общеобразовательной школе. Призвали в армию. Потом в обычную школу уже не вернулся… До «Гармонии» целый год был художником-оформителем в ТВВИКУ. Больше не выдержал: понял, что мне интереснее общаться с детьми. Но с такими, для которых рисование не просто предмет в расписании. Стал проводить занятия на художественном отделении. Увлекло…

Случайные люди здесь не задерживаются. В «художке» работают неравнодушные, увлеченные преподаватели. Ученики платят им той же монетой: увлекаются творчеством, обзаводятся друзьями по интересам. Конечно, не все ребята, окончившие школу искусств, становятся профессиональными художниками или архитекторами. Да и цель дополнительного образования не в этом. Школьники приобщаются к культуре, мировому художественному наследию, учатся понимать и ценить прекрасное…

40 лет назад на трех отделениях школы искусств (музыкальном, хоровом, хореографическом) обучалось около 300 человек. Сейчас в «Гармонии» занимается более 1300 ребят.

Нравится

Статьи по теме

№32 (5474)
28.02.2012
Любовь Киселёва
Экспериментальный Пушкин
№27 (5469)
17.02.2012
Любовь Киселёва
«Склонен к драматическому искусству…»

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"