29 апреля 2024     

Общество   

Народные советы по борьбе с безработицей

В глубинку, с любовью...

Для познания мира мы стремимся к чужим горизонтам. Чтобы увидеть восход солнца и послушать щебет птиц, отправляемся в другие страны. Чтобы лучше понимать людей, изучаем языки и всматриваемся в иные культуры. А между тем рядом живут люди, которые смотрят на то же солнце, слушают тех же птиц и говорят с нами на одном языке. И при этом остаются для нас не менее далекими, чем аборигены Австралии или Аляски.
Нам не приходит в голову мысль купить билет и отправиться в сорокинское Готопутово, в аромашевские Слободчики или казанскую Одышку...
Журналисты «Тюменских известий» решили исправить это недоразумение.
Один раз в месяц мы будем выезжать в командировку — чтобы встретиться с людьми, которые, что называется, живут на земле. Там, где не летают самолеты, где нет кафе с Wi-Fi, многоэтажек, а иногда даже соседей. Свой проект мы назвали «Экспедиция в глубинку». И открывает его Сорокинский район, административный центр которого удален от Тюмени более чем на 370 километров, и куда рейсовый автобус доставит вас из областного центра за шесть часов.

 

Иностранцы... Иноверцы... Земляки!

Виктор Карнаухов по рождению Клейн. Его отец — немец, который в один из горьких дней своей жизни решил, что потомкам жить под материнской фамилией будет проще. Виктор Гильмарович в своем допенсионном прошлом был заместителем руководителя района. Привык мыслить масштабно, по-государственному. Поэтому старается объединить вокруг себя сорокинских немцев, которых еще в 90-х годах было под три с половиной сотни. Чтобы сохранить рецепты родных с детства кребелей, ривелькугелей и фруктовых супов. Чтобы сберечь рассказы немецких бабушек и секреты их рукоделий. Чтобы спеть на языке предков про любовь. Чтобы написать открытку внучатам, народившимся в Германии.

Хорошее знание населения — в районе живут казахи, немцы, украинцы, мордва — подвело Карнаухова к мысли о необходимости создать Дом национальных культур, даже подходящее помещение для него подыскал. Идеей Виктор Гильмарович поделился с главой района Александром Агеевым, который отнесся к предложению весьма доброжелательно. В Доме национальных культур представители разных народов смогут устраивать концерты, выставки и рукоделий, и предметов быта, готовить блюда, представляя национальную кухню. Не лишним, считает Виктор Карнаухов, будет и русским вспомнить свои истоки — кто сейчас народные песни поет, кружева плетет, ковры мастерит.

...Виктор Гильмарович ведет нас в гости к Эрне Райсих, представив ее как частушечницу и рукодельницу. Не успев познакомиться с хозяйкой, мы увидели связанные ею кружевные вещи — в сенях развернута настоящая выставка.

В доме разговор о рукоделии плавно переходит к другому увлечению пенсионерки. В отдельной папке у Эрны Яковлевны собраны тексты песен на немецком языке. Она стала учить их недавно, чтобы исполнять в хоре «Родничок».

— Мама пела по-немецки, оставшись одна, негромко, а мы, дети, буквально подслушивали, — говорит Эрна Яковлевна. — Громко петь боялась — нас сослали в Сибирь из Саратовской области за то, что мы — немцы. И язык я поэтому не знаю. Сейчас, с песнями, его и узнаю понемногу.

И хотя сибиряки долго не давали забыть ей родных корней — даже сын возвращался порой с улицы с красными соплями — били как немца, Эрне Яковлевне часто кажется: она — русская. Особенно после того, как не задалась жизнь в Германии, куда в 90-х годах прошлого века уехали три поколения Райсихов. Ее дети, получившие в Советском Союзе высшее образование, на исторической родине наводят чистоту в офисах и трудятся в социальной системе, обслуживая стариков. Но возвращаться им некуда, нет для них работы в родном Сорокино.

Много думала над этим Эрна Яковлевна, проводя долгие зимние вечера за вязанием, и решила, что надо так жизнь построить, чтобы пенсионеры шли на пенсию отдыхать, освобождая рабочие места для молодых. Она поделилась с нами своими мыслями, а мы сложили ее предложение в копилку, в которую собирали идеи сорокинцев, желающих избавить родную землю от безработицы.

Цекаловы живут на молоке. И другим советуют

В Преображенке в советскую пору был совхоз. Сейчас осталась одна улица. В 15 домах люди живут. Среди них Олег Цекалов с женой Натальей и двумя детьми. Брат и сестра Олега отсюда уехали, а его семья пока не собирается, нашла, как зарабатывать, не выходя со двора.

Вообще-то, говорят, супруга Наталья побойчее да поразговорчивее будет — депутат районный как-никак. Но с ней нам встретиться не довелось: когда Олег рассказывал про дела своего малого животноводческого хозяйства, Наталья была по делам в Большом Сорокино.

Цекаловы — одни из тех, кто не стал ни на кого надеяться. Первую корову семье подарила мать Натальи. Потом они решили, что именно буренки помогут заработать на жизнь. Получили поддержку по программе самообеспечения. На 50 тысяч государственных рублей купили две коровы и взяли на себя обязательство три года сдавать не только молоко, но и отчеты, доказывающие, что от условий программы они не отступили.

Сейчас двор полон скота — 7 коров, 3 бычка. Нескольких овец Олег передал на содержание отцу в соседнюю деревню. У самого еще огород — 40 соток под картошку. Домашняя машинно-тракторная мастерская — четыре трактора (два — косить траву, один — грести, один — прессовать) — в ней он и завгар, и механик, и механизатор.

Коров доят вдвоем. Наталья — руками, Олег — аппаратом. За литр молока Цекаловы получают 11 рублей. Для интереса посчитайте долю производителя в цене продукта в магазине.

Приемный пункт — через забор, приемщица Светлана Сидякова в доме через стенку живет. Она тоже зарабатывает на молоке. Сетует, что зимой нельзя продукцию сдать — приемный пункт не отапливается. Хотела решить эту проблему с работодателем — не получилось. Впрочем, может, и не слишком настойчива была. Когда мы попытались узнать у Светланы Дмитриевны, где же она трудится, приемщица совсем запуталась: то ли частное предприятие, то ли районное. Потом махнула со смехом рукой — мол, разница какая, за молоко платят, а договор дома лежит.

Мясо Цекалов продает перекупщикам. Говорит, надежная схема, устоявшаяся, и его вполне устраивает. Кстати, в перекупщиках — не местное население, а горцы. Умеют они этим заниматься, чтоб семьи содержать, на хлеб с маслом зарабатывать. Правда, живут при этом куда богаче тех, кто скот выхаживает.

Про отпуск, про отдых за пределами села у Олега лучше б не спрашивать — лишь из вежливости он не поднял нас на смех. Отдыхаем, говорит, на пруду, этим летом его вместе с сорокинцами в порядок приводили, оборудуя зону отдыха.

Ни в какие туры Цекалов не выезжал и не собирается. И не жалуется на такую жизнь. За поддержку — пусть малую — государству благодарен. Но считает: приди она лет на 10 раньше, не сгибла б деревня. И соседняя Петропавловка — он сам оттуда последних жителей вывозил — не исчезла б с карты Сорокинского района.

Олегу на себя работать нравится — так спокойнее, никакой дядя не командует. Но таких же предпринимателей, живущих собственным подворьем, на селе мало. Цекалов объясняет это по-своему:

— Мы же, как в той песне, сделаны в СССР, большинству проще устроиться на работу и ни за что не отвечать, получая положенную зарплату. А сами крутиться не хотят.

«Будет роботоферма, глядишь, и беременные появятся!»

В Калиновке в этом году школу закрыли. Что было делать, когда на всю деревню осталось 10 школьников, 5 дошколят? И перспектив никаких — ни одной беременной женщины во всей Калиновке нет.

Но что такое — школу закрыть? Это же не только ребятишкам сложности — приходится на уроки на автобусе ездить. Село, в котором 168 человек, разом лишилось нескольких рабочих мест: учителя, повар, уборщица стали никому не нужны и пополнили отряд домохозяек. Закрытие школы поставило под сомнение будущее Калиновки — бюджетная сфера была основой экономического существования деревни.

В какой двор сегодня ни зайди — не учтенные государством безработные. В центре занятости уже не регистрируются, очень, говорят, это хлопотно, а перспектив — никаких, поскольку нет в районе подходящих вакансий.

И все же сама Калиновка помирать не собирается. Это маленькое село — самобытное, со своим опытом выживания. Здесь в семьях говорят... по-мордовски, хранят мордовские бабушкины сарафаны, поют мордовские песни и проводят народные праздники по-мокшански, блюда готовят по рецептам из прошлого. Переселенцы из Мордовии обосновались на сорокинской земле в 1925 году. Коли за восемьдесят с лишним лет не растеряли память, сумев сохранить традиции своих прабабушек, значит, запас прочности у калиновских немалый, должны выжить и в наше время.

Оптимистичная Валентина Преснякова, руководитель местного творческого коллектива «Ванфтыманя», смеется по этому поводу:

— Выживет Калиновка! Вот приедут скоро строители роботофермы, поселятся в нашей школе — и взбодрится деревня. Глядишь, тогда и беременные появятся!

Инвестора из Татарстана с его роботофермой ждет не одна Калиновка, весь район надеется, что это сельхозпредприятие оживит здешнюю экономическую жизнь, даст налоги в бюджет и зарплаты в семьи.

Эх, валенки!

Семья Колышевых в Большом Сорокино — знаменитость. Ее обязательно рекомендуют заезжим журналистам, представляя как современный росток исконно русского производства. Елена и Юрий катают валенки.

Вообще-то пимокатный цех в Большом Сорокино существовал в советское время. Отец Юрия Петр Дмитриевич был в нем мастером и очень любил свое дело. Как не смог он работать — все и повалилось. Стоит полуразвалившееся и пока еще подлежащее реанимации здание без дела, без работы.

Вообще-то Елена Архиповна — повар-кондитер. Но 18 лет назад супруг сделал сам валяльную и шерстобитную машины, достала она оставшиеся от свекра колодки и стала пимокатчицей. Рабочий день у Елены в сезон валяния валенок начинается в 8 утра, заканчивается в 10 вечера. В день успевает 5 пар изготовить. Можно б и расширить производство, но найти помощников до сих пор не получилось. То загуляют работники, то браку наделают. А Колышевы перед своими заказчиками отвечать привыкли. Их продукт на сто процентов изготовлен из шерсти, без применения кислоты, краски. Покупатели ценят это — некоторые из тех, кому они первые валенки смастерили, даже друзьями семьи стали.

Сейчас домашний пимокатный цех встал. Нет кардоленты, основы шерстобитной машины. Обычно сын-студент ездит за ней в столицу, а сейчас не до валенок ему, госэкзамены сдает. И Елена Архиповна объявила о закрытии производства, закрытии частного предприятия. Даже водить в свою пимокатку гостей стесняется: и грязно там, и запах плохой, и...

Не одна кардолента виновата — накопилась усталость, нерешенные проблемы, здоровье подводить стало — не хочет она больше валенки мастерить. Хотя мы ей не поверили. Ведь сама признается: устанет за зиму, а летом нет-нет да екнет что-то в душе, планы появятся... А уж как бабушек встретит, которые по пять лет ее самокатки носят, так и вовсе сердце запоет: нужным, мол, делом занимаемся.

Но Колышевы и без валенок не пропадут. Потому что не ждут ни от кого милости, сами на жизнь зарабатывают. Пчелами занимаются. Было время — цыплят выпаривали. Не пить горькую, не лениться, не ждать, когда на тебя с неба деньги повалятся, а самому голову да руки к делу прикладывать — и прожить можно, не с хлеба на квас перебиваясь. Так Елена Архиповна считает. А ей верить можно. У нее богатый опыт.

У бюджета денег мало, у людей идей много

Мария Поздеева — председатель районной Думы, в которой 21 депутат. Второй год подряд, рассматривая бюджет муниципального района, депутаты из-за малых средств битв не устраивают.

— Мы умеем слушать друг друга, — говорит Мария Калиновна. — И, распределяя финансы, действуем согласованно, выбирая первоочередные нужды.

Да и чего спорить-то — на 90 процентов бюджет дотационный. В нем только около 10 процентов своих денег, их-то и можно кроить. Но еще можно объединять людей для решения общих проблем. Прошлым летом всем миром по инициативе депутата Натальи Цекаловой котлован почистили (про него нам в Преображенке говорили), пляж как сумели сделали. Получилась приличная зона отдыха. А до этого отличный велосипедный городок построили — по наказам избирателей.

В этом году депутаты хотят поднять сорокинцев на очистку здешней реки Ик, которая так заросла-замусорилась, что в ручеек превратилась. И повторить конкурс по благоустройству сел, который население приняло хорошо. Красивые дворы и чистые улицы стали входить в моду, теперь даже без обещания призов многие будут разводить цветы, красить скамейки, устраивать песочницы для детей.

Все нынешние депутаты прошли через праймериз (предварительные выборы). И это, похоже, прибавило народным избранникам, с одной стороны, ответственности, с другой — доверия населения.

— Теперь нас воспринимают как представителей народа. Не раз уже встречали прямо на улице и давали «наказ»: на улице Мира фонарь не горит, а возле таких-то домов надо порядок навести, — говорит Мария Калиновна.

Депутаты пока не знают, как увеличить доходную часть местного бюджета. Но стараются найти пути решения некоторых местных проблем без затраты денежных средств.

Задача для главы района

Основной задачей для главы стало привлечение в район инвесторов. Сегодня сорокинцы связывают большие надежды с бизнесменом из Татарии, который готов построить роботоферму на 5 тысяч голов. Уже оформлена в аренду земля, зарегистрировано на территории района предприятие (что гарантирует: налоги пойдут в местный бюджет). В этом году начнется строительство первой очереди на 1600 голов. Тогда-то в Калиновке и появятся строители.

— Все идет по плану. Мы уже готовим списки выпускников и студентов сельскохозяйственной академии — выходцев из нашего района, — говорит глава сорокинской администрации Александр Агеев. — Будем предлагать им работу на новом предприятии. Мне кажется, захотят вернуться в село и некоторые из тех сорокинцев, что мыкаются в чужих городах. Роботоферме потребуются рабочие руки для ухода за скотом, для заготовки кормов. Мы надеемся, что за производством молока потянется и необходимость его переработки на месте. Инвестор, кстати сказать, смотрит с нами в одну сторону. Только одновременно такой рывок пока не сделать, наше молоко будут возить на переработку в другие поселки.

Сорокинский — район сельскохозяйственный, поэтому упор здесь делают на развитие личных подсобных хозяйств — таких, как у Цекаловых в Преображенке. Крестьяне могут рассчитывать на поддержку государства по программам самообеспечения и самозанятости.

Тем, кто не готов заниматься животноводством и растениеводством, тоже можно развивать бизнес. По словам Александра Николаевича, возможности для этого есть. Только надо, что называется, приложить голову, поразмыслить, найти свою нишу. Это, считает глава района, вполне реально:

— В районе сегодня зарегистрировано 210 индивидуальных предпринимателей и 44 юридических лица. Более 40 процентов из них заняты торговлей. Приблизительно пять процентов связаны с транспортом. Неразвитой остается сфера услуг. Нужны фирмы по ремонту бытовой техники, автомобилей, жилья. Инвестиционные площади, на которых можно разместить производство, есть. Уверен, у многих из существующих уже частных предприятий есть возможность расшириться, создать новые рабочие места — надо только не бояться этого.

Он, глава района, именно развитие экономики считает самой главной своей задачей. По его твердому убеждению, село гибнет совсем не от того, что в нем закрывают школу, а от слабой экономики. Оставшись без возможности заработать на жизнь, люди уезжают, увозят своих детей. А жить в деревне — в этом Александр Агеев уверен на все сто процентов — лучше! Здесь нет суеты, здесь чистый воздух, здесь природа, которую горожане видят только по телевизору.

В Преображенке в советскую пору был совхоз. Сейчас осталась одна улица. В 15 домах люди живут.

Виктор Карнаухов по рождению Клейн. Привык мыслить масштабно, по-государственному. Поэтому старается объединить вокруг себя сорокинских немцев.

За литр молока Цекаловы получают 11 рублей.

В районе зарегистрировано 210 индивидуальных предпринимателей.

Нравится

Статьи по теме

№229 (5437)
23.12.2011
Виктория Феданяк
Вечно молодое Сорокино

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"