27 апреля 2024     

Экономика   

К арктическим кладовым

В форуме приняли участие члены Комитета Совета Федерации и Государственной Думы, представители правительства Тюменской области, специалисты СибНАЦа, ученые и эксперты. Участники обсудили вопросы, связанные с обеспечением экономической привлекательности арктического региона и сохранением его уникальной экосистемы, восстановлением инфраструктуры Северного морского пути, повышением социальной защищенности коренного населения и защитой национальных интересов России.

Напомним: Экспертный совет по Арктике и Антарктике при председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации создан 27 февраля 2012 года. В его состав вошли представители всех федеральных министерств и ведомств, имеющих отношение к арктическим проектам, а также представители Северного (Арктического) федерального университета имени Ломоносова и Северо-Восточного федерального университета имени Амосова. Возглавляет Экспертный совет член Совета Федерации Российского парламента, спецпредставитель Президента РФ по вопросам Арктики и Антарктики, член-корреспондент РАН Артур Чилингаров.

— Символично, что первое выездное заседание проходит именно в Тюмени, которая тесно связана с двумя братскими автономными округами — Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским, где происходит освоение обширных арктических территорий. Мы все знаем, какую историческую роль в освоении природных ресурсов сыграла Тюменская область, ее кадровый и научный потенциал, — заявил, обращаясь к участникам форума Артур Чилингаров.

Знаменитого полярника поддержал заместитель губернатора Тюменской области Владимир Мазур, подчеркнувший, что областная столица является крупнейшим научным и образовательным центром Сибири и основным транспортным узлом, обслуживающим северные территории. По мнению замгубернатора, в последнее время вопросы, связанные с освоением Арктики, приобретают все большую актуальность. Первоочередными задачами сегодня являются развитие транспортной инфраструктуры, восстановление Северного морского пути, авиационного сообщения и, безусловно, сохранение уникальной арктической экосистемы.

— Эта работа должна осуществляться за счет внедрения новых технологий, с опорой на достижения фундаментальной и прикладных наук. Правительство Тюменской области готово оказывать необходимое содействие ученым в работе по изучению и освоению арктических территорий, — заверил Владимир Мазур.

Льды смещаются в теплые страны

Вопросами освоения Арктики сегодня занимаются многие российские университеты и научно-исследовательские институты в Санкт-Петербурге, Тюмени и других городах.

Как рассказал директор Мурманского морского биологического института Кольского научного центра РАН, заместитель Экспертного совета по Арктике и Антарктике при председателе Совета Федерации Геннадий Матишов, особое внимание при изучении арктических зон уделяется исследованию биоресурсов, климата и окружающей среды. В своем докладе ученый привел немало любопытных наблюдений и фактов. В частности, по его мнению, явно преувеличена гипотеза о глобальном потеплении климата. Например, несмотря на то, что в феврале нынешнего года в Баренцевом море была зафиксирована минимальная площадь ледяного покрова — 400 тысяч квадратных километров (обычно она составляет 860 тысяч кв. км). Однако уже в марте ледовое поле полностью восстановилось. Необычно ведут себя льды и в Азовском море. В этом году ледяной покров продержался там свыше 50 дней, практически парализовав судоходное сообщение.

— Льды смещаются в теплые страны, — утверждает ученый. — В этом году они дошли до Баку, а жители Венеции даже смогли покататься на коньках. Но говорить о каких-то серьезных последствиях изменения климата пока преждевременно, необходимо провести более тщательные исследования.

Нас ждут новые открытия

По данным геологических исследований, в арктических кладовых содержатся колоссальные запасы нефти, газа, многих других полезных ископаемых, а также пресной воды. Ученые утверждают: только арктических запасов углеводородного сырья хватит как минимум на 100-150 лет. По экспертной оценке, опубликованной в проекте стратегии развития арктической зоны РФ до 2020 года, извлекаемые ресурсы углеводородов континентального шельфа составляют свыше 83 миллиардов тонн условного топлива, в том числе около 13 миллиардов тонн нефти и конденсата, более 70 триллионов кубометров природного газа. Однако многочисленные проекты по промышленному использованию недр северных территорий следует объединить в рамках единой социально-экономической программы. Например, ректор Северного Арктического федерального университета Елена Кудряшова предложила создать сетевой союз арктических городов России. Такое объединение могло бы стать отличной виртуальной площадкой для решения многих проблем арктических территорий.

Северный морской путь

В ходе заседания Экспертного совета участники также всесторонне обсудили вопросы, связанные с возрождением Северного морского пути, ледокольного флота и усилением полярной авиации. Севморпуть, как известно, значительно короче альтернативных морских маршрутов из Европы в Азию, проходящих через Панамский и Суэцкий каналы. Например, расстояние от Мурманска до Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12840 морских миль, а Северным морским путём — только 5770 морских миль.

— Северный морской путь — это исторически сложившаяся единая национальная транспортная коммуникация РФ, — заявил Артур Чилингаров. — И этот статус необходимо обозначить в специальном законе, поскольку это принципиальный и очень значимый с юридической точки зрения вопрос.

По мнению заведующего кафедрой географического факультета МГУ им. Ломоносова, депутата Государственной Думы Российской Федерации Михаила Слипенчука, Северный морской путь в связи с потеплением климата приобретает особое значение. В советские годы эта транспортная артерия, как известно, использовалась достаточно интенсивно, но к началу 1990-х объемы грузоперевозок стали стремительно сокращаться.

— На восстановление инфраструктуры Севморпути потребуются очень серьезные инвестиции, — заявил член Совета Федерации Российского парламента от Ненецкого автономного округа Игорь Кошин. — Нам предстоит построить новые порты и модернизировать имеющиеся. На территории Ненецкого автономного округа, например, требуют обновления порты Индига, Варандей, Амдерма. Необходимо соединить их с общероссийской сетью железнодорожных путей и автомобильных трасс. Нуждаются в обновлении и северные аэропорты.

— В плане развития полярной авиации уже имеются конкретные предложения, — добавил Артур Чилингаров. — К примеру, поставить на лыжи АН-74. Рассматривается и вариант по эксплуатации ИЛ-114. Кроме того, есть предложения о начале производства новой линии самолетов по импортной лицензии. Их вместимость составит 10-12 человек. Но все эти проекты можно реализовать только при серьезной государственной поддержке.

Ледокольная пауза

В пополнении и модернизации нуждается и ледокольный флот России. Как известно, на федеральном уровне уже принято решение о строительстве трех новых атомных ледоколов и четырех дизель-электрических. Однако, по словам директора ФГУП «Атомфлот» Вячеслава Рукши, деньги на эти цели до сих пор так и не выделены. А между тем действующие ледоколы в большинстве своем уже выработали ресурс. Если новые не будут построены в отведенные сроки, появятся серьезные проблемы с проводкой судов в арктических морях.

— В ближайшие годы из эксплуатации будет выведено сразу несколько атомных ледоколов, и Северный морской путь будет вынужден взять ледовую паузу. Арктическая акватория просто встанет, — предупредил Вячеслав Рукша.

Кадры для Арктики

На заседании была поднята еще одна проблема: для освоения Арктики нужны квалифицированные специалисты. Чтобы привлечь в Арктику перспективную молодежь, необходимо разработать специальную государственную программу, а в структуре исполнительной власти должен быть специальный орган (федеральное агентство или даже министерство), занимающийся вопросами развития арктических территорий.

— Тюменский государственный нефтегазовый университет уже 12 лет занимается «криологизацией» образовательных программ, чтобы выпускники вуза могли эффективно работать в условиях Крайнего Севера, — сообщил ректор вуза Владимир Новоселов. — Но проблема высшей школы в том, что сегодня типичный российский вуз имеет весьма почтенный по возрасту профессорско-преподавательский состав. Поэтому необходима законодательная инициатива по привлечению и закреплению талантливой молодежи в высших учебных заведениях, чтобы более зрелое поколение профессоров могло передать им свой богатейший багаж знаний и опыта.

Во главе угла — экология

Участники форума также высказали единодушное мнение: при реализации всех арктических проектов во главу угла следует ставить вопросы экологической безопасности. В связи с этим необходимо разработать и принять государственную концепцию освоения арктического шельфа, где будут отражены вопросы экологической безопасности, организации экологического мониторинга в зоне хозяйственной деятельности и страхования экологических рисков.

В завершение обсуждения Экспертный совет принял резолюцию, в которой рекомендовал председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко обратиться в Правительство РФ и Государственную Думу РФ с рядом конкретных предложений. В том числе о разработке федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» и об обеспечении особого режима природопользования и охраны окружающей среды. Участники форума также предлагают ускорить работу над Стратегией развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности до 2020 года, создать на федеральном уровне специальную структуру, отвечающую за реализацию государственной политики и координацию работы органов государственной власти и субъектов хозяйственной деятельности в Арктике, и обеспечить восстановление и модернизацию национальной транспортной системы на ее территории.

83 миллиарда тонн условного топлива составляют запасы углеводородных ресурсов на арктическом шельфе.

 

На условиях государственно-частного партнёрства
комментарий
Юрий Неёлов
член Комитета Совета Федерации по федеральному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера:
— При реализации крупных инвестиционных арктических проектов помимо федеральных средств потребуются серьезные бизнес-инвестиции. Впервые форма государственно-частного партнерства была успешно применена в рамках проекта «Ямал-СПГ», который реализует компания НОВАТЭК. Бизнес-структура строит завод по производству сжиженного природного газа, а обустройство порта и акватории берет на себя государство. Строительство нового ямальского порта — это часть большой работы по возрождению Северного морского пути.

Нравится

Статьи по теме

№186 (5394)
20.10.2011
Татьяна Константинова
Нас ждёт ЭКСПО-Арктика
№139 (5116)
16.08.2010
Андрей Фатеев
Арктика — надежда России

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"