Получила письмо от дочери Натальи и внучки Даши из Тюмени. Случилась беда — умер мой первый муж Федор Селиванов. Не виделись с ним почти полвека, а, кажется, что вчера…

Курс ЦБ РФ
сегодня USD97.4147EUR103.1631
Погода на завтра | ||
---|---|---|
Тюмень | +16...+18 °C | |
Ханты-Мансийск | +13...+15 °C | |
Салехард | +5...+7 °C |
Общество
Первая жена
Помню наш девятый класс первой женской школы. В то время обучение было раздельным. В класс заходит молодой учитель Федор Андреевич Селиванов. Будет вести у нас психологию. Он строг, аккуратен, худощав, не терпит кокетства, несерьезности, а девчонкам-то по 16-17 лет!
Мне он понравился сразу: любовалась его внимательными, лучистыми глазами. Ждала его уроков, ловила каждое слово, старательно готовила домашние задания. Тайно мечтала, чтобы заметил.
Находилась под впечатлением его слов: «Не мешает красивой девушке быть умной. Это только ее украшает. Умные девушки нравятся».
Со всех сторон много лестного слышала о своей внешности: красивая, высокая, стройная. Говорили: «Смотрите, Жар-птица идет!» Аккуратно заплетала две черные косы на прямой ряд, старательно утюжила нехитрую одежду.
Наступил март 1953 года — умер Сталин. Я горько плакала на школьной лестнице. Кто-то положил руку мне на плечо:
— Что случилось, Тамара? — Передо мной стоял Селиванов.
— Так Сталин же умер! — воскликнула я.
— Нашла о ком плакать! — резко бросил он и ушел.
«Враг!» — мелькнуло в голове. Началась борьба между неосознанной еще первой любовью и чувством долга. Никому ничего не сказала о словах Федора Андреевича — любовь оказалась сильнее.
Невольно вспомнилась ночь 1943 года. Тускло светит коптилка, мать мечется по комнате, я и два младших брата подняты с постелей, все ревут. Чужие мужчины что-то ищут. На постели лежит умирающий отец. Его заставляют подняться и идти с ними. Мать умоляет его не трогать. Мать — врач, пытается им объяснить, что он умирает. Уходят… Но страх в семье остается навсегда…
В десятом классе Селиванов ведет логику. На его уроках старшеклассницы сидят как завороженные. Если кто-то проявляет смекалку, правильно отвечает на вопрос, то после занятий счастливые девушки с гордостью рассказывают друг другу, как это у них получилось и как учитель их похвалил.
Взволнованно прочитала роман Александра Пушкина «Евгений Онегин».
…Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!..
Очарованная поступком Татьяны Лариной, осмелилась написать Федору Андреевичу письмо — признаться в любви.
Селиванов был тронут, пригласил меня в кино. Он вообще не сомневался в человеческой искренности, полностью доверял людям.
На свидание не шла — летела, очень волновалась. Город Томск был небольшой — сразу стало известно в школе. Последовали педсоветы, вызвали в школу мою мать. Я плакала — свидание было невинным — зачем его осуждать?
В результате золотую медаль мне не дали. Это был первый удар в моей жизни, но далеко не последний.
Спустя два года прошла скромная свадьба, родилась дочь, в которой Федор души не чаял.
Жили в маленькой квартирке в деревянном доме без удобств, вместе с его матерью Варварой Афанасьевной. Мать была строга. Учила меня готовить, ухаживать за ребенком, быть покладистой женой.
Мужа пригласили преподавать логику и философию в Томский государственный университет. Он почти все время проводил там — читал лекции, а вечерами оставался в одной из пустых аудиторий в окружении открытых книг — тщательно готовился к занятиям.
Жили очень бедно. Мать умело штопала брюки сына — не в чем было читать лекции. Но была молодость, надежда на лучшую жизнь.
Нередко приходили друзья, знакомые с просьбой помочь деньгами. Федор легко делился последним. На наши с Варварой Афанасьевной возражения твердо объяснял: «Помочь — это долг. Кант считал, что долг нужно выполнять без размышлений, даже если это противоречит собственным интересам».
Часто приводил на обед студентов. А Варвара Афанасьевна, получив зарплату, готовила целый таз пирожков или шанег и с удовольствием угощала всех соседей.
Федор много работал, дома был немногословен. Я не слышала от него лестных, восторженных слов, считала его сухим. Другие мужчины обращали на меня внимание, что кружило голову. Также тяжело было уступать, приспосабливаться к семейным сложностям. Поэтому, когда дочери исполнилось пять лет, я пошла по жизни своей дорогой.
Некоторое время спустя Федор переехал в Тюмень, начал преподавать в Тюменском индустриальном институте, стали известны его публичные лекции.
Во время одной из декад советской литературы к городу причалил нарядный теплоход: в Томск приехали известные поэты, писатели, ученые. Такие встречи назывались просветительскими. Во время них люди узнавали о достижениях науки, слушали новые литературные произведения.
Вместе со всеми на пристань спустился Федор Селиванов. Подросшая дочь Наталья бросилась ему навстречу. Я стояла поодаль, затерявшись среди людей. Они крепко обнялись и оба плакали — так плохо им было друг без друга! Я с горечью думала, что потеряла умного, душевного, порядочного и надежного человека.
Дочь Наталья давно живет в Тюмени, переехала ближе к отцу.
Когда я вышла на пенсию, то в посылках из Тюмени часто стала находить лекарства и гостинцы, которые мне передал Селиванов.
Федор часто говорил: «Тамара, надо жить честно, тогда дети и внуки будут гордиться нами!»
И здесь он оказался прав — им нужно гордиться!
Фёдор Селиванов вообще не сомневался в человеческой искренности, полностью доверял людям.
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.