26 апреля 2024     

Общество   

Чудо-напитки: где правда, где ложь?

Надо отдать должное маркетинговому ходу производителей. Во-первых, они позаботились о названии: не деревенские кефир, простокваша, сыворотка или ряженка, а — изящные «Actimel», «Имунеле», BioMax, «Данакор» или «Активиа». Почувствуйте разницу! Во-вторых, на любом прилавке «звезды» рекламы в своей яркой упаковке выглядят значительно привлекательнее своих отечественных или местных аналогов. В-третьих, реклама предлагает не просто полезный продукт, а образ жизни, стиль, которому большинство из нас так стремится соответствовать.

Наверняка имеется масса других тонких ловушек для покупателей, но и этих трех китов вполне достаточно, чтобы подцепить своего клиента, пустив ему пыль в глаза. Но если очнуться от рекламного гипноза, несложно увидеть, что все эти волшебные напитки — обычные кисломолочные продукты. На это обращают внимание диетологи.

В чем отличие?

Так, Марина Сторожок, к.м.н, врач-диетолог, гастроэнтеролог, научный сотрудник Тюменского института терапии, поясняет:

— Кисломолочные продукты богаты белком, содержат все необходимые аминокислоты, это такой же отличный источник белка, как мясо или рыба. Кроме того, кисломолочные продукты содержат достаточное количество кальция, легко перевариваются. Они не вызывают аллергические реакции. Но, пожалуй, главной их заслугой является способность улучшать микрофлору кишечника. Известно, что в организме человека обитает более 100 триллионов бактерий. Одни из них полезные: помогают переваривать пищу, синтезируют необходимые витамины, уничтожают токсины и болезнетворные микробы. Другие — вредные, гнилостные — разлагают непереваренные остатки еды и выделяют токсины. Количество микроорганизмов в кишечнике постоянно, а вот соотношение «врагов» и «союзников» может меняться. Если баланс будет нарушен, начнется дисбактериоз, который повлечет за собой снижение иммунитета.

А многие молочнокислые бактерии вырабатывают витамины (С, В1, В2) и антибиотики, которые подавляют развитие болезнетворных микробов (в том числе возбудителей желудочно-кишечных заболеваний и туберкулеза), убивают их. Именно поэтому можно говорить о благотворном действии на иммунитет кисломолочных продуктов.

«Actimel» и другие модные напитки в этом смысле ничем не отличается от других кисломолочных продуктов. Их особые чудодейственные свойства сильно преувеличены: лечебным эффектом, как уверяет реклама, продукт не обладает.

Более того, следует также иметь в виду, что эти йогурты, творожки и другие продукты выпускаются и с различными добавками, что, с одной стороны, увеличивает их энергетическую ценность, а с другой — таит опасность аллергических реакций (из-за наличия консервантов, красителей, ароматизаторов). Лучше всего самим добавлять свежие или замороженные ягоды в кефир, молоко или творог. Это позволит в полной мере усвоиться и жирорастворимым витаминам, которыми полезны ягоды.

Короткое и длинное молоко

Марина Анатольевна обращает внимание на еще один нюанс — срок годности. Чем меньше срок годности, тем выше содержание полезных веществ и витаминов. Продукты здорового питания, как правило, нельзя хранить более одного месяца. Например, кефир и молоко хранится не более семи суток, творог — не более 3-5 суток, сметана — не более 10 суток.
Продукты с высоким сроком хранения содержат меньшее количество витаминов, так как в процессе воздействия высоких температур происходит их разрушение. Такие молочные продукты можно использовать в крайних случаях, например, когда нет условий для правильного хранения (на даче): молоко в тетрапакетах точно не прокиснет.

Хотя, например, в управлении Роспотребнадзора по Тюменской области считают, что самое главное в молочной продукции — ее безопасность. С этой точки зрения они отдают предпочтение пастеризованному и ультрапастеризованному молоку, упакованному в тетрапакеты или в другие специальные емкости. Ведь условия хранения «долгоиграющего» молока значительно проще — допускается даже +25. На это обращает внимание Татьяна Чернятьева, заместитель начальника отдела санитарного надзора этого ведомства. А молоко с коротким сроком годности надо хранить только в холодильнике. Но ведь при транспортировке эти условия могут быть нарушены. И молоко со сроком хранения 90 суток или полгода в таком случае не пострадает. А «короткое» — скорее всего, скиснет, о чем покупатель может узнать только дома.

Логика специалистов проста: при высокой термической обработке в молоке все равно остаются самые важные для этого продукта вещества, то есть сохраняется так называемая пищевая ценность: белок, жиры и углеводы, кальций (действительно, в молоке с коротким сроком годности процент этих веществ такой же, как в пастеризованном). Конечно, многие витамины (например, группы В) разрушаются или их количество значительно сокращается (витамин С уменьшается вдвое). Но специалисты, отвечающие за безопасность продуктов, считают, что отсутствующие в таком молоке витамины и микроэлементы можно восполнить с помощью других продуктов питания.

Модно — не значит полезно

— Очень модно в последнее время стало различать жирность молочных продуктов. Хочу заметить, что детям не нужно употреблять обезжиренные творог и молоко, потому что молочный жир является для них необходимым и легко усвояемым элементом питания. Обезжиренные продукты относятся к категории диетических, так как содержат меньшее количество калорий. Их стоит употреблять людям с избытком массы тела, ожирением, низкой физической активностью.

А уж если у вас появились симптомы заболевания желудочно-кишечного тракта, не надо уповать на лечебные свойства «Actimel» и ему подобных продуктов. Лучше обратиться к врачу, который подберет правильное питание и назначит медикаментозную терапию.

С диетологами согласны и иммунологи: рекламируемые йогурты и напитки — обычные кисломолочные продукты, просто в рекламных целях их свойства преувеличены. Известно, что кисломолочные продукты очищают кишечник, в котором сконцентрировано 70% иммунной системы организма. Чистый кишечник — чистый организм. Но при заболеваниях иммунной системы или желудочно-кишечного тракта уповать на лечебные свойства популярных продуктов нельзя, они не обладают таким эффектом.

Специалисты также предупреждают о том, что благотворное влияние кисломолочных продуктов сохраняется при соблюдении меры. Чрезмерно увлекаться кисломолочными продуктами не стоит, так как это может привести к нарушению кальциевого обмена и зашлакованности организма в связи с повышенной утилизацией белков. Суточная норма молочных продуктов — 150-200 г, включая сыр, творог, кефир. Стакан кефира на ночь и йогурт утром — вот вам и норма.

Без розовых очков

Замечено, что жители европейских и западных стран гораздо критичнее смотрят рекламу «функциональных продуктов питания», пытаясь вывести производителей на чистую воду. Поэтому еще в 2009 году британская комиссия по стандартам в рекламе потребовала убрать рекламу «Aсtimel» из телеэфира: по мнению экспертов комиссии, заявления о том, что потребление Aсtimel повышает иммунитет, не соответствуют действительности. А в США, например, и вовсе был подан гражданский иск против компании-производителя в связи с обманом потребителей по поводу целебных свойств этого продукты. Истец подверг сомнению «научно доказанную» пользу, присущую только продуктам этой компании, и потребовал возместить ущерб всем американцам, покупавшим йогурты, и подкорректировать рекламные ролики.

Европейские специалисты пришли к выводу, что «Aсtimel» укрепляет иммунную систему человека так же хорошо, как обычный природный йогурт, но стоит в четыре раза дороже и содержит вдвое больше сахара. Об этом в свое время писала «gzt.ru», сообщая, что подобную рекламу уже запретили во Франции. А в Германии этот продукт получил премию за самую дерзкую рекламную ложь года.

Российские потребители, конечно, не так активны. Хотя повод для обращения в суд найти можно.

Так, закон «О рекламе» запрещает ссылаться на лечебные свойства товара, за исключением лекарств и медуслуг. Об этом гласит ст. 5 п. 5 пп. 6: «5. В рекламе не допускаются: 6) указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники».

При этом в законе есть отдельная статья, посвященная БАДам к пище, в которой подчеркивается, что реклама не должна создавать впечатление, будто БАДы обладают лечебными свойствами. Это ст. 25 п.1пп.1: «Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна: 1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами».

Но отдельной статьи для инновационных продуктов питания в законе нет. Видимо, поэтому производители творожков и йогуртов, соков с пробиотиками и витаминами считают возможным рекламировать их профилактические и лечебные свойства, хотя это и противоречит ст. 5 п. 5 пп. 6 закона «О рекламе».

Значит, между кефиром, ряженкой, простоквашей и модными BioMax, «Данакор» или «Активиа» можно поставить знак равенства. Разница — лишь в цене.


Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"