25 апреля 2024     

Общество   

Виктор Муравленко: скромное обаяние личности

О нём, о его команде и становлении ТЭК написаны сотни книг и статей, да и наша газета «Тюменские известия» не раз об этом писала. Но мало кто знает, сколько Виктор Иванович сделал, чтобы превратить тогда ещё захолустный, провинциальный город Тюмень, который называли «столицей деревень», в современный город с инфраструктурой, удобной для её жителей и гостей, в настоящую столицу динамично развивающегося успешного региона России. Вот об этом и будет мой рассказ.

Громада Главка

Первого сентября 1965 года Правительство СССР приняло постановление о создании Тюменского Главного производственного управления нефтяной и газовой промышленности (Главтюменьнефтегаза) и назначило первым его начальником Муравленко Виктора Ивановича, который перед этим работал начальником управления нефтяной промышленности и заместителем председателя Средне-Волжского Совета народного хозяйства в городе Куйбышеве. Виктор Иванович сдал свои дела и прибыл в Тюмень, поселился тогда в единственной городской гостинице «Заря», где стояло старомодное трюмо и дребезжал телефон, звук которого, казалось, пронизывал всё здание. Так эта гостиница стала временным штабом создаваемого главка.

Чтобы охарактеризовать Тюмень того времени, скажу, что с высокого берега Туры было видно, как простирается широкое море деревянных домов с редкими маковками церквей. Лишь в центре можно было наткнуться на одинокие каменные строения бывших купеческих особняков и административных зданий с кусочками чёрного асфальта среди дощатых тротуаров.

С первых дней Муравленко начал облёт на вертолёте будущей территории главка. Перед ним простирались огромные площади девственной тайги и бескрайние болота. Как говорили, на этой территории можно было разместить пять Франций.

Кроме этого, Виктор Иванович подбирал команду профессионалов-нефтяников, таких же энтузиастов и оптимистов, как он сам. В первую очередь стал приглашать тех, кого он знал по Куйбышеву, Татарии, Башкирии и Баку.

«Только при поверхностном взгляде у нас проблема чисто техническая, — говорил он, — на самом деле это социально-нравственные проблемы. Победить эту землю одной техникой без силы духа, без творческой мысли нельзя». Он умел доверять людям, заряжать личным примером и увлекать работой. И люди его не подводили. Поэтому в новый главк к нему начали съезжаться талантливые специалисты по бурению, добыче нефти, геологи, строители. Одних будущих сотрудников главка размещали в гостинице «Заря», других — в наспех сколоченные деревянные бараки, где они оставляли свои семьи с вещами и выезжали на буровые и месторождения, чтобы оценить обстановку и разработать план работ.

Через несколько дней, к вечеру, Виктор Иванович собрал приехавших руководителей и ведущих специалистов и сказал им нечто удивительное, где не было ни слова о нефти. «Я пригласил вас к себе, — торжественно начал Муравленко, — чтобы вас предупредить: завтра вы увидите Тюмень при свете дня и, возможно, кое-кто из вас крепко пожалеет, что приехал сюда. Вы будете сравнивать этот город с нашим родным Куйбышевым, и сравнение, конечно, окажется не в пользу нового места жительства. Но я очень прошу вас не делать скоропалительных выводов. Через несколько лет город станет другим. Скоро здесь вырастут новые дома, кое-что уже строится. Мы построим Дворец нефтяников, современные больницы, школы, детсады. У нефтяников Западной Сибири будет хороший пансионат на берегу Чёрного моря. Мужики! Ведь новое большое дело начинаем! Даю вам слово, не пожалеете, что приехали!» У слушавших заблестели глаза, лица стали какими-то одухотворёнными — ему поверили и доверились, о чём не пожалели никогда. Эти сказанные им слова как бы стали программой действий по возрождению Тюмени.

Муравленко всегда помнил, для чего страна прислала его сюда. Он был руководителем государственного масштаба и всегда умел смотреть далеко вперёд, знал, что надо делать и как. До него работы по поиску и разработке нефтяных месторождений велись только зимой, когда можно было провезти по замёрзшей земле технику, трубы и другое оборудование. А ведь даже на одну скважину требовалось более 200 тонн грузов. Виктор Иванович добился строительства постоянных дорог в условиях вечной мерзлоты, для чего создавались крупные дорожно-строительные управления с необходимой техникой, включая известные мощные японские бульдозеры «Комацу» и американские «Катерпиллеры», что позволяло строить бетонные дороги повсеместно. Теперь стало возможным добираться до буровых в любую погоду и любое время. Одновременно организовывались крупные трубопроводостроительные тресты и началась прокладка подземных нефтепроводов вместо малоэффективного транспорта по отправке нефти по рекам и даже по железнодорожным путям. Виктор Иванович добился строительства железной дороги Тюмень — Тобольск — Коротчаево, без которой сегодня не мыслят себе в Ноябрьске, Губкинском и далее на севере.

Даёшь жильё!

Следующей серьезной проблемой стало жилье для людей, прибывающих создавать ТЭК. Муравленко считал обеспечение им людей чрезвычайно важным, не менее чем сама добыча нефти. Причём это жильё должно было быть не временным, как предлагали некоторые даже высокопоставленные руководители, а постоянным и благоустроенным. Современные города на севере — Урай, Нягань, Нефтеюганск, Нижневартовск и другие — обязаны своим рождением и развитием лично Муравленко Виктору Ивановичу. Он, конечно, понимал, что одними силами нефтяников эту проблему не решить, и добился принятия постановления правительства о закреплении строительства жилья за союзными республиками. Так в Западной Сибири появились украинские, белорусские, узбекские строители и их коллеги из прибалтийских республик. Работа закипела. Даже комары, мошка и гнус вынуждены были отступить перед упорством и энергией этих людей.

Виктор Иванович понимал, что главк находится в Тюмени — она должна стать лучшим городом Западной Сибири. Конечно, в те времена очень строго наказывали, несмотря на ранги, за нецелевое использование финансовых ресурсов. Надо было быть убеждённым в правильности решения и иметь мужество за это ответить. Муравленко был именно таким руководителем.

Виктор Иванович умело использовал то, что Главтюменьнефтегаз был единственным заказчиком, который имел соответствующее финансирование и базу для строительства, ведь в состав главка входили необходимые предприятия строительства, транспорта и мощные базы комплектации.

А жизнь требовала свое: население Тюмени возросло в три раза, но, надо сказать, что здесь был особый контингент — много людей, освобожденных из мест заключения, исправительных лагерей, а также разных авантюристов и мошенников, приехавших, как они считали, в нефтяной Клондайк, где «деньги можно было грести лопатой». А в Тюмени не было даже управления милиции. Оно находилось в Омске, за несколько сотен километров. Конечно, отдельные посты милиции были на дорогах, вокзалах, у обкома КПСС, облисполкома и других учреждений. Но при таких особенностях населения этого было явно недостаточно. Чтобы получить штаты и создать отдельное управление милиции, нужна была база, и Муравленко с местными органами власти стал её создавать: сначала с комиссаром МВД (такие звания были в милиции до генеральских) Юрием Алексеевичем Ритиковым создал школу милиции (ныне существующий университет МВД), главк выделил помещение и транспорт, более того, на первых порах часть милиционеров и офицеров ГАИ были на содержании главка. Когда министра внутренних дел пригласили в Тюмень и он лично всё увидел, то вопрос со штатами и созданием отдельного Тюменского управления был решён положительно. Маров Игорь Петрович, который дослужился до генерала МВД в Тюмени, очень тепло вспоминал годы становления тюменской милиции при Муравленко, когда все вопросы решались буквально на ходу.

Детищем Виктора Ивановича стал Дворец нефтяников, который на первых порах назывался Домом техники, с отличной технической библиотекой, где были все новинки того времени.

В Тюмени того времени не было даже морга, и судэксперты работали в сарае. Было время, когда судэксперт Олег Маркович Зороастров не выдержал и пришел на прием к начальнику главка с просьбой построить городской морг. Муравленко опешил от такой просьбы, но, когда посетитель выложил факты и грамотно обосновал необходимость строительства этого учреждения, средства были выделены.

А какое отношение мог иметь к главку кукольный театр? Но Виктор Иванович, который ничего не жалел для детей, и здесь проявил творческую инициативу: построили оригинальное здание, закупили необходимое оборудование и реквизит, подобрали хороших артистов. До сего времени кукольный театр украшает и радует областной центр. Для создания детских оздоровительных лагерей и лагеря для трудновоспитуемых подростков в окрестностях Тюмени со складов главка отпустили палатки, посуду и все необходимое.

При Муравленко в Тюменской филармонии постоянно выступали известные всей стране артисты, такие как Кобзон, начинающая Алла Пугачева, Юрий Гуляев и многие другие. Кроме того, при Доме техники был и свой музыкально-инструментальный коллектив «Ровесник», который выступал прямо на рабочих местах перед нефтяниками и газовиками Западной Сибири.

В связи с постоянным приездом в Тюмень в командировку многих специалистов и работников министерств, ведомств, проектировщиков стали строить две гостиницы «Нефтяник» и «Восток», которые вскоре сняли проблему размещения приезжающих.

Тюмень бурно развивалась, и главк помог запустить в городе троллейбус, чем разгрузил задыхающийся общественный транспорт.

Еще в Куйбышеве Виктор Иванович с удовольствием преподавал в политехническом институте, в Тюмени как-то признался декану недавно созданного индустриального института, что скучает по преподавательской работе, — вот так институт приобрел не только блестящего профессора — доку в нефтегазовом деле, но и замечательного, как сейчас бы сказали, спонсора, ведь он помог институту стать на ноги, послал декана на склады главка и велел взять все, что институту было необходимо. Таким образом лаборатории института оснастились по последнему слову техники. А когда появилась нужда в опытной партии приборов, её немедленно изготовили на заводах главка.

Многие проектные институты Москвы, Новосибирска и других городов при работах по заданию главка допускали просчеты, так как не знали конкретной обстановки на объектах. Поэтому Муравленко добился создания в Тюмени института Гипротюменьнефтегаз, который стал координировать работу всех других институтов и где велась солидная научная работа. Здесь появились доктора, кандидаты наук и даже один академик — так что Виктор Иванович создал базу научного творчества в Тюмени.

О, спорт!

У Муравленко было особое отношение к спорту: он чётко понимал, что Тюмени нужна своя отличная футбольная команда, потому что за футбол болели массы, и нужны были свои, а не столичные кумиры. Рабочему человеку бывает необходима эмоциональная встряска после тяжелейшего труда. Футбольная команда в Тюмени появилась, а стадион открылся прямо под окнами главка, где ныне горпарк. А рождался он так: первым делом пригласили из Харькова молодого, перспективного тренера Медведева, который вначале даже растерялся: шутка ли, такой государственный деятель, живая легенда будет с ним говорить… У Муравленко была отличительная черта характера — умение понимать и познавать людей, поэтому-то в подборе кадров ему не было равных: так появилась команда «Нефтяник», которая, к радости болельщиков, достойно выступала на радость всех тюменцев. Спортивные награды и кубки Виктор Иванович любил вручать лично, в торжественной обстановке, чтоб весь город гордился успехами своих спортсменов.

Долой сухомятку!

Муравленко умел заботиться о людях. До него на буровых не было нормального питания. Бурильщик — сложная профессия: постоянное напряжение, адский климат то —50, то +35, гнус, стрессы да ещё если и еда всухомятку… Виктор Иванович всё это понимал и поэтому организовал на буровых трёхразовое горячее питание. Первая столовая открылась в бригаде Шенбергера. Муравленко приехал туда с министром Шашиным, сняли пробу с борща и остались довольны. Министр спрашивает: «А это же сколько надо поваров, если у вас 1500 буровых бригад? Не накладно будет?» — «Нет, — ответил Виктор Иванович, — не накладно, здоровье буровиков дороже денег». С тех пор во всех вахтовых бригадах имеются повара. А сельское хозяйство юга области получило большие заказы на выращивание сельхозпродукции, да и тюменские предприятия пищевой промышленности, расширяясь, обеспечивали дополнительные рабочие места.

Много внимания в главке и его подразделениях уделялось здоровью работников. Была построена хорошая поликлиника «Нефтяник», с бальнеологическим отделением, для чего в городе даже пробурили скважину и обеспечили её лечебной минеральной водой. Врач высшей категории, Герой Социалистического Труда Сатюкова вспоминала, как создавали сеть травматических пунктов в подразделениях главка, чтобы не везти всех травмированных в Тюмень (а травмы случались часто, и минуты промедления некоторым могли стоить жизни). Но в Тюмени было недостаточно больничных мест, и в Патрушево началось строительство многопрофильной больницы. К сожалению, это строительство было закончено уже после смерти Муравленко. И ныне сюда поступает самое современное медицинское оборудование, на базе чего создаётся медицинский комплекс для обслуживания всех жителей Тюмени.

В помощь медицинским учреждениям Тюмени в главке и его подразделениях создавались медсанчасти (МСЧ), даже на заводах и в проектных организациях. На берегу Чёрного моря построили пансионат отдыха «Нефтяник Сибири» на 800 мест, куда переманили лучшего повара из сочинского ресторана. Здесь же появился киоск, где продавали свежее пиво «Жигулёвское» — по тем временам невероятная роскошь.

Начальник МСЧ главка Анатолий Гдальевич Духанов мог в любую минуту зайти к начальнику главка и решать вопросы здравоохранения. Но Виктор Иванович не ждал, когда его спросят, а сам интересовался, чем помочь и какие нужны медикаменты и оборудование, — всё решалось сразу и на самом высоком уровне. Но в то же время сам Виктор Иванович на своём здоровье не сосредотачивался и людей своим недомоганием не тревожил.

Виктор Иванович был по-настоящему скромным человеком: жил в обычной трёхкомнатной квартире, не имел ни дачи, ни машины. Всё своё время отдавал служению порученному делу, но, как человек эмоциональный, с тонкой душевной организацией, любил классическую музыку, сам хорошо играл на аккордеоне, порой выезжал с семьёй и друзьями на природу, в лес, на охоту, рыбалку.

Главк набирал силу и вскоре в 1969 году добыл 25 млн тонн нефти, на что Баку потребовалось сто лет, поэтому-то сюда приезжали председатель правительства Косыгин, министр нефтяной промышленности Шашин, председатель Госплана Байбаков и многие другие высокопоставленные руководители.

В Тюмень всё чаще стали приезжать иностранные делегации из Канады, США, Финляндии и других стран, чтобы своими глазами увидеть сибирское чудо. Муравленко любил лично встречать иностранные делегации в аэропорту Рощино, ведь и этот объект был его гордостью.

Уже 35 лет нет Виктора Ивановича Муравленко с нами, но люди с благодарностью вспоминают и любят его — значит его жизнь продолжается. И не пора ли в городе, в котором было реализовано столько его творческих замыслов, где было потрачено столько его сил и здоровья, поставить большой памятник, на котором начертать «Муравленко Виктору Ивановичу от благодарной Тюмени».

Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"