29 апреля 2024     

Экономика   

Заполярье — Пурпе. Дорога в будущее

Продолжение. Начало в № 151.

Три богатыря

Сейчас на объекте трудятся три субподрядных организации — ЗАО «Краснодарстройтрансгаз», тюменский филиал «Транснефтьстрой» и ОАО «Пурпетрубопроводстрой». Все они уже зарекомендовали себя при строительстве нефтепровода Пурпе — Самотлор.

Городок тюменцев красиво смотрится с воздуха: на желтом песке ровные ряды сине-белых вагончиков. С земли всё куда прозаичнее, даже по песку пришлось идти в резиновых сапогах, в день нашего приезда низкое небо отправляло людям по-осеннему скучный мелкий дождик. Правда, сами строители, в августе здесь находились 250-260 человек, куда спокойнее относятся к непогоде. Все они в аккуратной спецодежде — экипированы согласно погоде.

Конечно, заняться после смены здесь особо нечем, но в ближайшее время рядом с жилыми вагончиками появится сауна, небольшой спортзал, баня-прачечная. А так здесь всё нацелено на работу. Трудовой день, уточняет нормировщик Виктория Верник, длится по 10 часов. Инженеры признаются, что трудятся в субботу и воскресенье. Стройка не терпит перерывов.

Контроль за ходом строительства жесткий. И контролеров немало. Представители «Гипротрубопровода» ведут авторский надзор, их задача не допустить отклонений от проекта. Не дремлет технадзор от «Диаскана». Штаб стройки и сам не спит, и другим не даёт.

— В штаб отчитываемся дважды в день, — говорит инженер второго участка Максим Ходюк. — Утром докладываем, что сделано за вторую смену. Вечером — отчёт за день. Летом — а оно было очень жарким — больше делали ночью, когда не донимал гнус, не заедали комары и не жарило солнце.

Лето вообще для строительства трубопровода в северных широтах время неподходящее. Основные объемы придутся на зиму, когда снег покроет тундру, замерзнут болота и озёра, которых тут видимо-невидимо.

…У краснодарцев такая же погода, такой же городок. Руководитель проекта Владимир Струков на объекте с марта. Вверенный ему участок в полную мощь ещё не заработал. Подходит техника, ближе к зиме подъедут новые рабочие, и тогда за строительство трубопровода возьмутся полтысячи человек.

Мы едем смотреть только что возведенную камеру приёма-пуска средств очистки и диагностики. Она возвышается белым кораблём. Рабочие ещё доводят до ума фундамент вокруг камеры. Блокировочный трубопровод почти готов, для завершения не хватает комплектующих, они на подходе. Работать приходится с колёс. Я пытаюсь представить, что каждый винтик, каждый электрод и все эти многотонные трубы (а их завезено уже 135 км) доставили сюда с «большой земли», и понимаю, что воображения не хватает, чтобы увидеть те поезда, вереницы машин, что были и будут везти на Север всё необходимое для нового транспортного коридора.

Меня завораживает экскаватор. За его рычагами, на мой взгляд, ас: рука агрегата буквально летает над кучами песка, то хищно захватывая его большой порцией, то словно кошачьей лапкой разглаживая неровности, присыпая сверху небольшой струйкой. Спутники не разделяют моего восхищения: это ещё не высший пилотаж, экскаваторщики ковшом спичечные коробки закрывают. Но такое замечание нисколько не смазывает впечатления от первоклассной работы. Жаль, что не удалось познакомиться с мастером своего дела — нам предстоял полёт на вертолёте к строящейся переправе через реку Пурпе.

На третьем участке, он проходит от 386,5 км будущего нефтепровода до 358 км, работы ведёт Пурпетрубопроводстрой. В тот день, когда мы там были, в сводках значилось: «Сварено в нитку 2,68 км трубопровода, 780 метров уложено в траншею и засыпано. Ведутся работы по устройству вдольтрассового проезда, выполнено 2,6 км».

Переправа, переправа. Берег левый. Берег правый

Вертолёт аккуратно садится на специально отсыпанную площадку. Летчик отчитывает нас за излишнюю торопливость: без команды механика с мест не вставать! Дальше пересаживаемся в «КамАЗ» и продвигаемся к реке Пурпе. Она совсем узкая — пересохла нынешним летом, но строителям «Краснодарстройтрансгаза» это обстоятельство задачу не облегчает, траншею им всё равно готовить шириной метров 70. Сварен и ждёт укладки дюкер. Он будет проложен зимой, когда всё промерзнет. Готово около четырёх километров трубопровода.

Но сначала была построена дорога. Чтобы мы с вами могли представить, насколько это непросто, Владимир Струков рассказывает, какие объемы пришлось перелопатить, чтобы построить 3 километра лежнёвой дороги, проходящей параллельно трассе:

— Сначала уложили 2300 кубометров леса, 15000 кубов лесопорубочных остатков, 15000 кубов песка.

Дороги здесь строят весьма своеобразно. Даже нетканый синтетический материал используют. Его укладывают на самое «дно», чтобы удержать песок, — объясняет начальник строительного участка Денис Меньшаев. Материал этот белого цвета, поэтому самый конец дороги сверху сияет чистотой — словно строители сначала отправляют переговорщиков с тем самым белым флагом, что означает мирные намерения.

Пока мы работаем на трассе, вертолетчики не скучают, собирают в ближайшем лесочке грибы. К нашему возвращению лохань доверху наполнена большими белыми грибами.

…Мы летим дальше, а работы продолжаются: в палатках, установленных над стыками труб, ведут изоляцию места стыка, ближе к лесной полосе готовят деревянные рейки, которыми будет обита труба (потом, добиваясь отрицательной плавучести, на ней закрепят утяжелители). На устройство подводного перехода уйдёт месяца полтора-два.

Пройдёт четыре года…

До того, как стать начальником вновь образованного Уренгойского управления магистральных нефтепроводов, Владимир Жгунов поработал в Ноябрьском и Тобольском УМН. Строить трассу ему до сих пор не приходилось, он её эксплуатировал. Теперь Владимир Александрович знает про строительство нефтепровода всё. Или почти всё. И когда вернется к своим привычным профессиональным заботам, будет знать весь вверенный ему участок до сантиметров. Но декабрь 2016, на который намечен пуск новой трассы, — ещё так далеко.

— К 2019-2020 годам мы должны выйти на перекачку в год 45 миллионов тонн углеводородного сырья, — делится планами Владимир Александрович. — Несмотря на то, что значительная часть трубопровода пройдёт по отдалённым от населённых пунктов местам, он будет оборудован самыми современными методами защиты от утечек, незаконных врезок и других посягательств. Система мониторинга состояния территории вокруг нефтепровода способна фиксировать движение техники, людей, проведение земляных работ, изменение потока нефти.

В коллективе Уренгойского УМН будут работать несколько десятков жителей тех территорий, по которым пройдёт нефтепровод. И хотя до окончания строительства ещё не меньше четырёх лет, ОАО «Сибнефтепровод» уже направило на обучение первую группу будущих рабочих. Подготовка кадров — дело небыстрое. Сначала северяне будут ходить на занятия в Тюменский нефтепроводный лицей. Потом их направят на стажировку, и длиться эта работа под контролем наставников будет год-полтора. А там уже начнется эксплуатация нефтепровода Заполярье— Пурпе.

Владимир Жгунов: «Несмотря на то, что значительная часть трубопровода пройдёт по отдалённым от населённых пунктов местам, он будет оборудован самыми современными методами защиты от утечек, незаконных врезок и других посягательств».

Нравится

Статьи по теме

№151 (5593)
29.08.2012
Ольга Чухачёва
Заполярье — Пурпе. Дорога в будущее

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"