24 мая 2025     

Экономика   

Александр СТАРЦЕВ: “Следующие полвека Россия будет жить запасами Бованенково”

В 2011 году начнется подача газа с Бованенковского месторождения. За первые полгода эксплуатации промысла газовики должны добыть 15 миллиардов кубометров углеводородного сырья. В последующие годы динамика добычи вырастет в геометрической прогрессии.
В 2012 году на Бованенково планируется получить уже 46 миллиардов кубометров газа и наращивать производство до планового показателя добычи в 115 миллиардов.
— Для этого строительство всех производственных объектов на Бованенково сейчас ведется параллельно, — комментирует ситуацию Александр Старцев, начальник Управления капитального строительства ООО “Газпром добыча Надым” — предприятия — обладателя лицензий на разработку Бованенковского и Харасавэйского месторождений.
На Бованенково строится все: транспортные пути, узлы энергообеспечения, промышленные базы и жилье для вахтовиков. Работы идут согласно графику синхронизации, предусматривающему одновременное ведение стройки на разных участках.
1 января 2009 года к строителям на Бованенково присоединятся буровики. Уже через два месяца начнется возведение первой на полуострове комплексной установки подготовки газа — УКПГ-2. Монтажники приступят к сборке первого модуля. Одновременно с ним будет строиться модуль номер два.
Финансирование работ проходит без сбоев. Поэтому задачи прошлых лет выполнены в срок. И, как говорят сами газовики, темпы работ еще возрастут.
Место назначения
— Александр Иванович, реализация проекта энергетической безопасности исполняется поэтапно. Задачи определены на каждый год, оставшийся до пуска Бованенково. Какова особенность строительного сезона-2008?
— В этом году, наверное, впервые за всю историю разработки Бованенково в полную силу заработала транспортная схема. Ее разработал саратовский институт ВНИПИГаздобыча. Схема эта многоплановая, сложная, как и все у нас здесь, поскольку регион удаленный и самобытный по климатическим условиям.
В схеме наличествуют все виды транспортных услуг. Всего их четыре: железнодорожный, водный, зимний и авиационный. И все они востребованы, все используются для того, чтобы обеспечить необходимый сезонный завоз ресурсов для объектов строительства, обустройства месторождений.
Железнодорожный транспорт важен в первую очередь. В этом году начала полноценно функционировать железная дорога. Все-таки мы по результатам работы за 2006-2007 год ввели во временную эксплуатацию 262 километра магистрали. Построили путь с минимальной инфраструктурой, обеспечивающей движение по линии. Поэтому задачи, поставленные на этот год в части перевозки грузов и выполнения инвестиционных проектов по обустройству Бованенковского месторождения, по строительству магистрального газопровода, и в том числе по прокладке самой железной дороги Обская — Бованенково, досконально проработаны, и результат выполненной работы очень серьезный, очень большой.
Он стал итогом кропотливого, долгого труда. Надо отдать должное организациям, занимающимся эксплуатацией железной дороги. Это ОАО “Ямал- трансстрой”, акционерное общество “Нефтересурсы”. За короткий период времени они обеспечили работу транспортного канала в оптимальном режиме. Задача по перевозке грузов, поставленная на 2008 год, выполняется согласно нашим планам. Кроме того, выполнен полугодовой объем перевозок с использованием зимних дорог на Бованенковском месторождении. Все, что в ближайшее время будет необходимо подрядным организациям, своевременно доставлено к месту назначения.
—Что сегодня в первую очередь поставляется на месторождение?
— Строительные материалы, железобетон, металлоконструкции, сыпучие грузы. Перевезено оборудование, правда, пока в небольшом объеме. Его общая масса порядка 4000 тонн. Мы выполняли заявки заказчика, обеспечивая пуск вводных объектов 2008 года. И львиная часть доставленных грузов переправлена для строительства железной дороги. Поскольку задачи перед транспортными строителями поставлены, я бы сказал, очень масштабные. К концу 2009 года они должны обеспечить сквозной проезд на Бованенково. Сегодняшнее состояние дел вселяет уверенность, что задача будет выполнена. Взяты серьезные темпы работ, их не сравнить с 2006 годом. Тот сезон был во многом подготовительным. Но и тогда многое было сделано. В 2007 году объем выполненных работ увеличился кратно. Возрос накал работ. Строители получили серьезное оснащение, достаточное финансирование от инвестора, ОАО “Газпром”. Ну и спрос, конечно же, соответствующий.
Последний карьер
— По какому алгоритму идет прокладка линии Обская — Бованенково?
— Строительство железной дороги разбито на 4 проекта. Они параллельно реализуются. Первой задачей был ввод во временную эксплуатацию пути до разъезда Хралов. Работа выполнена в 2007 году. В этом сезоне задача стоит пройти до 387 километров с отсыпкой полотна. Отдельным проектом реализуется строительство мостового перехода через реку Юрибей. Это уникальный проект. Серьезнейшая работа, она тоже выполняется в соответствии с графиком. И практически мы уже вышли на 487-й километр магистрали. Там у нас разработан карьер. Наверное, последний. С его берега уже видно месторождение.
— Опыт освоения других ямальских месторождений может быть полезен при разработке Бованенково?
— Вообще, практика обустройства Ямбурга, других отдаленных залежей показала, что при разработке промыслов должно быть несколько видов транспортных путей. Смешанная схема доставки грузов объективно надежнее. У каждого вида транспорта свои преимущества и недостатки.
Авиация нужна, это безусловно. Железнодорожные составы — вообще классический вид транспорта. Всесезонный. Без них что-то построить просто немыслимо. Поэтому использование магистрали для обустройства месторождения невозможно переоценить. Я думаю, важность железной дороги на полуострове еще не все поняли. Это же хребет всего строительства! Следующие 50, а может, и больше лет газовая промышленность России будет жить инфраструктурой Бованенково. Запасы углеводородов и других полезных ископаемых здесь огромные.
В принципе, у нас полтора года осталось до открытия сквозного проезда к конечной станции. А если пойдут составы, значит, сложится иная динамика работы на Бованенковском месторождении. Ну а в перспективе — и на промыслах других залежей. Поэтому все внимание, что оказывается строительству железной дороги, взвешенно и оправданно. Давно надо было активизировать строительство, проложить этот путь. Тогда бы меньше проблем было с обустройством газовых месторождений и ввода объектов добычи газа. Если в 2011 году начнутся пассажирские перевозки, то по железке будем доставлять и вахтовый персонал. Комплектующие для новых объектов строительства тоже станем перевозить по железной дороге.
Материальные ресурсы на 2009 год у нас будут поставлены в период судоходства. Такой динамики мы и придерживаемся. Доставляем грузы за год до начала работ. У нас два сезонных варианта грузоперевозок. В первом полугодии используем железную дорогу и зимник, во втором — морской путь плюс опять же зимник. По этим двум каналам мы закрываем программу поставок на текущий год и перспективу. Планирование двухлетнее идет. Это оправданно. Позволяет прогнозировать строительство объектов и, соответственно, работать.
Миссия выполнима
— Насколько эффективно в здешних условиях использование морских путей?
— Сейчас как раз наступает второй этап работы транспортных схем на полуострове. Мы ведем подготовку к навигации. Начнется она в первых числах августа, закончится в середине октября. Объем грузов, которые предстоит перебросить на стройплощадки, очень большой.
По линии Архангельск — Харасавэй навигация начнется несколько раньше, в июле. Ледовая обстановка позволяет пустить суда уже в середине лета. Водным путем из Архангельска мы доставим общестроительные объекты, здания, железобетонные конструкции, трубную продукцию.
До начала навигации уже завезено достаточное количество материалов, чтобы выполнить программу строительства в 2008 году и обеспечить задел на следующий сезон.
— При стройках такого масштаба, как на Бованенково, любой новый сезон не похож на предыдущий. Степень сложности задач постоянно возрастает. В чем особенность строительных работ в текущем году?
— В их интенсивности. Мы ведем большую работу по подготовке к бурению. Нужно в срок завезти базовое буровое оборудование, химреагенты. С 1 января 2009 года на Бованенково начнутся буровые работы.
— Сколько установок планируется перебросить на площадку бурения?
— В этом году на месторождение мы доставим три станка. Часть комплектующих прибудет водным путем, остальные узлы нужно транспортировать железной дорогой и по зимнику. То есть весь комплекс транспортных возможностей будет использован. Один из станков уже прошел испытания в Екатеринбурге. Его перевозят в Тюмень, где погрузят на баржи. В конце июня они будут отправляться на Север.
— Станки для бурения на Бованенково в традиционном исполнении или они модернизированы применительно к местным условиям?
— Станки новые, эшелонного типа. Они изготавливаются на Уралмаше. Что касается производительности, то они должны бурить скважину в течении месяца. Таким образом, куст скважин разбуривается примерно за год. Как минимум, за 12 месяцев станок должен выдавать 10 скважин. Это хороший результат. Наличие трех буровых установок позволяет нам выполнить первый этап ввода скважин в эксплуатацию. То есть в 2011 году мы должны выдать 15 миллиардов кубометров газа первой добычи. Для этого потребуется как минимум 38 скважин.
Со станками нового поколения эта задача выполнима. Даже несмотря на то, что каждая установка весит 180 тысяч тонн(!). В разобранном виде она занимает 146 железнодорожных вагонов. Это крупногабаритное оборудование, нестандартное, трудоемкое при транспортировке. При монтаже — тем более. Узлы и агрегаты, составляющие установку, можно разложить на трех гектарах земли!
Позже, в 2009-2010 годах, мы доставим на полуостров Ямал еще 6 станков. Дальнейшая динамика ввода мощностей достаточно масштабна. Мы должны будем в год вводить в эксплуатацию по 140 скважин. То есть на месторождении нам надо иметь 14 станков как минимум. Либо наращивать производительность уже имеющихся установок. В принципе, это реально. Для решения задачи мобилизован весь наш снабженческий, транспортный ресурс, и инженерный в том числе. В сентябре станки будут. Это железно. С октября начнем их собирать. К этой работе мы, слава Богу, подготовились. Площадки для сбора буровых установок отсыпаны.
— Где же грунт берете? На полуострове его добыть непросто...
— С грунтом тяжко... Единственный метод его отбора — это гидронамыв. Известно два способа добычи: карьерный, сухоройный метод разработки карьеров и гидронамывной. Две трети объема грунта мы добываем с использованием гидронамыва. И объемы отбора растут. Если в прошлом году на стройке работало 9 земснарядов, то в этом уже 15. Стоит задача намыть его порядка 10 миллионов кубометров. Инфраструктура для этой работы готова, техническое обеспечение тоже. Обычно у нас эта работа начинается в конце июня. Бывает, что еще лед не везде сошел, а мы уже начинаем грунт намывать. Сейчас ждем погоды, чтобы начать его отбор. Я думаю, в этом году в конце июня приступим к добыче грунта и будем продолжать эту работу до октября.
— На какую глубину ведется бурение сеноман-аптских залежей на полуострове?
— Глубины относительно небольшие. Примерно 1300-1500 метров. Дело все в том, что месторождение по своей структуре сложное. Оно содержит несколько промысловых пластов. Мы сейчас будем обустраивать пласт 1.6, в плане обустройство пласта 6.11. В структуре месторождения наличествуют пласты, содержащие конденсатные отложения. В том-то и ценность Бованенково, что оно достаточно перспективное и многослойное, как пирог. При этом есть свои сложности. Его структура в некотором роде незнакома и проектным, и эксплуатирующим организациям. Разнится величина давления горизонтов, различен состав газа.
Промысел чистой воды
— До пуска УКПГ-2 на Бованенково остается уже около трех лет. Что нужно построить в первую очередь?
— Обеспечив необходимые объемы грунта, мы приоритет в строительстве определили. Сначала готовятся площадки для использования скважин, подъездные дороги к ним, обустраивается база заказчика, база подрядных организаций, инфраструктура под обустройство подрядных организаций с тем, чтобы они готовились к выходу на основные объекты строительства.
Мы также готовимся к строительству аэропорта. Решение о строительстве принято. Землеотвод оформлен. Капитальная взлетно-посадочная полоса будет принимать борта класса Ту-154.
— Когда начнется строительство?
— В IV квартале этого года. К отсыпке площадки приступим в ноябре. Первым вводным объектом станет вертодром со всей прилегающей инфраструктурой. Нормативный срок строительства как минимум 4 года, все же сооружение масштабное. Вертодром мы сдадим быстро. И начнем укладывать основную полосу. Ее длина будет 2 километра 800 метров.
— Блочно-модульной котельной, собранной на Бованенково, в прессе был даже посвящен отдельный репортаж. Как она работает?
— Эта котельная — уникальное для Ямала сооружение по конструкции, по методу исполнения. Она была построена давно, в 1995 году. В пору предыдущей попытки выхода “Газпрома” на Ямал. Но ввиду того, что финансирование объектов прекратилось, она стояла законсервированной.
Ее и везли на полуостров в комплектном виде. Доставляли из Финляндии, перегружали на мелкосидящие баржи и потом транспортировали на Бованенково. Для того чтобы принять, построили специальный причал на реке Сеяха. Вес комплектующих блоков котельной не превышал 30 тонн. Вообще, блочно- комплектный вариант строительства, я считаю, самый рациональный, самый эффективный в широтах Крайнего Севера. Поскольку при строительстве уменьшаются затраты. Модули собираются на месте производства, в заводских условиях.
Агрегат хороший, очень мощный. Сегодня он покрывает все нужды потребителей. Но используется пока еще лишь процентов на 15 своей мощности.
Сейчас на Бованенково особо важны для нас объекты энергообеспечения. В этом году вводной объект — электростанция, 5 агрегатов на 2,5 мегаватта. Механизмы уже доставлены на месторождение, смонтированы. Сейчас идет строительство газопровода к станции, линий на 110 киловольт, подстанции. Эта станция будет главным поставщиком энергии для основных объектов добычи газа.
При монтаже электростанции мы работаем в рамках графика. Недостающая часть оборудования будет доставлена в навигацию. Срок сдачи ее — IV квартал этого года.
В прошлом году на Бованенково мы ввели в эксплуатацию 24 объекта на сумму 25 миллиардов рублей. Сдали канализационно-очистные и водоочистные сооружения. Теперь вода, которую мы пьем, соответствует ГОСТам. Между тем с водозабором на Бованенково тоже сложно. Артезианских скважин там нет. Забор идет с поверхности. И очищаем воду до безопасных для здоровья кондиций. В советские времена такого не было.
Готовы три общежития на 968 мест. В этом году сдается еще одно. Мы построили административное здание. Там разместилось управление капитального строительства и структуры ООО “Газпром добыча Надым”, задействованные на обустройстве.
На первом горизонте
— Александр Иванович, какова самая серьезная задача именно сегодня?
— Сейчас мы приступили к отсыпке основной площадки для строительства УКПГ-2. Продолжим эту работу в IV квартале. Установка №2 — самая мощная на месторождении, она рассчитана на подготовку 60 миллиардов кубометров газа в год. Согласно проекту УКПГ-2 состоит из двух модулей, мощностью по 30 миллиардов кубометров каждый. Оптимальный потенциал для разработки купола месторождения. С точки зрения геологии, именно так лучше всего осваивать газоносные пласты на полуострове.
Два комплекса планируется разместить на одной площадке, по этапам ввода они будут сдаваться один за другим, и обеспечат УКПГ-2 рекордную производительность. Мощность же УКПГ-1 и УКПГ-3 составит по 30 миллиардов кубометров.
— Насколько унифицировано оборудование модулей УКПГ-2?
— По сути, оборудование для очистки, осушки углеводородов на модулях почти идентично. Повторюсь — почти. Есть некоторые технологические особенности. Все производственные цепочки подчиняются единому центру управления. АСУТП одна, и система пожаротушения тоже общая. Модули связаны системами вентиляции, инженерии и так далее.
— Оборудование на стройку поступает строго по графику. А персонал?
— Трудные вопросы, конечно, есть. В стране проблема с буровиками. Их попросту нет. Кто будет работать на буровых? Идет поиск персонала. Компания “Севербургаз”, которой поручено вести бурение, занимается подбором кадров. Кандидатов для отправки на Бованенково обкатывают на других объектах, где “Севербургаз” сегодня ведет бурение. На Ямбурге, на Уренгойском месторождении. С тем, чтобы проверенных людей потом направить на полуостров, и они могли бы профессионально работать. Не только на Бованенково. Ведь мы приступаем к обустройству Харасавэйского месторождения. Лицензия на его разработку передана нашему предприятию, обществу “Газпром добыча Надым”. На этот год уже определен ряд задач.
Так, на Харасавэе строятся объекты, необходимые для обустройства Бованенково. Обустраивается транспортная инфраструктура, налаживается портовое, инженерное обеспечение. Горюче-смазочные материалы на Бованенково поступают через Харасавэй.
Первый этап обустройства порта у нас выполнен еще три года назад. Второй этап на этом объекте — база заказчика. Ее ввод запланирован на следующий год. Сегодня порт на Харасавэе способен принимать порядка 300000 тонн груза. Там возводятся теплые склады, монтируется инженерная инфраструктура, объекты пожаротушения.
Порт — центральный объект, необходимый для обустройства Бованенково. А впоследствии и для разработки других месторождений полуострова. В любом случае водный транспорт будет использоваться как сезонный. И то, что можно будет доставить водой, прибудет на стройку в период судоходства. Может быть, при обустройстве Харасавэя и рациональнее доставлять грузы водой. От побережья всего 15 километров, проложена бетонная дорога. Поэтому на Харасавэе в прошлом году построено пожарное депо, объекты водоснабжения, энергетического обеспечения, линии электропередач. Смонтирована котельная, комплексы водоочистных и канализационно-очистных сооружений. Большой склад ГСМ на 35000 кубометров практически в 98-процентной степени готовности. В этом году мы его будем вводить. И сейчас он у нас уже используется для нужд обустройства.
Сейчас строятся гаражи, мастерские, станции техобслуживания, административное здание для автотранспортных предприятий. Производственные базы тоже будут нужны. Потому что все-таки объемы перевозок очень большие. Зимой по маршруту Харасавэй — Бованенково курсирует порядка 900 машин. Их число еще вырастет. Нужно будет перевозить оборудование заказчика. Мы его поставляем на Харасавэй, затем по зимнику перевозим на Бованенково. Эта схема будет использоваться и при эксплуатации, когда состоится ввод Харасавэйского месторождения.
На Харасавэе мы также монтируем новую электростанцию. С тем, чтобы повысить надежность энергоснабжения. У нас установлены агрегаты Урал- 2500. Это машины нового поколения, изготовлены они в Перми. На стройку поступают в блочно-комплектном исполнении. Так что инфраструктура для обустройства Харасавэйского месторождения практически создана.
В следующем сезоне все плановые вводные объекты мы сдадим. Останется построить только объекты добычи: газовые скважины, шлейфы, установку — и проложить газопроводы.
Для подготовки к бурению в этом году необходимо построить базу заказчика, а также базы для геофизиков, ремонта скважин и газоспасательной станции. На месторождении будет работать общество “Севергазподземремонт”. Это предприятие по подземному и наземному ремонту скважин. Потому как некоторые проектные решения при разработке пластов уникальны. На скважину будут устанавливаться сложные комплекты подземного оборудования. Они потребуют грамотного наблюдения, сервисного обслуживания. Но все это вкупе и повышает безопасность эксплуатации скважин.
Две из них мы уже сейчас используем для бытовых нужд. Это помогает исследовать сам процесс эксплуатации скважин в здешних широтах.
— Уникальностью работ и объясняется внимание ученых к району разработки?
— Институты проведут на месторождениях авторский надзор. Большая группа тюменских специалистов работает над тем, чтобы придать стройке экспериментальный статус. Потому что в этих широтах масштабное строительство прежде не велось, наработанного опыта пока немного. Бедна нормативная база, руководствуясь которой можно проектировать, строить и эксплуатировать.
Ученые работают досконально. Ведут разные операции, от изысканий до мониторинга. Проводят опробование тех или иных решений. Идет подготовка документации, чтобы спустя годы выводы экспертов оформились в солидный труд, который позволит сказать, какие методики для здешних широт наиболее эффективны. Понятно, что это дело не одного года и даже, быть может, не пяти лет. Работа идет поэтапно. И промышленность не стоит на месте. Появляются новые материалы — и теплоизоляционные, и укрепительные. На стройках используется геотекстиль, пеноплекс. Новое время пришло. Отставать от него нельзя...
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"