17 апреля 2021     

Культура   

Время одиночества

Задача была трудная: пьеса уже в последней трети ХХ века считалась хрестоматийной. Широко ставившаяся на театральных подмостках мира, она тем не менее считалась «крепким орешком». Лишь на первый взгляд произведение кажется не особенно сложным. Однако в нём довольно много подводных камней. К тому же смелых интерпретаторов драматургической классики теперь всё больше привлекают темы и коллизии, которые можно развить так, чтобы в конечном итоге довести зрителя до почти шокового состояния. Глубоко и давно проникли в театральный мир элементы шоу.

Демчук отправился в совершенно иную театральную галактику. Он поставил психологическую драму. Юрий ощутил тот общественный камертон, который продиктовал ему выбор материала. Режиссёр не ошибся: он верно почувствовал, в чём актуальность пьесы, что идет в унисон с молодёжной зрительской психологией.

Надеюсь, у яркого, талантливо сделанного спектакля впереди долгая жизнь. Постановка представляет собой синтетическое единство строгой музыки, выразительной пластики и одновременно жёсткого художественного решения. Сдержанная фонограмма: осторожные фортепианные звуки встречаются с мелодией струнных инструментов за тем, чтобы музыка снова потонула в клавишном форте, подсказывающем, что дуэт так и не сложился. Композитор Вера Борисова, неизменно сотрудничающая с театром «Буриме», именно лаконичностью музыкальной партии заставила обратить внимание на своеобразную мелодию и полный внутреннего конфликта диалог аккордов.

Драма двух одиночеств, отношения которых похожи на прерывающуюся пунктирную линию… Нет, скорее на несостоявшийся телефонный разговор — это драма одиночества в квадрате. Или лучше так: в театральном кубе.

Тема одиночества? В двадцать первом веке? С развитыми средствами массовой информации? С космической связью? С мобильными телефонами? Да. Получается, что человек, опутав себя изобретениями, новыми товарами, собственными привычками и ещё массой других важных обстоятельств, загерметизировался в башне собственного «я» и окончательно закрылся от «я» другого, даже если долго живёт в паре.

Демчук строит эпизоды на сочетании разных эмоциональных красок. Пластика актёров сдержанна, если требуется, экспрессивна там, где нужно. Жесты выбраны самые характерные, ни одного лишнего, неоправданного движения.

Театр Юрия Демчука подчёркнуто режиссёрский. В этом я вижу одну из составляющих концепции «Буриме». Но в данном случае актёрский дуэт Натальи Латфуллиной и Николая Смирнова являет собой столь блестящее сочетание богатейшей внутренней природы и таланта, что впору говорить об идеальном синтезе всех постановочных и режиссёрских элементов.

Наталья Латфуллина — молодая, но яркая актриса театра. Её знают, на неё ходят зрители, для неё режиссёры выбирают выигрышные роли. Она всегда удивляет. Такая разнообразная: жёсткая, лиричная, трепетная, эксцентричная…. Роль Гитель — её большая удача. Не слепое исполнение воли режиссёра, а именно своя титаническая работа над ролью.

Николай Смирнов — студент третьего курса Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий. Он учится на кафедре режиссуры и актёрского мастерства в творческой мастерской Марины Жабровец. Роль Джерри Райана в исполнении Николая получилась крупной, серьёзной. Образ — запоминающимся.

Молодые актёры блестяще справились ещё с одной трудной задачей: обыграли узкое сценическое пространство. По решению режиссера жизненное пространство героев в высшей степени условно. Отсюда и несколько лобовая световая партитура. Герои, как два космических корабля, пребывают в каком-то неведении… и никак не могут состыковаться…

Оказывается, телефонные разговоры могут не только соединять, а с успехом разъединять людей навсегда. Пьеса повествует о первом опыте построения отношений. Это поиск ещё не существующего языка. Но когда весь окружающий тебя мир спихиваешь на качели, он вдруг оказывается слишком далеко…

И герой покидает сценическую площадку, уходя в совершенно иное измерение… В полумраке так безнадёжно одинока его трагическая фигура. Провода, чёрные телефонные трубки… Это время отсчёта дней без любви, без общения, без разговора. Время одиночества. Герои остаются на разных полюсах. Однако Джерри и Гитель, пытаясь переделать друг друга, всё же изменились сами…

И вот уже не два отчаянных героя у жизни на краю, а мы, зрители, оказались на виртуальной трапеции: сработал ассоциативный ряд. Качели всюду. Корзины, ключи, телефонные аппараты подвешены, словно недосягаемые призы или вещи, готовые потеряться. Любовь не может удержаться на качелях. Она неизбежно соскользнёт.

Юрий Демчук сумел заставить зрителей прожить за один театральный вечер две — отдельные, так и не слившиеся, жизни. И ни секунды скуки! Смело могу сказать: я верю в этот театр.

Нравится

Статьи по теме

№1 (5678)
10.01.2013
Ирина Тарабаева
Вечные чувства в театральном зазеркалье
№232 (5674)
26.12.2012
Ирина Тарабаева
Бизнес-водевиль на театральной сцене

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"