24 апреля 2024     

Спорт   

Двойные ошибки бывают и в жизни, и в теннисе

В ближайшие дни у него начнется очередной сезон. В предыдущие годы раскрыть свой талант по максимуму сибиряку мешали травмы, дважды надолго выбивавшие его из спортивной жизни. На 2013-й у него особые планы. Он намерен упрочить свои позиции в мировом рейтинге, во главе которого находятся такие известные теннисисты, как Рафаэль Надаль, Роджер Федерер, Новак Джокович… За несколько дней до отъезда на турнир в Израиль Владислав Дубинский рассказал о своем спортивном пути в интервью корреспонденту «ТИ».

Хочешь играть — езжай в Испанию

— Владислав, мы знаем, что сейчас ты живешь и тренируешься в Испании. Скажи, для чего понадобился этот переезд и когда он произошел?

— Долгое время я занимался теннисом в Тюмени, в последние годы с тренером Тимуром Ханходжаевым. Хочу поблагодарить его. Он много вложил в меня, кардинально изменил мою игру. Занятия с ним меня вполне устраивали, но единственной проблемой являлось то, что в городе нельзя было найти сильных партнеров для спаррингов. Без них фактически невозможно повышать свой уровень мастерства.

Я вместе с родителями понял, что нужно ехать тренироваться в другое место. Первым вариантом была Москва. Там есть и корты, и тренеры, и игроки. Но не зря нашу столицу называют одним из самых дорогих городов. Аренда корта стоит там 2000 рублей в час. А любому нормальному теннисисту нужно 3-4 часа в день проводить на игровой площадке. Сами понимаете, какая сумма в итоге могла получиться. Проще было выбрать заграничный вариант.

Как раз в тот момент наши знакомые, семья Зиганшиных, предложили мне переехать тренироваться в Испанию. Их сын Роберт хоть и помладше меня, к тому моменту уже год жил там и занимался теннисом в «Barcelona Total Tennis Academy». В 2009 году летом я пожил в академии пару недель, и мне там понравилось. Осенью переехал туда на постоянное место жительства.

— Что дал тебе этот переезд?

— Я начал более активно развиваться в профессиональном плане. Во-первых, получил возможность регулярно играть спарринги, чего мне очень не хватало. Во-вторых, мне удалось нейтрализовать одну из слабых своих сторон — физическую подготовку. «Физика» у меня хромала, а в барселонской академии целая команда профессиональных фитнес-тренеров, которые смогли заложить мне отличную базу. Теперь мне уже легко давались длинные трехсетовые матчи. Даже если я не показывал своей хорошей игры, мог соперника банально перебегать. На уровне турниров ITF (Международной федерации тенниса) среди теннисистов до 18 лет мне этого хватало. За год я вошел в список 50 лучших спортсменов до 18 лет.

— Расскажи, кто такие теннисисты-профессионалы и как попасть в один рейтинг с Рафаэлем Надалем и Роджером Федерером?

— Это теннисисты, которые профессионально занимаются теннисом и выступают на турнирах, проводимых под эгидой Международной федерации тенниса. Чтобы попасть в рейтинг, нужно заработать баллы. Их начисляют спортсменам за каждый выигранный матч. Есть турниры разного уровня, как для начинающих, так и для опытных спортсменов. Самый низкий уровень — фьючерсы, чуть выше челленджеры, ну и для самых топовых игроков — турниры серии мастерс. Я начал участвовать во взрослых турнирах с 17 лет. У меня впереди был еще год выступления в юниорских соревнованиях, мог подняться выше в рейтинге юниоров, но, поскольку хотелось развиваться дальше и была возможность ездить по более интересным турнирам, мы решили заранее попробовать свои силы во взрослых соревнованиях.

— Не зря? Не поспешили?

— Сделали все абсолютно правильно. Почти для всех спортсменов переход из юниоров во взрослые дается очень тяжело. Для меня же это был вообще кошмар. Я 6-7 месяцев ездил по турнирам и не мог набрать ни одного очка в зачет мирового рейтинга. Вроде и борьба была всегда, и мой теннис был неплохим, но постоянно что-то не получалось. Еще и жребий всегда складывался не в мою пользу: попадались сильные соперники уже в первом круге, которые выбивали меня из соревнований. В определенный момент я настолько устал от всех этих бесконечных поражений и неудач, что даже вспоминать об этом не хочется.

Прервать черную полосу удалось в Минске, причем очень неожиданно. Это был один из последних турниров в году. Поехал туда с травмой кисти. Играл через боль, но терпел просто потому, что надо было набираться опыта. Выступал в свое удовольствие, без оглядки на результат. Это и помогло. Прошел квалификацию из двух матчей, потом в основной сетке победил в первом круге. Наконец-таки набрал за счет этого свое первое долгожданное очко. К этой цели я шел весь год и когда смог ее достичь, просто гора свалилась с плеч. Первая победа помогла мне в психологическом плане.

Она меня буквально окрылила. Я перестал зажиматься, стал действовать на корте более свободно. После этого был еще один удачный турнир в Испании. Сильный по составу, там самые легкие соперники были из 5-й, 6-й сотни рейтинга. А я на тот момент с одним очком и в 8-ю сотню не попадал. Но, несмотря на это, едва не обыграл парня из третьей сотни. Я показал, что могу играть здорово, что способен бороться. Вот это был мой уровень — игра с теннисистом третьей сотни. Увы, судьба не дала дальше развиваться. Как только-только у меня началось получаться, только пошел этот подъем, мне пришлось вынужденно остановиться.

Травмы — вещь непредсказуемая

— Сгубила меня травма. Это был декабрь, турниров не было. Я только тренировался вместе с ребятами, которые входят во вторую сотню. На одной из тренировок с Теймуразом Габашвили (он сейчас входит в первую сотню) потянул паховую мышцу, но особого значения не придал. Подумал, что поболит и пройдет. Обследоваться из-за каждой мелочи не хотелось, да и дорого это стоит. Поехал на турнир и лишь усугубил повреждение. Врач диагностировал разрыв мышцы, сказал не тренироваться четыре месяца.

Естественно я растерял за это время все: и «физику», и навыки, и психологическую уверенность. После этого пришлось начинать заново. Хотелось вновь показывать тот же уровень, который только-только обрел, но ты выходишь и проигрываешь в одну калитку человеку, которого просто обязан побеждать без проблем. Лишь через полгода после своего возвращения я снова нормально заиграл. Стал набирать очки. И в мае 2012 года опять травма…

На тот момент в рейтинге у меня было 16 очков, для многих фьючерсов это стопроцентное попадание в основную сетку. На лето были амбициозные планы. Это как раз то время, когда нужно ездить на соревнования, набирать очки. В апреле в Казахстане почувствовал боль в спине. Отыграл с ней три турнира. Хороший теннис показывал, до четвертьфинала доходил. В общем, был в неплохой форме и готов был «выстрелить».

Увы, проблемы со спиной оказались серьезными. Врачи сказали полгода жить без тенниса, три месяца ходить в специальном корсете. Это был шок для меня. Во второй раз такая неудача! Как раз настало то самое время, чтобы показывать, чего я стою, а тут такое… Единственное, что мог делать, — ходить в тренажерный зал и выполнять там ограниченный набор упражнений. Там печально и прошло мое лето. Смотрел, как друзья набирают очки, поднимаются и их понемногу начинают узнавать в теннисе, а я сижу в обнимку с корсетом и не могу ничего сделать. Осенью 2012-го восстановился. Отыграл несколько турниров в Турции и Тюмени. Очень надеюсь, что на этом неудачи закончились.

— До травмы ты располагался в начале девятой сотни мирового рейтинга теннисистов-профессионалов. Это явно не твое место.

— Конечно, я недоволен тем рейтингом, который сейчас есть у меня. Четко понимаю, что это не мой уровень. Я могу играть лучше и быть гораздо выше, но травмы пока не позволили это доказать. Нужно постоянно, стабильно и регулярно выступать, чтобы поддерживать свой рейтинг. Сейчас я рад, что закончил год здоровым, хорошо себя чувствую. Возлагаю большие надежды на 2013 год. Для себя я вынес большой урок. Конечно, травмы — вещь непредсказуемая, но теперь смогу свести риск к минимуму.

— Конкретную цель ставишь на ближайший год?

— Да, конечно. Во-первых, хочу упрочить свои позиции в рейтинге. Хочется подняться до пятой сотни. Это гарантия того, что на всех турнирах-фьючерсах ты будешь сеяным, а значит, и сетка в первые два круга будет полегче. И к тебе будет более уважительное отношение от организаторов.

Во-вторых, в психологическом плане для меня сейчас крайне важно покорить следующую ступеньку — попасть в полуфинал фьючерсов. В 1/4 я уже играл, а вот следующая стадия мне пока не покорилась. Уже на этой неделе я уезжаю в Израиль, где сыграю на двух турнирах, затем по плану — Турция и Казахстан. Предсезонная работа прошла нормально, буду надеяться на лучшее.

У нас работает тренер Надаля

— Родители не боялись в 17 лет отпускать тебя одного в другую страну?

— Нет. В этом плане я всегда был достаточно самостоятельным. Вопрос переезда поднимался еще лет в 10. Но я ведь тогда учился в школе, сложно было. Поэтому хотя бы на летнее время я уезжал из города в тренировочный лагерь в Адлер. Первые недели родители жили со мной, а потом уезжали, оставляя одного на съемной квартире. Самостоятельная жизнь для меня привычна.

— А что насчет языкового барьера?

— С английским языком сейчас стало все в порядке. За границей условия такие, что хочешь не хочешь заговоришь. Жизнь заставит. Я очень много в своей жизни учил английский. У меня была школа с английским уклоном, с репетитором занимался по 4 часа в неделю. В общем, у меня была база, но опыта общения не было. По приезде меня поселили вместе с чилийцем, англичанином, французом. Русских не было. Общаться приходилось только на английском. За три года я очень сильно подтянул свои знания.

— Расскажи, что из себя представляет теннисная академия, в которой ты занимаешься?

— «Barcelona Total Tennis Academy» — это одна из лучших академий в Испании. Там даже работает тренер Рафаэля Надаля Франсис Рог. Это не спортивный интернат, что привычно для России. Это клуб с двумя десятками кортов, тренажерным залом и прочими необходимыми помещениями. Я туда езжу каждый день заниматься. Живу неподалеку на съемной квартире. У меня есть личный тренер, испанец, ему 30 лет. Он занимается моей тренировочной работой, ездит со мной на турниры.

— Не секрет, что теннис — очень затратный в материальном плане вид спорта. Раскроешь секрет, в какую сумму обходится твое обучение?

— Да это не секрет. За обучение я ежемесячно плачу 2500 евро, плюс к этому аренда квартиры, экипировка, оплата перелетов, гостиниц. Это может показаться дорого, но получить за те же деньги те же условия в России, в принципе, невозможно. Пока, конечно, затраты не окупаются. Для этого нужно быть не ниже 150-й строчки в рейтинге. Тогда уже ты сможешь на призовые и спонсорские деньги себя прокормить.

— Значит, в тебя вкладывают деньги твои родители. А за результат сильно спрашивают с тебя?

— На самом деле мне очень повезло с родителями. Папа у меня достаточно прилично зарабатывает. У него есть возможность оплачивать мое обучение. Однако он никогда ничего сверхъестественного от меня не требовал. Конечно, он очень переживает за меня, за мои успехи, наверное, как никто в этом мире. Он говорит: «Делай то, что в твоих силах». Он никогда не скажет: «Ты не имеешь права проиграть!», или что-то в этом духе. Мне кажется, он правильно делает, что не давит на меня.

Мы осуществляем нашу общую мечту. Родители любительски играли в теннис, им очень нравится этот вид спорта. Поэтому я и начал заниматься этим видом, да и две мои сестры тоже. Профессиональных теннисисток из них, может быть, и не выйдет (у них есть другие, более интересные увлечения), но этим спортом занимаются.

— Часто бываешь в Тюмени?

— Нет, всего два-три раза в год приезжаю на недельку. График теннисиста такой, что сложно найти свободное время. Сейчас в Тюмени каждый год проходят два турнира. Весной в марте — фьючерс. В ноябре прошел первый челленджер. Организаторы хотят сделать его постоянным. Для меня хорошо, что он проходит как раз перед моим днем рождения, то есть я могу провести этот праздник в кругу родственников.

— Сколько турниров в год играешь?

— Если травм нет, то играть приходится много. Такова доля спортсменов, которым нужно зарабатывать рейтинг. Это топовые теннисисты могут выбирать только самые крупные значимые турниры. Размениваться на мелкие им нет смысла. Спортсменам моего уровня приходится играть по два-три турнира в месяц, начиная с февраля и до конца года.

— Многих теннисистов знаешь лично?

— Часто пересекаюсь с одними и теми же теннисистами. Есть группа людей, кто играет фьючерсы, и группа, кто выступает по челленджерам. Со многими из них я знаком. Например, с Евгением Донским, который победил недавно на тюменском челленджере, я играл несколько лет назад, когда он еще в 4-ю сотню не входил, а сегодня он в первой.

— О крупных турнирах мечтаешь? Хотелось бы выйти на корт «Australia Open», Уимблдона?

— Конечно. Думаю, любой теннисист об этом мечтает. На «Australia Open», кстати, я играл, хоть и юниорском. На взрослом турнире был зрителем. Также наблюдал с трибуны за матчами «Роланд Гарроса», «Кубка Дэвиса». Надеюсь, когда-нибудь удастся посмотреть и с другой стороны — с корта на трибуны.

 

С Надалем играл, но не выигрывал

— Какие самые большие призовые тебе удавалось выигрывать на турнире?
— Немного — 200-250 долларов. Во фьючерсах не очень большие вознаграждения. Чемпион получает около 1000 долларов. Да еще и налоги необходимо выплатить с этой суммы.
— Сколько стоит ракетка, которой ты играешь?
— 7-8 тысяч рублей. Ломать их — слишком дорогое удовольствие. Стараюсь это делать как можно реже. Но иногда нужно выплеснуть эмоции. Не будешь же головой биться, а как по-другому?
— Пинг-понг — это нормальный вид спорта или неправильный теннис?
— Нормальный вид спорта. Честно говоря, любил в него играть в детстве. Сейчас тренеры запрещают, потому что от этого портится техника исполнения ударов.
— Боллбой — обидное слово?
— Нет. Да и чего им обижаться, ведь ребятам, подающим мячи во время матчей, всего 8-10 лет. Самому не доводилось бывать в этой роли. А вот линейным судьей был.
— На корте теннисисты совершают двойные ошибки, а в жизни?
— Стараюсь не совершать, не наступать на одни и те же грабли. Хотя все мы люди. Конечно, бывает, что спотыкаешься на одном и том же. Самое главное — сделать правильный вывод из случившегося и в следующий раз, когда будет такая же ситуация, подать эйс!
— Сколько мячей входит в карманы теннисных шорт?
— Думаю, штук десять можно положить, но будет крайне неудобно.
— Признайся: во сне обыгрывал Рафаэля Надаля?
— Играл, но не обыгрывал (смеется).

Фото из личного архива Владислава Дубинского.

Нравится

Статьи по теме

№50 (5258)
30.03.2011
Андрей Решетов
Теннис в клеточку
№41 (5249)
16.03.2011
Андрей Решетов
Спортсмены вышли на корт

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"