Виктор Банников начинал с графики и акварели, ткал гобелены, работал на гончарном круге. Потом ушёл в батик и увлёкся эмалями. «А я ещё крестиком вышиваю», — признаётся он с улыбкой. Банников вообще полон сюрпризов.
Культура
Художник играет в прятки
Когда в конце прошлого года он узнал, что стал лауреатом Национальной премии в области современного изобразительного и декоративного искусства России, обрадовался как ребёнок. Не за себя, а за культуру Югры, которую в его лице отметили на таком высоком уровне.
Югре Виктор Николаевич посвятил всего себя без остатка. Не случайно ему присвоили звание заслуженного деятеля культуры Ханты-Мансийского автономного округа. А ведь сам-то из варягов. Приехал на северную землю из Уфы, где прошло его детство, где он впервые почувствовал себя художником, но стал… историком.
Маленький Витя блистал разнообразными талантами. Танцевал в хореографическом коллективе и занимал призовые места на республиканских конкурсах. Пел в хоре и подавал большие надежды как солист. Его даже называли «золотым голосом Башкирии». Но в 8-м классе он сорвал голос и бросил все силы на занятия в художественной школе. А историей увлёкся из-за девушки. Любовь привела его сначала в кружок юного историка, потом на истфак Башкирского госуниверситета. Получив диплом, преподавал детям… изобразительное искусство. И не сомневался, что ему повезло. Ведь в школе с углублённым изучением художественно-эстетических предметов он окунулся в атмосферу творчества, которую так любил. Историю тоже вёл — у своих ребят, для которых был классным руководителем.
Пожалуй, всё в той жизни Банникова устраивало. Но наступили 90-е годы, и зарплаты учителя ИЗО стало хватать лишь на покупку одного килограмма куриного мяса. Учитывая то, что жена Виктора Николаевича преподавала в школе физику, семья могла позволить себе двухкилограммовую тушку. Однако у супругов уже был маленький сын, и он активно возражал против такой суровой диеты. Тогда Банников написал своему знакомому, жившему на Тюменском Севере, письмо, в котором поделился навалившимися проблемами. Вскоре из Нефтеюганского районо в Уфу пришла телеграмма. Уставших от безденежья педагогов приглашали на работу в школу посёлка Сингапай.
Три года Виктор Николаевич вёл у сингапайских школьников уроки истории, труда и рисования. «Было здорово!» — признаётся он. Но всё же душа жаждала другой жизни. Он поступил на художественно-графический факультет Магнитогорского пединститута. Там познакомился с текстилем, керамикой, металлом, эмалью. Для неугомонной натуры Банникова, которому «всегда хотелось всего», открылись новые горизонты. И судьба была к нему благосклонна.
Дипломированного художника позвали в Нефтеюганскую детскую школу искусств. Здесь он преподавал декоративно-прикладное искусство. Дорос до завуча. Поступил в аспирантуру Московского института общего образования и защитил кандидатскую диссертацию. Да, Банников брал от жизни всё, что она ему щедро предлагала, но и работал без устали. В 2001-м он получил приглашение из Института развития образования Югры и решился на ещё один переезд — в Ханты-Мансийск.
За 12 лет Виктор Николаевич прижился в столице Югры. Завоевал прочный авторитет в творческих и научных кругах. Сейчас Банников уже доктор педагогических наук (помимо института преподаёт в филиале Московского университета культуры, в ЮГУ), член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, член-корреспондент Российской академии естествознания, а кроме того, состоявшийся мастер, которого искусствоведы величают самобытным. Художник против такого определения не возражает. Для него самобытность — это умение быть самим собой.
Удивляюсь ему:
— В моём представлении художник — человек, самозабвенно занимающийся творчеством и о науках не помышляющий…
— Просто мне всё интересно, — вспыхивает Банников. — Я изучал традиции финно-угорских и славянских народов, их философию, верования, мировоззрения. Народное искусство стало темой моей докторской диссертации, и почти все мои произведения опираются на знаки и символы, которые занимают значительное место в системе народных ценностей.
Он разворачивает передо мной одну из последних своих работ в батике — две части триптиха «Зимняя песня Георгия о Змее».
— Я много лет познавал культуру народов ханты и манси. А теперь захотелось обратиться к своему внутреннему «я». В этой работе много знаков и закодированных изображений, относящихся к русской культуре: птицы Сирин, печатные пряники, кружева, — объясняет Виктор Николаевич.
Он создал триптих, будучи в командировке в Нижневартовске. Друзья-художники уступили Банникову для работы большую раму. У него такой пока нет. Как нет и собственной мастерской. Например, росписью эмалями он занимается в Ярославле! Местное отделение Союза художников даёт ему такую возможность (конечно, за определённую плату). Но скоро всё изменится. Недавно Виктору Николаевичу подарили муфельную печь для обжига эмалей. А ещё он купил гараж.
— Весной планирую возвести над ним второй этаж и оборудовать там творческую студию, — делится он своей радостью. — У меня много эскизов, которые надо воплощать в жизнь.
В личной мастерской появится место и для хранения готовых работ. А пока художник сворачивает «Зимнюю песню» в рулон и забрасывает на высокий шкаф. Скоро здесь же разместится центральная часть триптиха «Древо жизни. Древо рода», которая сейчас находится на международной этнофутуристической выставке в Москве.
Кстати, Банников является автором манифеста этнофутуризма. Он написал его к столичной выставке «Три напева о России и Югре» творческой группы «Торум», которую возглавляет.
— Понятие этнофутуризма ввели эстонские филологи. Это слово означает вторую жизнь этнического начала, новое прочтение национального колорита. К этому как раз и обращаются в своём творчестве участники нашей группы, художники из разных городов, — поясняет Виктор Николаевич. — Я позаимствовал название и написал манифест, провозгласив этнофутуризм символом осмысления культурного «я». Кроме того, я выразил в нём свой протест агрессивным представителям современного искусства, которые ведут нападки на академическое художественное образование. Они говорят: «Хватит академизма. Не следует учить детей рисовать берёзки. Пусть они самостоятельно творят». Хитрые, да? Сами получили прекрасное образование. А теперь что? Испугались конкуренции молодых?
Банников сетует, что в современной России культуре уделяется недостаточно внимания. «Что мы сегодня имеем?» — задаётся он вопросом. И отвечает: «Абсолютно бездушное, чёрствое поколение, которое активно занимает места в обществе, в том числе руководящие». Художник в меру сил старается что-то изменить в этой ситуации. К примеру, разработал программу «Культурная компетенция руководителя» и читает госслужащим лекции. В конце прошлого года выступал в правительстве Югры. Послушать Виктора Банникова пришло около пятидесяти человек.
— Кто-то играл в телефон, кто-то спал. Я был готов к такому раскладу, — рассказывает лектор. — Однако глаза загорелись у многих. Начал я с того, что компетентным может быть только человек, знающий свои традиции. Затем поведал слушателям о традиционной художественной культуре и народном искусстве. Теперь думаю, если хотя бы один человек из этой полусотни вспомнит о своих предках, начнёт интересоваться, кем они были, чем занимались, какие песни пели, это уже результат.
Поражаюсь его трудоспособности:
— Когда вы всё успеваете?
— Вообще-то, я лентяй, — смеётся Виктор Николаевич. — Если бы не ленился, то больше бы успевал. А так за последние три года сделал всего три работы. Ушёл в книжки, много писал. В 2012 году выпустил два пособия для учителей по толерантности и по внеурочной деятельности. Вошёл в авторский коллектив учебника по изобразительному искусству для 8-го класса. Это издание рекомендовано Министерством образования РФ.
— Из всех техник изобразительного искусства вы предпочитаете батик и эмаль. Почему?
— Потому что они дают возможность чувствовать, но не знать до конца, что у тебя получится. Чуть передержал эмаль в печи — и вместо жёлтого неба получил тёмное, грозовое. Такая же неопределённость и в батике.
— То есть вы любите играть с искусством в прятки?
— Наверное… Но скорее — с собой. Мне нравится экспериментировать!
В 2003 году состоялась первая персональная выставка художника в Нефтеюганске. С тех пор Банников провёл около 10 своих выставок.
Фото Игоря Дементьева.
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.