Начало июля было отмечено заметным событием: в Москве состоялся IV Конгресс национального бизнеса “Пора предпринимать!”. В двухдневной дискуссии приняли участие более тысячи крупных и мелких частных компаний из 72 регионов страны.

Курс ЦБ РФ
сегодня USD79.7108EUR90.5207
Погода на завтра | ||
---|---|---|
Тюмень | +7...+9 °C | |
Ханты-Мансийск | +6...+8 °C | |
Салехард | +2...+4 °C |
Экономика
От экономики директив к экономике стимулов
Начало июля было отмечено заметным событием: в Москве состоялся IV Конгресс национального бизнеса “Пора предпринимать!”.В двухдневной дискуссии приняли участие более тысячи крупных и мелких частных компаний из 72 регионов страны. Не обошли вниманием форум и высокие гости — представители исполнительной и законодательной власти, эксперты и политики. Среди них спикер Госдумы Борис Грызлов; глава РСПП Александр Шохин; первый зам. председателя Комитета Госдумы РФ по гражданскому, уголовному и процессуальному законодательству Владимир Груздев; помощник Президента РФ Аркадий Дворкович. Инициаторы форума — общественная организация “Деловая Россия”, Союз промышленников и предпринимателей, при поддержке “Единой России” предложили к рассмотрению тему, которая волнует многих: как живется сегодня и как жить дальше в нашей стране бизнесу?
Немного истории. Первый конгресс состоялся в 2005-м году, предоставив власти и предпринимателям всех уровней уникальный шанс — услышать друг друга без купюр и посредников. Более того, стороны получили возможность обсудить совместные проблемы и вместе поискать пути их решения. Но если на старте здесь говорили о плюсах и минусах российской экономики, то на последующих форумах участники перешли к более детальным вопросам. Например, к темам налоговой и социальной системы, к денежно-кредитной политике и другим нюансам, позволяющим экономике страны быть конкурентоспособной. Нынешний форум продвинулся еще дальше.
Экономика России должна измениться — этот почти девиз витал в воздухе конгресса с первого и до последнего часа его работы. Кстати, и свое название — “Пора предпринимать!” — конгресс получил не случайно. Сегодня Россия выходит на принципиально новый виток развития, считают организаторы. Значит, пора задуматься над построением экономики современной, адекватной реальности. Какой она должна быть? От ресурсно-ориентированной модели наша экономика должна перейти к инновационной, уверенно говорят представители “Деловой России”, упирая на необходимость развития частной инициативы и бизнеса. Причем бизнеса массового, что само по себе подразумевает масштабный рост числа мелких и крупных компаний, тех самых, которые в любой экономически развитой стране представляют собой основу стабильности государства и гарантию “вливаний” в ВПП. О том, к какой именно модели необходимо стремиться, участники форума узнали из “Стратегии-2020" под названием ”От экономики директив к экономике стимулов", презентованной на конгрессе.
“Ресурно-ориентированная модель, которая опиралась прежде всего на крупные компании сырьевого сектора, была абсолютно оправданна только в 90-е годы, — говорит один из авторов ”Стратегии..." председатель “Деловой России” Борис Титов. — Да, она предоставила возможность сконцентрировать ресурсы, наладить управление, быстро решить основные социальные проблемы и дать обществу надежду на достойное будущее. Однако сегодня рыночные реформы уже дали очевидные результаты. В настоящий момент приоритетной задачей становится качество роста, диверсификация и модернизация экономики, перевод ее на инновационные рельсы. Концентрация производства как таковая себя исчерпала и стала неэффективной".
В подтверждение своих слов Борис Титов приводит целый список отрицательных качеств существующей экономической модели. Первый из них — зависимость от конъюнктуры мирового рынка и импортных закупок. Второй — отсутствие достаточной конкуренции и, как следствие, избыток монополий. Третий — доминирующее положение крупных государственных и частных компаний, которое также ущербно, ибо приводит к зависимости от них социальной сферы, закреплению низкого уровня жизни и “разрыву” между богатыми и бедными. Особый акцент представители “Деловой России” (далее — ДР) делают на том, что огосударствление экономики неминуемо ведет к отмиранию частной инициативы, зарождению социальной инерции и неверия в эффективность рыночной модели развития.
“Капитализм в России, несмотря на свой почти двадцатилетний период существования, так и не стал фундаментом экономической и социальной системы страны, — уверен Борис Титов. — Он по-прежнему лишен массовой общественной поддержки и остается капитализмом меньшинства. Причины этого явления следует искать, в том числе, в негативных последствиях политики шоковой терапии, вызвавшей три экономических кризиса — 1991, 1995 и 1998 годов. Они подорвали доверие граждан к рыночной системе, к возможностям частного предпринимательства в целом и к демократическому устройству общества в частности. Термины ”капитализм", “рынок” и “демократия”, которые ассоциировались исключительно с событиями перечисленных лет, приобрели в сознании россиян устойчивый негативный оттенок. Поэтому нынешняя рыночная система воспринимается большинством как несправедливая и выгодная меньшинству".
Однако мириться с этой моделью мы вынуждены, поскольку другой у нас пока нет. Изменить ситуацию может внедрение здоровой конкуренции. Именно она должна стать основным двигателем экономического прогресса. Но развить конкуренцию, согласитесь, можно только в условиях массового бизнеса. Создание условий для активного предпринимательства станет шагом, ведущим к желанной цели: снижению инфляции, модернизации промышленности и к собственно переходу на новый путь развития экономики.
Судя по активности, с которой представители малых и крупных компаний включились в обсуждение предложенных перспектив, бизнес готов попытать счастья на новом поприще. Однако, ратуя за новую экономическую политику, предприниматели указывают на тот факт, что она обязательно должна носить комплексный характер. Одного Закона “ О развитии предпринимательства”, здесь, пожалуй, будет недостаточно. Необходимы налоговое стимулирование, твердая законодательная и правоприменительная база, соответствующая тарифная политика, информационное и организационное содействие.
Решение этих вопросов приобретает для России все большую остроту, поскольку, как уже было сказано, экономика директив себя изжила, а экономика стимулов пока пребывает в зачаточном состоянии. Проблема в блокирующих развитие бизнеса факторах — теневой экономике, монополиях и коррупции.
Налоговые льготы — за или против?
Исследования Всемирного банка, проведенные в 2005-06 годах, показали, что среди основных барьеров, сдерживающих развитие бизнеса, стоят барьеры экономического характера, и основной — уровень налоговой нагрузки. В свою очередь, результаты опроса, проведенного в текущем году среди почти семисот предприятий, привели вот к чему: около 80% респондентов оценивают размер НДС как крайне завышенный. Современный налог на добавленную стоимость, отметили участники опроса, заметно тормозит развитие бизнеса и заставляет предприятия уходить в теневой сектор. Особенно это касается малого бизнеса. Отсюда негативные последствия. Например, “серые” зарплаты. По оценкам Росстата, их объем за последние пять лет достиг ежегодного роста на 25-30%.
Между тем создание благоприятной деловой среды — использование налоговых каникул и льгот по налогу на прибыль, стимулирование высокотехнологичного экспорта, формирование законодательной и правоприменительной базы — широко практикуется в развитых странах. Сверхскоростной рост экономики Китая, например, во многом обусловлен значительными налоговыми льготами. По мнению Бориса Титова, введение аналогичных льгот в нашей стране, к примеру вычетов по налогу на прибыль в размере до 50% от стоимости затрат компании на обучение и медицинское обслуживание сотрудников, было бы весьма полезным и для российской экономики. (Кстати, законопроект по льготному налогообложению должен поступить в Госдуму на рассмотрение уже в осеннюю сессию).
Отдельно отмечают представители ДР эффект от создания налоговых вычетов для инвестирования в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (тема рассматривалась в рамках инвестирования в НИОКР. — Л.Е.). Такая система, по их мнению, принесет пользу всему обществу, так как усилит обмен между наукой и бизнесом, поспособствует новому применению полученных знаний, что, в свою очередь, повлечет рост качества жизни страны в целом. Поэтому предложения о снижении налогового бремени находят не просто отклик, но активную поддержку в правительстве страны. В частности, Аркадий Дворкович заявил о необходимости пересмотра ставки НДС до 12%.
Бизнес власти не товарищ?
Налаживание доброкачественного контакта между двумя этими сторонами конгресс ставил одной из главных своих задач. Несмотря на ряд реформ, проведенных с целью облегчить взаимодействие предпринимателей с чиновниками, проблема остается нерешенной и поныне. По степени комфортности ведения собственного бизнеса наша страна по-прежнему занимает 106 из 178 возможных мест в мире (об этом говорят исследования Всемирного банка (Doing Business)). Рейтинг страны повысился лишь в нескольких категориях. Среди них 19-е место занимают судебные издержки и исполнения решений судов, на 45-м — регистрация собственности, 50-е место рейтинга за созданием бизнеса, 80-е — за ликвидацией собственного дела. На 83-м месте рейтинга защита инвесторов, а ступенью выше — 84 — получение кредитов. Крайней степенью сложности до сих пор характеризуются лицензирование (177-е место), уплата налогов (130-е) и наем сотрудников — 101-е место.
Удивительно ли, что на вопрос ВЦИОМ о том, легко или сложно в их регионе начать свой бизнес, 63% опрошенных дали негативную оценку? Вести свое дело очень сложно — ответил 21% респондентов, и лишь 13% склонились к мнению, что организовать свой бизнес в их регионе можно без особого труда. Таким образом, высокие административные барьеры, желание чиновников получить свой пай с каждого частного дела отпугивают людей от предпринимательства. И, как уже говорилось выше, взяточничество со стороны представителей госструктур прямо влияет на темпы прироста ВПП и на уровень инфляции. Таким образом, мероприятия по снижению коррупции так же важны и для достижения позитивных результатов в развитии страны.
Экономия без коррупции — утопия или реальность?
Так назывался круглый стол, собравший едва ли не большую часть делегатов от бизнеса. В ходе заседания участники рассмотрели вопросы как экономического, так и законодательного свойства, а позже обменялись мнениями по поводу. Вели круглый стол первый заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман, полномочный представитель Правительства РФ в Конституционном, Высшем арбитражном и Верховном суде Михаил Барщевский, правозащитники Генри Резник и Анатолий Кучерена.
Обсуждая тему коррупции в экономике, участники форума неоднократно обращались к мировой истории. В частности, выступая с трибуны на одном из круглых столов, председатель совета директоров ОАО ГК “Виктория” (в 2005-2007 годах — министр промышленности Калининградской области) Николай Власенко привел тезис Адама Смита: “Чем меньше государство вмешивается в экономику, тем лучше для экономики”. Не пора ли и нам сократить грани соприкосновения, задал закономерный вопрос присутствующим бизнесмен.
Действительно, роль государства со временем станет менее значительной, соглашаются приверженцы новой экономической модели. При этом снижаться она будет постепенно, по мере того, как будут набирать обороты его функции, призванные стимулировать и регулировать механизм конкуренции. Предыдущее устранение государства от тотального контроля за всем, что происходит в сфере экономики, слишком дорого обошлось нашей стране. Поэтому, говоря об изменении статуса, идеологи стратегии осторожничают, уточняя: государство не должно абстрагироваться от своих “обязанностей” до тех пор, пока его новые полномочия в экономике не начнут действовать в полную силу.
Борьба же с коррупцией — в рамках построения новой экономической модели — это система юридических мер, но в то же время и стремление жить по закону. Формально средства от коррупции пока еще не выработаны, но в качестве возможных мер ее противодействию участники конгресса предлагают ряд нововведений, четко регламентирующих действия сторон. В числе прочих так называемая презумпция согласия, по которой, в случае неполучения предприятиями и физическими лицами ответов на запрос в государственный орган в установленный срок, запрос будет считаться удовлетворенным. При необходимости авторы идеи предлагают подтверждать это право решением суда. В то же время неправомерный отказ от рассмотрения запроса предлагается квалифицировать как препятствие предпринимательской деятельности и преследовать по закону (в рамках ст.169 гл. 22 УК РФ). Помимо этого прозвучало предложение законодательно закрепить за бизнесом право отказать государственному органу в повторной выдаче любого отчетного документа или его копии, если они уже были ранее переданы. И выдавать бумаги, о которых идет речь, опять же только по решению суда.
Далее. По мнению участников конгресса, необходимо придать открытию бизнеса не обязательный, а уведомительный характер и исключить вариативность со стороны чиновников, ограничив их действия строгими рамками. Что касается взяточничества, в этой части участники форума обсуждали возможность контроля за доходами ответственных лиц и их близких родственников, введение более жестких критериев к отбору кандидатов на должности судей и усиление мер наказания за коррупционные преступления.
“Мы живем в мире юридических парадоксов, — поделился своим взглядом на проблему участник Конгресса Анатолий Гампель, владелец частной строительной компании ”Аляска" (г.Ноябрьск, ЯНАО). — Помните слова Михаила Жванецкого? “Ни в коем случае не давайте взяток! Если, конечно, не заинтересованы в результате...” Многие предприниматели верили, что уход от государственного к частному принесет нам широкие перспективы, и среди них — возможность развиваться для всеобщего блага. Но получили мы не желаемое, а некий суррогат бизнеса — ущемленный со всех сторон, зависимый от влияния множества надзирающих органов и контролирующих структур. Административные барьеры, внеплановые проверки и иное вмешательство в частное дело не просто тормозят, они всячески препятствуют развитию, отвлекают предпринимателей от основных задач, дестабилизируют климат в частных компаниях. И в конечном итоге — вызывают нежелание проявлять какую-либо инициативу. Если власть хочет достичь идентичности поставленной цели и создать из России ту экономическую державу, образ которой мы сегодня обсуждали, ей так или иначе придется изменить взгляд на своего потенциального союзника — бизнес. Предприниматели, я думаю, к этому готовы и тоже понимают, что учреждение промысловых артелей, по примеру известного персонажа Ильфа и Петрова, здесь больше не пройдет. Назрела необходимость создать такие условия, чтобы всем в нашем обществе было выгодно действовать по закону и невыгодно против него".
Характерно, что теория практика созвучна точке зрения юриста. Чиновник должен “иметь то, что ему невыгодно будет терять”, уверен полномочный представитель Правительства РФ в Конституционном суде Михаил Барщевский. То же мнение высказывают эксперты от “Деловой России”. Члены этой общественной организации даже подготовили примерный перечень льгот, которыми необходимо обеспечить чиновников. Список содержит следующие пункты:
— право на индексирование каждые пять лет надбавки за выслугу лет (в два раза!), не считая коэффициентов за должность, звание, вредность, риск, ордена и так далее;
— на беспроцентный ипотечный кредит на жилье;
— на обучение детей в заграничных вузах;
— на пенсию в размере 80% от общего дохода;
И... право потерять все вышеперечисленное в случае добровольной или вынужденной потери работы.
“Эти льготы заставят чиновников держаться за свои рабочие места, ощущать себя нужными и ценными для общества”, — считает Михаил Барщевский. Однако он же настаивает на необходимости контроля за деятельностью чиновников и предлагает наделить Общественную палату и уполномоченные ею организации правом отслеживать законность действий сотрудников госорганов. А в случае, когда это требуется, и полномочиями инициировать против них возбуждение уголовных и административных расследований.
Возвращаясь к теме льгот, хочу заметить: разговоры о финансовой поддержке госслужащих (тех, кто будет сокращен после вступления в силу нового закона о развитии малого бизнеса) ведут сегодня и в Минэкономразвития. Как известно, документ, принятый Правительством РФ, ограничит плановые проверки 70-ю часами. А в малые предприятия проверяющие могут нагрянуть и вовсе только с санкции прокурора. Таким образом, функции госслужб сокращаются почти вполовину и влекут за собой неминуемое сокращение штатов. Обсуждая дальнейшую судьбу чиновников, специалисты Минэкономразвития предлагают наделить сокращенных правом на финансовую поддержку. Суммы называются от 200 тысяч до 1 миллиона рублей, которые получатели должны будут направить на конкретную цель — организацию собственного бизнеса. До недавних пор такая помощь полагалась только матерям-одиночкам и инвалидам. Но экономисты и представители бизнеса сомневаются в пользе такой щедрости государства не поэтому. Скепсис практиков вызывает уверенность в том, что чиновники, привыкшие действовать по указке сверху, просто не смогут перестроиться.
Капля, которая подточит камень
Каким бы широким ни был спектр методов борьбы с коррупцией, рассмотренный участниками форума, единодушны они оказались в одном: изживать это явление надо всем миром. “Власть, как система, бороться сама с собой не может”, — убежденно заявляют предприниматели и настаивают на своем непосредственном участии в разработке и реализации Национального плана по противодействию коррупции.
Одновременно с этим бизнесмены высказали желание сделать сессии конгресса выездными. Чтобы представительные комиссии, состоящие, скажем, из тех же правозащитников, членов Общественной палаты РФ и представителей центральных государственных органов, вели работу непосредственно в регионах, общаясь с малым бизнесом лицом к лицу. “Капля точит камень”, — аргументируют свою точку зрения авторы предложения — группа предпринимателей из Твери — и поясняют: — Такая схема даст возможность узнавать из первых уст о том, как выполняются директивы правительства на местах, делать выводы и при необходимости вмешиваться в ход событий немедленно, корректируя их в нужном направлении. И, что немаловажно, люди в регионах будут знать, с кем и как взаимодействует власть, а против кого могут быть направлены ее действия. Метод сравнительно не новый, но вполне вписывается в рамки контроля за деятельностью чиновников". Эти предложения были озвучены в ходе выступлений на круглом столе и приняты к сведению организаторами форума.
Вместо эпилога
Выступая на конгрессе с приветственным словом, спикер Госдумы, председатель Высшего совета “Единой России” Борис Грызлов подчеркнул, что Россия уже вошла в число глобальных игроков мировой экономики и будет лишь наращивать потенциал. И в самом деле, свидетельств того, что перемены стоят на пороге, появилось достаточно много. Но какие бы договоренности ни были достигнуты, мина замедленного действия — тот самый вопрос о взятках — пока еще под ними заложена. Поскольку единственно правильное решение этого самого проблемного вопроса так и не найдено. Таким образом, наша страна может следовать по двум траекториям развития. Первый сценарий предусматривает окончание “конфликта” между бизнесом и властью, что даст возможность для появления так ожидаемой всеми конкуренции и качественного рынка. В таком случае Россия сможет жить как прогрессивная страна. Сможет вести на равных диалог и с Америкой, и с любой другой “сверхдержавой”, не позволяя вмешиваться в собственную политику и диктовать себе условия. Сможет продолжать внутреннюю консолидацию общества и, главное, развивать экономику.
Картина второго сценария удручающа: растущая внутренняя нестабильность и связанное с ней обнищание населения. Если непонимание власти и бизнеса продолжится, есть угроза возникновения новой волны эмиграции. Но на этот раз Россию начнут покидать уже лучшие умы от бизнеса. И не исключено, что мы окажемся в еще худшем положении, чем в памятные девяностые. Остается надеяться, что эта горькая чаша нас все-таки минует. Что Национальный план по противодействию коррупции не превратится в пустой звук, а приведет к реальным и таким необходимым переменам.
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.