20 апреля 2024     

Общество   

Туда, где время застыло…

Стоит средь лесов деревенька

Отправились в Ермаковское сельское поселение, одно из самых отдалённых от райцентра. Эти края называют по-разному: то глухоманью, то медвежьим углом. Кажется, в некоторых здешних деревушках время просто застыло. Условия для жизни — как в далёком прошлом: вода — в колодце, удобства — во дворе… На обычной иномарке путешествуем, как на машине времени: из века XXI в XIX.

Отсутствие привычных благ цивилизации с лихвой компенсируется человечностью. Сталкиваешься с её проявлениями чуть ли не на каждом шагу. Заходишь с мороза в магазин — а на двери красуется: «Дорогие покупатели! С Новым 2013 годом! Желаю вам здоровья, успехов, счастья, побольше денег в вашем кошельке и всех земных благ! Ваш продавец Т. Слепченко». Приятная, согласитесь, мелочь. Подкупает. Вот и тянется сюда народ: кто за хлебом, кто просто пообщаться или передохнуть на лавочке.

В магазинчиках у своего дома в Тюмени натыкаюсь только на угрожающие записки вроде «Автобус ждём на улице!», «Сюда приходим не греться, а за покупками!» или «Пережидаем дождь в другом месте!»

— Хорошо, конечно, в деревне. Не затеряешься. Все вокруг такое родное, здесь каждый уголок с детства изучен, — признаётся Светлана Игнакова, когда-то жительница Осиновки.

Знакомство с поселением мы начали именно с этой, в прежние времена большой и перспективной деревни. От былого величия, увы, не осталось и следа. Разрушенные строения убрали с глаз долой по решению сельской администрации: чтобы не пугали народ.

— Здесь раньше был и свинокомплекс, и пекарня, и кирпичный завод. Подростки летом там подрабатывали. Ещё лошадей в деревне держали… Цыгане, татары приезжали коней покупать. Колхоз был. Куда всё подевалось? Не знаю… Люди потихоньку разъезжаются, — вздыхает Светлана Петровна. Она и сама переехала в Викулово. Лишь в гости наведывается теперь в родную Осиновку.

По следам самоходов

…В Ермаковском сельском поселении было раньше пять деревень. Осталось три: Ермаки, Еловка и Осиновка. Своё начало берут они из далёкой Белоруссии. В конце XIX века в поисках плодородных земель пришли в Сибирь белорусы, называли их самоходами. Как жилось им в суровом краю, рассказывает экспозиция в краеведческом музее. Раньше располагался он в местной школе, теперь перекочевал в Ермаковский дом культуры. Здесь выделили музею небольшой зал, в котором представлены рушники и прялки, глиняные горшки и берестяные туеса…

Собирали предметы энтузиасты по деревням. Узнав, что создаётся в поселении музей, понесли сюда селяне дорогие сердцу вещицы — те, что от прабабушек, прадедушек остались. Так и сложилась, как пазл, разноцветная история села.

— Согласно документам, основателями Ермаков были Прокопий и Кирилл Крупниковы, Евдоким Мельников, — уточнила хранитель музейных предметов Елена Шарайкина. — Пришли они сюда из деревни Рагинь Рогаческого района Гомельской области. Ходоки должны были узнать, можно ли в Сибири выращивать хлеб да картошку, плести лапти да корзины…

Покорила их тайга, богатая зверем и ягодами. Решили остаться. Пока рубили первые избы, жили в землянках. А уже через год приехали в Ермаки 20 первых семей белорусов. Ехавшим в Сибирь государство выделило по 30 рублей подъёмных и на каждого переселенца мужского пола — по наделу земли (километр в длину и восемь метров в ширину).

Если верить преданиям, первые дома новосёлы — самоходы из Могилёвской губернии — строили из осины (жаль было рубить красный лес). Деревушку так и назвали — Осиновкой. А соседнюю — Ермаками. Почему? Загадка для краеведов… Может, потому, что самоходов, поселившихся на высоком берегу, называли «ярмаками». А может, в память о славном землепроходце Ермаке Тимофеевиче. Крестьяне из далёкой Белоруссии тоже прошли не одну сотню вёрст, чтобы в Сибири найти вторую родину.

Ромашковая магия

Сегодня Ермаки — село небольшое: вместе с Осиновкой и Еловкой численность населения составляет чуть больше четырёхсот человек.

— Большинство, около семидесяти процентов, — пожилые, — констатирует глава администрации Ермаковского сельского поселения Надежда Оленич. — Молодёжь редко возвращается после учёбы в вузах и техникумах в родное село. Получают парни и девчата дипломы — и стараются в городах и райцентрах жизнь налаживать. К родителям только в гости наведываются. Молодёжи нет — рождаемости, соответственно, тоже…

— Как выжить на селе? Развивая личное подворье. Однако не каждому это под силу, — пояснила Надежда Ивановна. Шестнадцать лет она работает главой администрации. Дважды прошла выборы, потом талантливого руководителя назначали и утверждали на должности. Такое доверие дорогого стоит.

— Вы, наверное, выросли в этих краях? — предположила.

— Вовсе нет, — озадачила ответом Надежда Ивановна. — Сюда перебрались из Северного Казахстана ещё в советские времена. Уехали оттуда, чтобы выжить. Планировали поселиться в Сургуте. Там уже и балок дали, работу подыскали. Но я — деревенский житель, некомфортно мне в городе. И муж такой же. Охоту, рыбалку ему подавай. В Ермаки мы приехали ненадолго, погостить. А здесь — места красивейшие, природа изумительная. Увидела реку, ромашки… и просто влюбилась в эти края. Так и остались в селе. Работу нашли, хозяйством обзавелись.

— С детства у меня мечта была — корову держать. До сих пор не могу избавиться от этой привязанности, — улыбается собеседница. — Сейчас проще за скотиной ухаживать. А раньше… До участка, где сено накосить можно было, добирались с трудом. Идёшь через валежник, чащобу километра два. Уже устал, а ещё косить… Чтобы вывезти то, что припас, зиму ждёшь — иначе никак. Да, личным-то хозяйством заниматься разрешалось в свободное время. А откуда оно у фельдшера? Ничего, выдюжили… Работа в администрации мало чем отличается от фельдшерской. Люди так же приходят к тебе, рассказывают о проблемах — слушаешь, помогаешь в меру сил и возможностей.

Будни села

На территории сельского поселения есть всё самое необходимое для жизни: фельдшерско-акушерский пункт, жилищно-коммунальное хозяйство, магазин, отделение «Почты России»… Имеются здесь два сельхозкооператива: «Ермак» и «Таёжный», работает пилорама, где заготавливают дрова для населения.

— Те селяне, у которых нет постоянного источника доходов, занимаются личным подсобным хозяйством, — уточнила Надежда Оленич. — В поселении действует программа «Самообеспечение». За четыре последних года в ней приняли участие девять семей. По программе было выделено 270 тысяч рублей — на приобретение коров улучшенной породы, телят, овец, свиней, кормов для них.

— Цифры скромные, — соглашается собеседница. — Но заниматься скотоводством в больших объёмах в нашем поселении желающих нет: редко кто может позволить себе покупку дорогой сельхозтехники. К тому же, повторюсь, большинство жителей — пенсионного возраста. Заготовить сено им помогает кооператив «Центральный». Чтобы получить необходимую помощь, нужно лишь сделать заявку.

Школа в поселении всего одна, в Ермаках. Учащихся из окрестных деревень возят сюда на занятия. Ребята, которым далеко добираться, живут в местном интернате. Домой разъезжаются на каникулы и выходные.

Несколько лет назад в Ермаки пришла сотовая связь, правда, оператор всего один — Utel. Появилась и пара телеканалов с областным вещанием, Интернет.

— Культуру в поселении мы сохранили, — заверила Надежда Ивановна. — Ермаки известны за пределами области благодаря фольклорному ансамблю «Россияночка». Появился он в 1991 году. Кстати, поют в нём и правнучки белорусских крестьянок. Тех, что пришли когда-то в Сибирь в поисках лучшей доли… Наш край богат талантами. Одни поют и танцуют, другие вяжут и шьют. Есть мастера, которые плетут красивые корзины из лозы, лапти, занимаются резьбой по дереву… Неплохо было бы сделать фильм — рассказ о людях, живущих в Ермаках. Задумка есть. Глядишь, найдутся способы и средства её осуществить.

Фото Сергея Киселёва.

Более 400 человек проживает на территории Ермаковского сельского поселения. В него входит три деревни: Еловка, Осиновка, Ермаки.

9 семей приняли участие в программе «Самообеспечение».

Нравится

Статьи по теме

№8 (5685)
19.01.2013
Любовь Киселёва, Дмитрий Ткачук (фото), Сергей Киселёв (фото)
Бережёт «Свеча» деревню

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"