26 апреля 2024     

Общество   

Бережёт «Свеча» деревню

Молва о нём идёт по округе. С каждым годом собирается всё больше желающих увидеть его своими глазами. За тем приехала и наша журналистская команда.

Часть таинственного действа мне довелось увидеть несколько лет назад. На ежегодном фестивале «Мост дружбы» его презентовали активисты из белорусского общества. Однако фрагмент — будто глава из увлекательной книги, а так хотелось её прочитать полностью. И вот возможность представилась…

Готовятся к обряду в Осиновке загодя. Расчищают от снега дорогу и стоянки у домов (провожающего и принимающего икону) для машин. Их обычно приезжает немало.

— В прошлом году 93 машины было, — уточняет Валентина Ивановна Янкова, жительница Осиновки.

В её доме икона стояла целый год. Несколько месяцев — в одиночестве…

— Когда холодно стало, мы маму забрали в Викулово, — рассказала Светлана Игнакова, одна из дочерей Валентины Ивановны. — Но иногда наведывались, дом согревали, чтобы люди могли прийти…

В рождественский сочельник со святыней здесь прощались. Приготовили угощения для гостей. Никогда не знаешь, сколько их соберётся. Двери в доме ни в сочельник, ни в Рождество не закрывают.

— Что-то не идёт никто, — переживала Светлана Петровна. — Сейчас по-другому икону провожаем, скромнее, что ли… Раньше, пока жила деревня, народу много собиралось, бабушки молились, песни особые пели.

Воспользовавшись нечаянным затишьем, расспрашиваем хозяев о местной традиции. Исторические сведения переплелись с легендами так туго, словно ленты в девичьей косе. Расплетёшь — уйдёт очарование.

— По архивным документам, икону привёз в деревню Ермаки из города Тара Омской области некто Ковальков, — уточнила Надежда Оленич, глава администрации Ермаковского сельского поселения (туда входит и Осиновка).

По другой версии святыню принесли с собой белорусы-самоходы из Могилёвской губернии далёкой Беларуси, которые и основали Осиновку в конце XIX века. Пришлые люди говорили на языке предков, сохраняли свой уклад и традиции. Сейчас сохранились разве что особый говор, фольклор и один из обычаев. Тот самый — ношение иконы.

— “Свечой” её называем, раньше она в церкви, в Ермаках, стояла, — наперебой снабжают нас информацией женщины. — Когда в 30-е годы храм рушили, верующие что смогли спрятали. “Миколу многомилостливого” (Николай Чудотворец, на белорусский манер. — Л.К.) в лес унесли. Но кто-то проболтался, выдал тайное место. Борцы с верой пришли — ту икону разбили о берёзы… “Свеча” потому и уцелела, что перепрятывали много раз. Бережёт её наша деревня.

— Когда появился обряд ношения иконы в Осиновке?

— Ой! Давно. Вряд ли вам точную дату кто назовёт. Сколько себя помню, традицию соблюдали, — уверяет Светлана Петровна.

— На время войны, с 41-го по 45-й, перерыв был, — уточняет Валентина Ивановна. — Затем икону снова стали по хатам носить. В первый раз она к нам попала в 1976-м. В прошлом году снова “Свечу” принимали.

— Раньше-то верить открыто запрещалось, — включается в разговор одна из женщин. — А люди всё равно к иконе приходили, и старики, и ребятня. В школе на линейке потом выясняли: кто из пионеров и комсомольцев свечки ставил? Мы отмалчивались, как партизаны.

— Жаль с ней расставаться. Будто живое существо в избе, — вздыхает Валентина Ивановна.

Дом между тем заполняется гостями. Мы же уходим, чтобы не мешать душевным разговорам и молитвам.

— Вам есть где переночевать? — спохватывается Светлана Петровна. — А то оставайтесь у нас, места всем хватит…

Такое оно, сельское гостеприимство и радушие. Куда бы ни пришли во время командировки, хозяева сразу звали на чай. Не потому, что мы журналисты из Тюмени. Здесь так принято. Когда на дворе мороз стоит под тридцать, горячий чай для путника — самое верное согревающее средство.

…Рано утром 7 января в дом Янковых уже не пробраться. Вереница желающих поклониться иконе не иссякает. К ней приезжают и старички, и молодёжь с маленькими ребятишками. Просят “Свечу” чаще всего о здоровье ближних, хорошем урожае, успехе в делах. “Помогает икона. Главное — в это искренне верить… Мы не первый раз приезжаем. Кажется, потом целый год легче живётся”, — убеждали меня парни из Ишима.

К слову, в этом году в Осиновку наведались жители из окрестных деревень — Еловки, Ермаков, а также из Новосибирска, Омска, Тюмени, Кемерово… Вдоль сельской дороги выстроилось более 100 машин.

Кажется, затянется обряд… Но в десять часов мужчины выносят “Свечу” из дома, где она целый год стояла. Рядом — хозяйка с хлебом-солью. На дорожке из соломы — длинная очередь. Люди преклоняют колени перед святыней, а она под духовные песнопения “плывёт” над головами, словно облако (икона обрамлена голубым киотом, украшенным рушниками и бумажными цветами).

У ворот принимающего дома “Свечу” встречают другие хозяева. После обмена хлебом-солью святыню ставят в “передний кут” (красный угол). Там она и будет находиться до следующего Рождества. На это время обычная изба превращается в маленький храм, двери которого открыты для гостей.

Сейчас в Осиновке осталось дворов семнадцать. Когда-то многоголосая деревня постепенно стихает. Переезжает молодёжь отсюда поближе к цивилизации, в райцентры и города. Но не пропадёт Осиновка, уверены старожилы, пока в Рождество у иконы будут загораться свечи…

 

Нравится

Статьи по теме

№7 (5684)
18.01.2013
Тимур Волков
Австралийский след Абалакской иконы
№80 (5522)
16.05.2012
Александра Бучинская
Доброе Знамение от Божьей Матери

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"