Изваяние, изображающее молодых родителей, которые держат на руках новорожденного сына, стоит в мастерской Николая Распопова. «Первенец» — так назвал свою новую работу тюменский скульптор.
Курс ЦБ РФ
сегодня USD92.2628EUR99.7057
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | -2...-4 °C | |
Ханты-Мансийск | -3...-5 °C | |
Салехард | -9...-11 °C |
Культура
У 80-летнего скульптора появился «Первенец»
Сердце
Он даже придумал имя малышу — Серёжа. «Мне кажется, оно ему подходит. Серёжа, Сергей, сердце…» — рассуждает художник.
У скульптуры пока нет своего места в Тюмени. Но Николай Васильевич уверен, что она отлично впишется как в интерьер помещения, так и в парковую среду. Дело за малым — нужно найти заказчика. Тогда Распопов переведёт пластилиновые фигуры сначала в гипс, а потом в бронзу. И наш город украсит ещё одно творение мастера.
— Он спросил с меня всё! — кивает Николай Васильевич на «Первенца». — Ведь что такое настоящее произведение искусства? То, которое несёт в себе духовные богатства создателя. Когда сделаешь большую вещь, полгода ходишь пустой. Вот сейчас я уже ничего не могу. Надо отдыхать…
К слову, у своих родителей Распопов был не первенцем, а «заскрёбышком». Так называла его мама. Родился он в семье 13-м. И когда старшие дети ушли в самостоятельную жизнь, остался для отца и матери единственным кормильцем. С 15 лет шил сапоги и бродни, починял валенки, делал сани, телеги, колёса.
Печенье на день рождения
В декабре прошлого года Николай Распопов отметил юбилей — 80 лет. И получил неожиданный подарок — печенье! Такого ему ещё никогда не дарили. Ароматный сюрприз оказался не только объедением, но и признанием в любви мастеру. Изделие, изготовленное тюменской предпринимательницей Ларисой Холматовой по оригинальному рецепту, расфасовано в нарядные коробочки. На каждой печенюшке — изображение скульптурной композиции «Тюмень летящая», первой работы Распопова, которую он сделал для нашего города. Теперь изящную деву с ключом, встречающую водителей на въезде в областной центр и уже давно ставшую его символом, можно попробовать на вкус. Печенье, кстати, получило то же название, что и монумент. Художник признаётся, что ему понравились и выпечка, и сама идея.
Плохая оценка как стимул для творчества
Тяга к художничеству у Распопова с малых лет. Цепкий взгляд ребёнка подмечал выразительные мгновения жизни, которые хотелось перенести на бумагу. Но всё началось с сопротивления.
Шёл урок рисования. Учительница предложила ребятам проявить себя в свободном творчестве. Сказала: «Рисуйте что душа пожелает!» Коля Распопов уставился в окно. И стал изображать на чистом листе всех, кто проходил, проезжал или пробегал мимо: мужика на коне, бабу с вёдрами, собаку.
— А чернил-то настоящих не было, — рассказывает Николай Васильевич. — Учительница делала их сама — из сажи с водой. Бумага от таких чернил размокала. Я же старался чётко нарисовать предметы и кое-где дважды проводил пером. В итоге весь лист получился в дырах. В конце урока учительница всем показала мою работу и поставила… кол.
После такой оценки можно раз и навсегда забыть о творчестве, а он стал заслуженным художником России!
— Характер у меня такой, — поясняет Распопов. — Если что-то не удалось, буду всеми силами добиваться успеха!
Так и пошло: попадётся ему уголёк, он его — в карман. Отыщет светлую поверхность и рисует всласть. В классе садился так, чтобы всех было видно. Запечатлевал одноклассников, учителей. Привычку эту не оставил и в Тобольском рыбтехникуме, куда поступил после окончания семилетки. Заведение это считалось в городе самым престижным.
От судьбы не уйдёшь?
— Мечтал, конечно, о художественном училище. Но куда я поеду? И на что? — разводит руками Николай Васильевич. — В деревне денег не платили. По осени дадут муки и зерна, чтобы прожить мог человек. В городе я квартировал у однокурсника. Каждые выходные ходил домой в деревню Якимовку — туда и обратно по 35 километров. Летом пешком, зимой на лыжах. Набирал с собой хлеба, картошки на неделю…
Говорят, от судьбы не уйдёшь. Биография Распопова свидетельствует: это чистая правда! Именно в техникуме будущий художник нашёл своего Учителя. Павел Лазутятский, выпускник питерского училища технического рисования имени барона Штиглица, вёл у будущих технологов рыбной промышленности черчение. Намётанным взглядом он сразу выделил талантливого парня и позвал к себе в изостудию, а потом и вовсе стал заниматься с ним индивидуально.
От селёдки до мешка глины
Полгода Распопову всё же пришлось поработать на рыбном производстве. По распределению он попал в посёлок Чильчикан на Охотском побережье, получил должность начальника цеха по обработке сельди. За шесть месяцев приезжий специалист заменил все чаны, в которых солили рыбу, заслужил уважение высшего начальства. И… загремел в армию, где оказался при любимом деле. Рисовал наглядные пособия, плакаты. Ему даже отводили свободное время для творчества. Сумел убедить отцов-командиров, что и агитационные рисунки требуют повышения мастерства!
Отслужив, Николай Распопов вернулся в Тобольск с твёрдым намерением забыть про обработку рыбы. Ну не лежало сердце… Устроился в местный филиал областного худфонда. Когда его пригласили в театр делать гипсовые отливы для лепных карнизов, с радостью согласился. Работа молодого художника заказчикам понравилась. А ему приглянулась глина.
— Я набрал себе мешок, унёс домой и вылепил портрет мамы, — смеётся Николай Васильевич.
Работа удалась. Её приобрёл Тобольский музей. А рука Распопова снова потянулась к глине. Вторым стал бюст Менделеева — «величайшей учёности человека». Из-за него потом вышла неприятность. Музейщики пожелали купить и эту скульптуру. Польщённый Николай Васильевич, не раздумывая, её продал. Вскоре раздался звонок из худфонда: «Николай, ты больше у нас не работаешь!» Оказывается, в творческом азарте он нарушил правило, согласно которому работник фонда не может реализовывать свои работы в обход организации.
Однако художник не пал духом. Устроившись в Дом пионеров вести кружок скульптуры, Распопов продолжил совершенствоваться. И справедливость вскоре восторжествовала. На выставку в Тюменский музей ИЗО заглянул первый секретарь обкома КПСС Борис Щербина и залюбовался распоповской композицией «Тройка», которую тобольский мастер сделал из капа (нароста на дереве). Очень возмутился высокий начальник, когда узнал, что автора выставочного экспоната уволили с работы. Его слова: «Художника нельзя уволить!» — Николай Васильевич любит повторять. На следующий день Распопову позвонили из худфонда: «Николай, ты снова у нас работаешь!»
А где любовь?
В 1977 году Распопов приехал в областную столицу «за перспективами». После «Тюмени летящей» другой его большой удачей стал памятник «Прощание», посвящённый выпускникам тюменских школ, не вернувшимся с Великой Отечественной войны. Эта работа, вспоминает мастер, отняла у него немало душевных сил.
— Скульптура должна была заговорить, соприкосновение рук паренька и девушки — рассказать о любви. А я никак не мог найти решение! В общем, я бросил всё и ушёл домой. А ночью меня осенило! Побежал в мастерскую и за полчаса вылепил руки. Однажды стою возле этого памятника. Подошла женщина, сделала круг. «А где у них любовь?» — спрашивает. Ещё раз обошла скульптуру. На третьем заходе воскликнула: «Вот она — любовь!» Я к ней: «Ну-ка, покажите мне». «А вот смотрите, как Он держит Её за руку!»
Выбор мастера
Скульптор утверждает, что лепил портреты только тех людей, к которым испытывает уважение. Он увековечил народного артиста СССР Юрия Гуляева, выдающегося геолога Василия Подшибякина, первооткрывателя тюменской нефти Фармана Салманова, майора медицинской службы Евдокима Яковлева, первого секретаря Ямало-Ненецкого окружкома КПСС Константина Миронова и своего заступника Бориса Щербину. Про Менделеева и говорить нечего — Дмитрию Ивановичу он посвятил не одну свою работу.
— В Тюмени есть дома, которые стоят рядом: «Менделеев-Хаус» и «Ершов-Хаус». На первом в полстены висит портрет учёного моей чеканки. А у второго должны установить бюст Ершова, который я сделал ещё пять лет назад. Он будет как орден смотреться на фоне здания. Увы, столько времени работа, которую осталось лишь в бронзе отлить, простояла у меня в мастерской, — сокрушается Николай Васильевич. — Но сейчас дело вроде бы сдвинулось с мёртвой точки. Заказчик решает финансовый вопрос.
Как убрать «сосульку»?
Сегодня художника занимает мемориал «Свеча» на площади Памяти в Тюмени. Идея сделать что-нибудь с «этой сосулькой» (она, кстати, у многих горожан вызывает недоумение) озарила Николая Васильевича ещё 10 лет назад. Но только теперь он пришёл к мысли, что её надо срочно реализовать.
— О чём «сосулька» говорит? Ни о чём! — восклицает Распопов. — А я предлагаю на её место поставить монумент «Родина-мать». Фигуру я уже вылепил.
Мастер с головой ныряет в старый шкаф и извлекает оттуда эскиз, сделанный из пластилина.
— 12-метровую скульптуру поставим на 26-метровый постамент, и она будет видна на весь город! Свою задумку я согласовал с автором мемориала Равилем Сахабутдиновым. Он не против.
Николай Васильевич бережно поднимает фигурку со стола и несёт назад в «темницу». Вдруг оборачивается и говорит:
— Вот бы сделать эту работу и хоть раз увидеть её на месте, тогда и помирать не жалко…
Фото Дмитрия Ткачука.
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.