23 апреля 2024     

Общество   

Жизнь за царя

Спаситель из Домнино

В 2003 году центральные российские телеканалы транслировали новость: найдены останки! Ивана Сусанина! И видеоряд — главный археолог Костромской области демонстрирует череп, извлечённый из Исуповского некрополя, особо указывая на внушительную пробоину в затылочной его части. Через пару лет в ходе Всероссийской научной конференции «Смутное время в контексте становления российской государственности», прошедшей в Костроме, докладывали уже об идентификации косточек почти 400-летней давности (спектральный, фенотипический, ДНК-анализ).

Впрочем, нашлись, конечно, скептики. Они посчитали, что экспертиза ДНК произведена не совсем корректно (там множество научных выкладок, и мы не станем в них углубляться). Определённые сомнения вызывает и то, что программа по поиску останков народного героя стартовала в 2001 году, активно финансировалась из бюджета Костромской области и, стало быть, просто не могла завершиться ничем.

Мало что знаем мы о жизни легендарного ныне крестьянина из села Домнино. Да, собственно, и подвиг его, неизвестно точно — был ли, не был. Поверив в то, что был, и здесь встретим несколько версий произошедшего в зиму 1613 года в костромских лесах да болотах. Вкратце об одной из них.

Юный Михаил Романов с матушкой своей инокиней Марфой проживал в своей вотчине в 70 верстах от Костромы и, вроде как, знать не знал о том, что уже избран февральским Собором на царствие.

Коварные поляки, отряды которых ещё рыскали в ту пору по бескрайней Руси, кинулись к Домнино, чтобы захватить молодого царя. По дороге встретился им местный крестьянин (староста?), вызвавшийся проводить злодеев до места. Далее все мы знаем, как было. С детских лет памятно стихотворение Рылеева:

— Куда ты завел нас? —
лях старый вскричал.

— Туда, куда нужно! —
Сусанин сказал. —

Убейте, замучьте! —
моя здесь могила!

Но знайте и рвитесь:
я спас Михаила!

И они убили отважного старика (на картинах Сусанин всегда с седой бородой). «Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на русской земли!» — молвил он ляхам напоследок… И драгоценное время было выиграно: Михаил, предупреждённый верным человеком, успел укрыться в Ипатьевском монастыре.

Через неделю в Ипатьево прибыло посольство из Москвы. Вскоре Михаил Фёдорович отбыл в стольный град. Сусанина же земляки похоронили у села Исупово (по крайней мере, именно в ту землю спустя 390 лет вкопались благодарные потомки-археологи).

Забытое имя

Дальнейшее развитие событий может показаться кому-то несправедливым, но здесь уж ничего не поделаешь. Шесть лет о подвиге костромича не вспоминал ни-кто… Никто, кроме разве что близких родственников.

Именно они, точнее некто Богдан Собинин (зять героя), в 1619 году в челобитной нижайше напоминают царю о подвиге Ивана Сусанина. И Михаил Фёдорович, посоветовавшись с матерью (а он поперву вообще редко обходился без её советов), жалует челобитчика обельной грамотой. В придачу к ней — землю, статус белопашцев, освобождение от налогов и повинностей. Всё это касалось и потомков Сусанина — Собининых.

В той грамоте был официально закреплён «статус» подвига Ивана Осиповича Сусанина:

«Как мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом во 121 году (7121 г. от сотворения мира) были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд Польские и Литовские люди, а тестя его Богдашкова Ивана Сусанина в те поры Литовские люди изымали и его пытали великими немерными пытками. А пытали у него, где в те поры мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Руси были, и он Иван ведал про нас Великого Государя, где мы в те поры были, терпя от тех Польских и Литовских людей немерные пытки, про нас Великого Государя тем Польским и Литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и Польские и Литовские люди замучили его до смерти».

И далее потомки патриота из Домнино испрашивали для себя подобные грамоты в подтверждение привилегий. Надо думать, что соседи им страстно завидовали и в противовес распускали злокозненные слухи.

Позднее признание

В 1767 году имя Сусанина было упомянуто на высочайшем уровне во время знаменитого визита Екатерины II. В Кострому, вспоминают, она явилась на галере в сопровождении флотилии. А город приветствовал владычицу земли Русской колокольным звоном да пушечными салютами (из монастыря Ипатьевского палили в 37 жерл!).

А в год Отечественной войны историк и публицист Сергей Николаевич Глинка написал очерк, в котором впервые заявил о Сусанине как об идеале народного героизма и блестящем примере самопожертвования.

В 1815 году в Санкт-Петербурге дана была премьера оперы Катерино Кавоса «Иван Сусанин» на либретто Александра Шаховского. В этом чудном произведении в стиле французской «опера комик» заглавный герой (представьте себе!) оставался жив-живёхонек… Конечно, нужно было создавать свою, русскую, оперу. И в 1836 года она появилась.

Другой Глинка — Михаил Иванович — создаёт знаменитое своё произведение «Жизнь за царя». Либретто к ней сочиняли и Нестор Кукольник, и Владимир Соллогуб, и Василий Жуковский. Композитор выбрал текст Егора Розена, но, сказывают, был всё-таки недоволен, что народный герой совершает подвиг не во имя России, а «за царя».

Кстати, название появилось уже в ходе репетиций. Некий сановник, почтив их своим присутствием, посоветовал — «Жизнь за царя». Рассматривался также вариант «Смерть за царя», но избрали всё-таки более благозвучный.

И никак не могу не вспомнить о том, что после революций 1917 года, отменивших царизм и казнивших многих из Романовых, оперу Глинки исполнять перестали. Или ещё хуже — решили перекроить её на советский лад. По воспоминаниям музыковеда Л.Л.Сабанеева: «Первая редакция была — перенесение времени действия в эпоху большевистской революции. В соответствии с этим Сусанин обратился в «предсельсовета», стоящего за советскую родину. Ваня обращен был в комсомольца. Поляки остались на месте потому, что в это время как раз была война с Польшей».

Очевидно, по этому поводу съязвил в 1928 году Владимир Маяковский, изобличая некоего «халтурщика»: «Он переделывает «Жизнь за царя» в «Жизнь за товарища Рыкова».

Однако мы что-то заболтались о временах и нравах… Вернёмся в года монархические.

Слава и насмешки

Сусанина, точнее — подвиг его, славили разные люди. Задолго до оперы Глинки образованная часть русского общества впечатлилась стихотворной думой «Иван Сусанин», процитированной в начале сих записок. Кондратий Фёдорович Рылеев написал её в 1822 году.

Год спустя он становится членом Северного общества декабристов. В декабре 1825-го встаёт в ряд главных организаторов восстания на Сенатской. В июле 1826 года всходит на эшафот. И мы помним оборвавшуюся верёвку, и горькие слова Рылеева перед повторным повешением: «Проклятая земля, где не умеют ни составить заговора, ни судить, ни вешать!» Но, проклиная эту землю, поэт и из каземата славил свою страну: «Тюрьма мне в честь, не в укоризну, за дело правое я в ней, и мне ль стыдиться сих цепей, когда ношу их за Отчизну!» И подвиг Сусанина (или образ этого подвига) ему был, безусловно, близок.

Вообще, образ Ивана Сусанина «забронзовел» окончательно в царствование Николая I. Тогда графом Уваровым была сформулирована теория официальной народности (православие, самодержавие, народность). И история сельского жителя, без розмыслов положившего живот за государя, идеально вписывалась в эту схему. Не стоит забывать и об «образе врага». Ведь в 1830-1831 гг. Россия (уже к тому времени — империя) вновь решала «польский вопрос» — грянуло восстание за независимость Речи Посполитой.

Апогеем прославления можно считать дарование центральной площади Костромы имени Сусанина (царский указ 1838 года) и возведение на ней памятника.

А уже при правлении Александра II официальная версия: «жизнь за царя» начала подвергаться критике, а порой и осмеянию. Извест-ный учёный, публицист, член-корреспондент Императорской академии наук Николай Иванович Костомаров в статье в «Отечественных записках» (1862 г.) заявил о том, что вся эта история есть не что иное, как вымысел.

В общем, разные существовали (и живут доныне) мнения. Вот говорят иногда, что Сусанина убили не поляки, а наши родные, русские лихие люди. И жизнь свою он отдал вовсе не за царя, а обороняя свою казну.

Что ж, могло быть и так. А могли такой слух распустить и соседи потомков Ивана Осиповича — наверняка ведь многие завидовали их льготному положению в сельском обществе (помните — земельный надел, освобождение от налогов).

До основанья, а затем…

В 1918 году со старинного памятника работы В.И.Демут-Малиновского были сброшены бюст Михаила и изваяние самого народного героя. Площадь переименовали именем Революции.

В 1934 году памятник «добили», и, казалось, что имени Сусанин в новой русской истории не бывать… В конце 30-х годов все же было разрешено стало говорить и писать о Сусанине, Минине и Пожарском. В 1939 году в Большом театре вновь представили оперу Глинки (с новым либретто и под другим названием, разумеется). Тогда же появились Сусанинский район и село Сусанино.

Новый памятник (скульптор Н.А.Лавинский) появился в Костроме в 1967 году. А на холме близ исторического болота Чистое с 1988 года громоздится исполинский валун, на котором высечены простые русские имя-фамилия — Иван Сусанин. И дата — 1613.

P.S. Быть может, именно легенда о подвиге этого человека сплотила наш народ вокруг нового царствующего рода и стала неотъемлемой частью истории Дома Романовых…

Нравится

Статьи по теме

№17 (5694)
01.02.2013
Дмитрий Карасиер
Романовы — Отечества надежда
№11 (5688)
24.01.2013
Дмитрий Карасиер
Интриги старины глубокой

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"