29 марта 2024     

Культура   

Театр и его необычные дети

Десять лет прошло с того времени, как она ухватилась за спасательный круг под названием «театротерапия» и создала детскую студию «Первые шаги». Сегодня Ольга Вардкесовна вспоминает о том, как это было:

— Мы с сыном немало побегали по врачам. Ведь дети с нарушениями речи состоят на учёте у логопеда, невропатолога, психолога. Однажды, просматривая специальную литературу, я узнала, что существует такая методика лечения, как арт-терапия — исцеление искусством. Этот термин придумал английский художник Адриан Хилл в 40-х годах XX века. Работая с людьми, заболевшими туберкулезом, он обнаружил целительное воздействие художественного самовыражения на больных. Впоследствии Хилл стал лечить изобразительным искусством людей с физическими и эмоциональными расстройствами. Сегодня арт-терапия уже имеет множество направлений. И одно из них — театротерапия. Я сразу подумала: это то, что нужно! Театр сочетает в себе возможности нескольких видов искусств: музыки, живописи, танца, литературы, актёрской игры. Кроме того, позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся выразительности речи, художественно-эстетического воспитания, развития творческих способностей и личностного роста ребёнка. Ну и согласитесь, занятия в театральной студии полезны детям с нарушениями речи уже тем, что направлены на вырабатывание чёткой дикции, правильной артикуляции, на умение строить диалоги. Словом, я загорелась!

— Кто поддержал вас и не дал пламени угаснуть?

— Я поделилась идеей с председателем городского комитета по культуре Ларисой Ярковой. Показала ей две свои книги с незамысловатыми логопедическими стихами, которые начала писать для сына. И твёрдо сказала, что у меня есть силы и желание заниматься с детьми, но… нет помещения. Лариса Витальевна воскликнула: «Нам такие активные мамочки как раз нужны!» И предложила мне пристанище в детской библиотеке «Радуга». Туда я и пошла со своими мыслями.

— Интересно, а вам там обрадовались?

— Я крепко подружилась с библиотекарями. До сих пор у них в рамках «Маминого клуба» читаю лекции по арт-терапии. А тогда набрала группу 4-5-летних детей и назвала её… поэтической, поскольку в театральном искусстве была в то время дилетантом. Но я поступила в Тюменскую академию культуры на режиссёрский факультет. И всё, что там узнавала, сразу применяла на практике. Так и стала театральным педагогом плюс режиссёром.

— А что же дети? Они менялись?

— Дети росли. Через два года у них уже никаких проблем с речью не было! Тогда мы взялись развивать творческое самовыражение. К нам стали приходить и вполне здоровые дети, отличающиеся разве что гиперактивностью или, напротив, зажатостью. Первые не могли долго удерживать своё внимание на чём-то одном, и театротерапия помогла им направить избыточную энергию в нужное русло. Вторые на занятиях в студии освобождались от комплексов. Через четыре года я поняла, что мы выросли из библиотеки. Детям стало тесно за ширмой. И тут нас заметили в Центре социальной помощи семье и детям «Мария», позвали к себе. Там была сцена. Мы занимались на ней два года. Но с каждым днём я убеждалась всё больше, что нам надо двигаться дальше.

— В настоящий театр метили?

— Да, было такое нескромное желание: дать детям возможность сыграть на профессиональной сцене. Как-то, побывав с сыном на спектакле в «Ангажементе», я подошла к директору театра Леониду Окуневу. Может, дерзко поступила? Но ведь не за себя просила! Рассказала ему о студии, о ребятах, о нашем желании выступить на настоящей сцене, где есть театральный свет, объёмный звук. Окунев — добрый человек, отнёсся к нам с пониманием. Был конец мая. «Ангажемент» в то время закрывался на реконструкцию. Помните, достраивали третий этаж? И нас пустили, чтобы мы могли попробовать свои силы. Даже денег за аренду не взяли! А с началом следующего сезона мне позвонили из театра и пригласили на должность заведующей педагогической частью. Образование мне позволяло. Но я поставила одно условие: мои воспитанники придут в «Ангажемент» вместе со мной.

— Ольга Вардкесовна, сейчас вашим первым студийцам 14-15 лет. Из первого набора кто-то остался в группе?

— Из 12 человек осталось шестеро. Остальные перестали посещать студию из-за переезда в центр «Мария». Неудобно было добираться. Но на их место пришли другие. Сейчас у меня есть ещё и младшая группа. Три года назад делала набор. Желающих много. А детских театральных студий в городе не хватает. Нет специалистов. Вот и получается, что в нашу студию по два года стоят в очереди. А я не могу набрать больше 15 человек. Это предел. Надо же с каждым индивидуально работать. Беру новичков только на освободившиеся места. Нынче смогла взять двух деток, а желающих на одно место было 20.

— Ого, вот это конкурс!

— Да, отбор проводила. Но это ужасно! Как можно выбирать между детьми? Они все хороши и талантливы! Я взяла тех, которые больше других нуждались в помощи. Бабушка одной девочки даже сказала мне: «Вы — наша последняя надежда!» Надо бы для малышей побольше театральных студий создавать! Эти студии могут стать хорошей платформой для подготовки к школе. Здесь ребятишки учатся правильно выражать свои мысли, рассуждать логически. Они уже не побоятся выйти к доске и прочесть стихотворение перед классом.

— Давайте сравним, какими ваши воспитанники были 10 лет назад и какими стали сегодня…

— К примеру, мой сын был очень закомплексованным. И таких детей было несколько. Необщительных, неинициативных. Сейчас это открытые, деятельные ребята. А гиперактивные стали собранными, ответственными. Это совсем другие люди! Дружелюбные, коммуникабельные. Многие из них учатся в школе на «отлично». Почти все — постоянные участники школьных мероприятий. И это не случайно. Время, которое они проводят в студии, наполнено беседами об искусстве, истории театра. Мы подключаем к занятиям вокалистов, хореографов, артистов, режиссёров. Дети готовятся к спектаклям как профессиональные актёры. Читки, репетиции, разбор каждого персонажа — всё это есть. У ребят за 10 лет значительно расширился кругозор. Они сейчас очень необычные дети!

— Вы собираетесь распускать старшую группу? Или будете выращивать ребят до поступления в вузы? Кстати, кто-нибудь из них желает пойти по театральному пути?

— Дети не хотят уходить из студии. Я думала, что 10 лет будет достаточно. Теперь не знаю, что делать. Выпустим ещё один спектакль к маю, там посмотрим. Практически все цели, к которым мы стремились, достигнуты. Ребята просто любят находиться в театре. И я думаю, если кто-то из них пойдёт в театральный институт, ему будет легко учиться. Трое студийцев, я знаю, планируют связать свою жизнь со сценой. Хотя я, конечно, не ставила перед собой задачу сориентировать детей на профессию.

— Где вы находите материал для студийных постановок?

— Обычно беру какую-нибудь идею из русских народных сказок и пишу сценарий сама. Расписываю роли для всех воспитанников. Спектакль для ребят — событие. Нельзя кому-то сказать: «Ты будешь запасной». Мы вместе обсуждаем, что ставить. Я детям никогда ничего не навязываю. Они должны сами загореться желанием. У нас и родители вовлечены в творческую атмосферу. Придумывают костюмы, декорации, принимают участие в спектаклях.

— Ольга Вардкесовна, театральная студия стала для вас делом жизни. Как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло. Любопытно, а кем вы в детстве мечтали стать?

— Всегда хотела быть педагогом, поэтому поступила на филологический факультет в ТюмГУ. Но в школе работать мне не привелось. Началась перестройка, и я не знала, чем заниматься в условиях нового времени. Окончила курсы бухгалтеров. Но как же ненавидела цифры! Поэтому, как только представился случай, бросила бухгалтерскую работу. Тут и Лёша как раз родился. Ради него я изменила жизнь и пришла к тому, чем бы хотела заниматься и для чего, наверное, была предназначена. Мне всегда нравилось общаться с детьми. И они это чувствуют — просто виснут на мне. Любить детей нужно просто так, ни за что! Иначе нельзя идти в педагогику. Это моё твёрдое убеждение. Я, например, никогда не повышаю на них голос. Некоторые родители даже просят: «Вы с ними будьте построже!» А я не умею! Есть у меня один принцип: обязательно дать ребёнку выговориться. Часто мы сами детей зажимаем. Одёргиваем: «Ты ещё маленький и не можешь на эту тему рассуждать!» Да пусть рассуждают. Даже если они говорят неправильно, я их не останавливаю. Мы потом все вместе обсуждаем сказанное и подводим к тому, что высказавшийся сам обнаруживает свою ошибку. Это такая работа потрясающая!

— Ну, о чём ещё мечтать можно?!

— А у меня есть мечта! Создать в Тюмени специальный детский театральный центр, в котором занятия велись бы по институтским принципам. То есть один педагог преподавал бы актёрское мастерство, другой — пластику, третий — сценическую речь. И чтобы всё было только для детей!

7 книг принадлежат перу Ольги Чусовитиной. Одна из них (для родителей) называется «Сам себе логопед».

Фото Сергея Киселёва.

Нравится

Статьи по теме

№31 (5708)
21.02.2013
Ирина Тарабаева
Природа претендует на статус памятника
№31 (5708)
21.02.2013
Ирина Тарабаева
Сбылись мечты библиотекарей

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"