26 апреля 2024     

Общество   

Найти свою Половинку

Самое главное в жизни — быть настырным

Деревень тех уже нет, а Половинка — осталась: в 1936 году здесь был создан рыбозасолочный пункт, который за пятилетку превратился в крупное предприятие «Учинский рыбозавод». В настоящее время поселок славится своим этнографическим музем под открытым небом.

Основатель музея Анатолий Николаевич Хомяков — ровесник Ханты-Мансийского автономного округа: родился в конце ноября 1930 года. Его дед по материнской линии — Иван Андреевич Кауртаев — рыбак, охотник, плотник, первым построил в Половинке пятистенок; бабушка Марья считалась в округе знахаркой. Родители отца — Влас и Евдокия Хомяковы — родились на Украине вблизи австрийской границы и в 1905 году отправились в поисках лучшей доли в Сибирь. После революции многие семьи стали перебираться на Север — прошел слух, что в тех краях много рыбы, а значит, жизнь полегче. Пути-дороги да речные перекаты привели Хомяковых на Конду в деревню Учинья. Разрешение остаться до весны получили на общем сходе жителей…

Родословную своей семьи Анатолий Николаевич восстанавливал по рассказам стариков — за многие годы рукописных текстов набралось на книгу. Презентации пока не было: тираж в 1300 экземпляров отпечатали под занавес 2012-го года. Но память, слава Богу, Хомякова не подводит, и потому подробности собственной жизни он помнит и без книги.

…В школе закончил только четыре класса и пошел работать в колхоз: топорище сделал — записали трудодень, три топорища в день — заработал 3 трудодня. Летом всем колхозом на рыбалку, выполнять план по добыче: невод нужно было забрасывать каждый час.

К 14 годам он научился охотиться, доить корову, работать в поле, самостоятельно готовить рыболовные снасти, шить мансийскую обувь няры и… строгать деревянные ложки. Однажды украдкой взял у мамы хлебный нож, изладил из него скребок и начал строгать вечерами в подполе чурбачки. Пока хорошую ложку не смастерил — не признался, что ножик специально «потерялся». Вся деревня к нему потом ходила с просьбой новые ложки сделать.

В 18 лет подался в ученики к бондарю, за три месяца научился делать заливные бочки. Заливная бочка — не то что сухотарка: в нее воду наливаешь — не потечет. В такие бочки укладывали рыбу высшего качества.

Сколько за свою жизнь сделал Анатолий Николаевич бочек, сосчитать невозможно. У каждого бондаря тогда была норма: за два дня сладить три стандартных бочки на 180 килограммов. С тех пор запомнил Хомяков запах… парного рыбьего жира и вкуснющую прессованную рыбу. При современном быстром производстве такой продукт получить невозможно. А жаль.

— Я вот все знаю, — сокрушается 82-летний югорчанин, — мог бы научить, а кого? Раньше, когда я бочки да кадки делал, у меня мастерская в ограде была. В лес по работе поехал — инструмент с собой обязательно брал, чтобы вечерами без дела не бродить. А сейчас я внука хотел было обучить — так не хочет. Ему надо, чтоб машина сама крутилась, а он на кнопки только нажимал. Лень народ победила! Мужики пошли не те: или перекуры каждые пять минут устраивают, или с ноутбуками не расстаются.

Самое главное в жизни — быть настырным. Я когда экспонаты для музея собирал, прежде чем по домам пойти, сначала список составлял, что мне у людей спрашивать. Заходишь в дом, поздороваешься, об идее расскажешь, список прочитаешь — люди посидят, подумают и обязательно что-нибудь найдут. А потом видят, как я радуюсь, и у них желание появляется еще что-нибудь в музей отдать. За 20 лет экспонатов набралось больше 6000…

Уроки истории под открытым небом

О создании музея Анатолий Николаевич мечтал, можно сказать, всю жизнь: с тех пор, как, служа в армии, побывал в краеведческом музее Владивостока. Этот мир заворожил его. Это же чудо: людям удается сохранить для будущих поколений предметы, которым более сотни лет! Поэтому когда в родном поселке национальную утварь стали убирать в сараи и кладовки, а то и просто выбрасывать вместе с мусором, заменяя современными пластиковыми вещами, у Анатолия Николаевича заболела душа. Никому не нужную старину он стал собирать у себя дома, аккуратно вел учет. При этом присматривал подходящее здание. Случайно узнал, что в поселке собираются сносить старое здание бывшей конторы Учинского рыбоучастка, построенное еще в 1943 году. Пришел на заседание профкома и убедил, что здание лучше не на дрова разбирать, а отремонтировать и приспособить под музей. Его упорство победило.

Началась народная стройка. Галина Анатольевна Мостовых — дочка, первая помощница Анатолия Николаевича, а теперь и директор музея, вспоминает, как восстанавливали старую избушку.

— Папа своими руками строгал, пилил, штукатурил. Помогали ему всей семьей: прибегали мы, дети, приходили его братья, зятья. Собирали здание по принципу «с миру по нитке». Папа узнал, что собираются разбирать старую контору леспромхоза, выпросил вагонку, так обшили будущий музей. Параллельно он успевал заниматься сбором экспонатов. Ездил по окрестным селам, ходил по домам: кто-то отдал рыбацкие бродни, кто-то — глиняные горшки и наконечники для стрел. Общался с сотрудниками Урайского, Кондинского и других музеев, перенимал опыт, узнавал, как правильно оформлять документы, описывать предметы, научно обосновывать коллекцию… Подход у него был грамотным, несмотря на отсутствие специального образования. В числе первых экспонатов были лыжи охотника (подволоки), котомка охотника (непка), мужская (протни) и женская (няры) обувь, утварь различного назначения, предметы домашнего обихода: лоскутное одеяло, детская колыбель из бересты с традиционным орнаментом кондинских манси. Всего около 100 этнографических экспонатов.

Торжественное открытие музея состоялось в день рождения округа — 10 декабря 1990 года. Первый год здание не отапливалось, сам Хомяков трудился без зарплаты, пока через год в районном управлении культуры не нашлись… полставки музыкального работника. Как директор он стал получать зарплату лишь спустя два года. Тогда и Галина Анатольевна стала работать официально — в качестве хранителя фондов. Вдвоем осваивали все должности музейного дела.

Но доморощенный краевед мечтал не просто сохранить старинные предметы — хотел показать, какой была настоящая мансийская изба, что из себя представляли родовые угодья. Задумал научить молодых ремеслу, которым некогда владели его предки, что умел сам: делать и ставить ловушки, плести сети, мастерить лодки, класть печи…

И уже весной 1991 года стал формироваться этнографический музей под открытым небом.

— Главным советчиком была его мама — Анастасия Ивановна, мы звали ее баба Тюня. Она прожила до 92 лет и многое рассказывала отцу из того, что связано с бытом кондинских манси. Благодаря ей экспонаты имеют обозначение на мансийском языке. С помощью бабушки папа составил рукописный сборник слов кондинского диалекта (всего четыре диалекта), в котором собрано 260 слов.

Первоначально площадь музея составляла 200 квадратных метров. Но когда в 1997 году районный комитет Севера приобрел для музея жилой дом, территория расширилась до 600 квадратных метров. Появилась возможность более полно показать культуру и быт кондинских манси. Сегодня этнографический музей под открытым небом — это машина времени, с помощью которой человек совершает занимательное путешествие на пару веков назад. Об этом уже известно далеко за пределами Ханты-Мансийского автономного округа и России. В числе друзей Учинского историко-этнографического музея, что располагается в поселке Половинка Кондинского района, — арабы, немцы, финны, норвежцы.

Ожившая деревня

Гости музея — непосредственные участники национальных обрядов и обычаев. Экскурсия-путешествие начинается с поклонения духам предков. Для этого гостей приглашают к культовому месту — амбарчику, в котором можно оставить денежку и загадать желание. Рядом растут ритуальные лиственницы в разноцветных лентах — им в свое время тоже поклонялись далекие предки нынешних жителей Половинки.

— Здесь царит особая аура: в свое время бабушки поселка провели обряд, освятили это место. Я всегда советую нашим посетителям: загадывая желание, задумывайтесь о смысле своей жизни, о том, какой след оставите после себя на этой земле. Думайте о своих предках, помните свои корни, знайте, откуда родом… Если всерьез задуматься об этом, желание обязательно сбудется — проверено. Некоторые наши посетители специально возвращаются только для того, чтобы вновь побывать у священного амбарчика, — поведала нам директор музея.

(Признаться, мы, журналисты, тоже послушались совета Галины Анатольевны, совершили обряд, загадали желание).

Культовое место — первая часть музея. Вторая — мансийская усадьба, которая состоит из избы, хозяйственного амбара, небольшого родильного дома и навеса для конного транспорта. Уникальность музейного комплекса заключается в том, что все постройки выполнены в натуральную величину, с соблюдением старинных технологий. Прежде чем браться за строительство, Анатолий Николаевич внимательно изучал древние постройки, беседовал со старожилами, помогали и воспоминания детства.

Так, например, построен мансийский дом. Все в нем как в былые времена: настоящая мансийская люлька с коровьей дойкой — для малыша, чувал (печь), в котором для гостей разводят огонь и варят уху. Крыша избы крыта специальными досками, вручную расщепленных из цельного бревна. Анатолий Николаевич рассказывает, как из одного бревна распускается штук двадцать досок.

Родильная изба сегодня пользуется особой популярностью у молодоженов. Для невесты и ее подружек здесь проводят свадебный обряд, они получают напутствие на продолжение рода. В домике тоже висит люлька, на столе — сделанные руками Анатолия Хомякова бусики из позвонков щуки, на стене шикарный ковер ручной работы — подарок из Финляндии, от женщины, случайно узнавшей о музее по Интернету.

Третья часть этнографического музея под открытым небом представляет собой родовые угодья, куда кондинские манси традиционно выезжали из селенья в весеннее-летний период, чтобы запастись на зиму ягодами, грибами, рыбой. Одно из центральных мест занимает промыслово-охотничий стан, в котором разместились ловушки на боровую дичь, соболя, медведя, садки. Здесь же стоят лодки-кедровики, лодки-осиновки и другие предметы, которыми пользовались в прошлом при заготовке рыбы. Это мужская половина родовых угодий.

Мы проходим мимо огромного чана — оказывается, в День рыбака и в Вороний день в нем для всех гостей готовят национальную уху, такая «кастрюлька» вмещает 6-8 ведер, но бывает, что нерасторопные гости остаются без своей порции.

В женской части располагается место для ночлега или летний балаган. Мудрые манси придумали очень хитрую архитектуру: в летнюю ночь в домике всегда тепло и комары не кусают, нечаянные налетчики пулей вылетают наружу. Конечно же, главные объекты женской половины — это печи. Одна — глинобитная, в ней и сегодня специально для гостей выпекают подовый хлеб. Другая — печь «камака» — с котлом, который появился в национальной деревне благодаря связям с русскими. В этом котле манси варили не только мясо, но и в большом количестве рыбий жир, а точнее — окуневый жир, самый ценный из всех, без неприятного запаха и вкусный.

Особая достопримечательность — мансийская юрта. Чтобы в нее попасть, нужно как следует наклониться — поклониться хозяину. Местные молодожены облюбовали это местечко для брачной ночи: для них юрту убирают оленьими шкурами, периной, ставят берестяную посуду, топят глинобитную печь…

В стареньком здании (с чего и начинался Учинский музей) сегодня разместились постоянные экспозиции — история музея, природа родного края, археологические находки. В рамке — письмо от королевского посла Норвегии, Анатолий Николаевич долгое время переписывался с ним.

— Посол узнал о нашем музее из телевизионной передачи. Сам он, оказывается, собирает водный транспорт разных народов, решил пополнить свою коллекцию мансийской лодкой. Заказал нам такую, прислал деньги. Папа сделал для него лодку-осиновку, но лет пять никак не мог отправить. Так переживал, нервничал. Но потом все-таки нам удалось завершить это предприятие, — рассказывает Галина Анатольевна.

В маленькой кладовке этого здания располагается фондохранилище. Но на самом деле это одно название, потому что помещение не выдерживает никаких норм. Единственное, что могут сотрудники — содержать все экспонаты в идеальном порядке. О необходимой температуре, влажности и других условиях хранения они только мечтают…

Терренкур* до Высокой горы

Ежегодно в Учинский историко-этнографический музей приезжает до 3000 туристов, в том числе из-за рубежа. Каждую неделю для всех желающих смотрители устраивают туры «Выходной в мансийской деревне» с программой семейного или коллективного отдыха. Но музей ветшает: деревянные постройки требуют реконструкции. Сам Анатолий Николаевич уже не в силах восстановить их, как это делал прежде.

Несколько лет тому назад строительство нового здания Учинского музея внесли в окружную программу, утвердили проект и даже выбрали место. Кризис спутал все карты. Но отец и дочь не отчаялись, нашли другой вариант: узнали, что через дорогу от музея продается капитальное здание (бывший магазин), хозяин готов за небольшие деньги не только продать помещение, но и реконструировать его под нужды музея. В районной администрации инициативу музейщиков поддерживают. Окончательное решение, как обычно это бывает, теряется в кабинетах чиновников…

Между тем Галина Анатольевна мечтает и о пополнении кадрового состава, ведь новых ставок не было уже лет 17, проходили только сокращения:

— Нам необходим второй хранитель фондов, нужен разнорабочий по обслуживанию зданий: сейчас мы сами рубим дрова, разводим костер… У нас до сих пор нет ни одного смотрителя, обычно эту роль выполняю или я, если свободна, или бухгалтер, а ведь к нам приезжают группы по 30 человек. К сожалению, в нашем управлении по культуре нам отвечают, что новых ставок нет. При этом бумажной работой нас заваливают регулярно.

Во многом им помогают депутаты, в том числе депутат Тюменской областной Думы Геннадий Корепанов. За счет их фондов ремонтируют крышу, проводят отопление, меняют полы…

О новом здании для своего музея мечтает, конечно, и Анатолий Николаевич. Он хоть с 2007 года официально и не является директором, но переживает за каждую мелочь. Поэтому хотел бы побывать на новоселье, проконсультировать, чтобы все экспонаты заняли свое место. Но самая грандиозная его мечта — создание парка-музея под открытым небом. Ведь край его предков богат археологическими памятниками — Высокая гора, Марьина гора… Кондинская земля хранит много тайн и историй, Анатолий Хомяков уверен, что потомки должны знать и это богатство своей малой родины.

* Слово «терренкур» в буквальном переводе означает «лечение местностью» (теrrа — земля, сurе — лечить).

Фото Дмитрия Ткачука и Галины Задориной.

Нравится

Статьи по теме

№229 (5671)
21.12.2012
Елена Слинкина
Деревня, восставшая из прошлого

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"