19 апреля 2024     

Политика   

Кто почистит главную артерию?

Это уже не первый раз доказывают и депутаты Тюменской областной Думы. Представители разных партий, еще вчера сражавшиеся не на жизнь, а на смерть по поводу того или иного «политического» законопроекта, плечом к плечу становятся по одну сторону баррикад, когда речь заходит об охране окружающей среды. Например, на последнем заседании комитета по экономической политике и природопользованию регионального парламента один окоп делили члены фракций «Единая Россия» и ЛДПР. Они сообща били в одну цель, стремясь докопаться до истинных причин плачевного состояния тюменских водоемов, и прежде всего реки Туры.

Поводом для поединка в формате «вопрос-ответ» стала информация Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тюменской области «О реализации Водного кодекса РФ в части осуществления государственного надзора за использованием и охраной водных объектов».

Озеро, река или болото?

Поскольку с информацией на 11 страницах парламентарии ознакомились заранее, председатель комитета единоросс Инна Лосева предложила сразу перейти к вопросам. Согласившись с таким регламентом работы, руководитель управления Мария Мартынчук уточнила: «Соблюдение требований Водного кодекса на территории Тюменской области обеспечивается двумя структурами — региональной и федеральной. Объекты у нас разные, так что дублирования нет. Наше управление осуществляет федеральный контроль и выполняет две задачи — обеспечение соблюдения требований по использованию водных объектов и соблюдение особого правового режима на земельных участках, расположенных в водоохранной зоне».

С «особого» правового режима и начался разговор.

Единоросс Сергей Медведев обеспокоен судьбой озера Андреевское, на берегах которого выделяется земля под коттеджи. Сейчас помимо добычи песка на Андреевском еще и ведется активное строительство причалов. Разве это не противозаконно?

— Водный кодекс РФ, статья 65, не запрещает строительство в водоохранных зонах и прибрежных полосах. Главное условие — чтобы не нарушались требования к охране водного объекта, не было явных источников загрязнения. Такие послабления внесены в законодательство. Таков и результат, — констатирует Мария Ивановна. — Строительство пирсов тоже не запрещено законом, но необходимо, чтобы имелся разрешительный документ. Он выдается областным департаментом недропользования и экологии. В компетенции субъекта Федерации и разработка месторождения песка на озере Андреевское.

— В свое время за акваторией Туры следило Тюменское пароходство. Последние пять лет никто не чистит русло реки. Кто должен этим заниматься? — задает следующий вопрос Сергей Михайлович.

— Действительно, ранее из федерального бюджета выделялись средства на расчистку русла реки, на ее углубление и обеспечение условий для судоходства. Но Обь-Иртышское речное пароходство стало акционерным обществом — и теперь работы по расчистке «Обьиртышфлот» должен вести за свой счет. Так что это проблема судоходной компании.

— Не согласен, это проблема жителей области и государственной власти региона! — возражает депутат. Его поддерживает заместитель председателя Думы, руководитель фракции ЛДПР Владимир Сысоев: «Если речку не чистить, она превратится в болото. Какой смысл было вкладывать такие огромные деньги в строительство набережной?!»

— Целесообразность расчистки русла для тех или иных целей должна подтверждаться технико-экономическим обоснованием, — объясняет Мария Мартынчук. — Если Федеральное агентство водных ресурсов примет предложения региона, будут выделены средства. Мероприятия могут финансироваться из федерального бюджета через бассейновое управление, областной департамент недропользования и экологии, так как управление водными ресурсами передано в полномочие субъектов Федерации. Что же касается превращения реки в болото, то подобное в принципе невозможно, поскольку это не замкнутый водоем, а проточный: промывается, очищается, в общем, живет своей жизнью. Согласно данным Тюменского центра по гидрометеорологии, в Туре нет той концентрации вредных веществ, которая могла бы привести к зарастанию и обмелению…

Концы — в воду?

Еще одна беда — отсутствие в Тюмени сооружений для очистки ливневых стоков. Сейчас вся грязь, смываемая с улиц в ливневые коллекторы, напрямую уходит в реку. Лабораторные анализы показывают: «вода в притоках Туры и на выходе овражно-балочной сети имеет высокую степень токсичности».

— В вашей информации, — обращается к руководителю управления Росприроднадзора единоросс Владимир Ульянов, — сказано: неэффективное функционирование системы отведения сточных вод приводит к загрязнению Туры и других водоемов. Необходимость строительства очистных сооружений ливневых стоков очевидна. На этом поставлена точка. А что дальше? Какие меры вы предпринимаете в отношении органов местного самоуправления, государственной власти для решения этой проблемы?

— Бороться с выпусками ливневых стоков достаточно сложно, поскольку у них нет хозяина, — признает Мария Ивановна. — Периодически мы обследуем ливневые выпуски, проводим лабораторные исследования. Нередко в пробах выявляется наличие хозяйственно-бытовых стоков, свидетельствующее о том, что некоторые тюменские предприятия делают незаконные врезки. Если удается установить виновных, привлекаем их к административной ответственности, ущербы предъявляем. Управление не единожды направляло представления в администрацию города о необходимости объединения всех ливневыпусков, а их около сорока, в единую систему с очистными сооружениями. Нам отвечают: сделать это проблематично, так как все выпуски расположены на значительном расстоянии друг от друга.

— Сколько материалов по нарушению природоохранного законодательства в сфере водопользования направлено в органы прокуратуры, в том числе по городу Тюмени, и каковы принятые меры?

— Требования мы предъявляли, ответы получали, но в прокуратуру документы не направляли…

Комментируя ситуацию с городской ливневкой, директор областного департамента жилищно-коммунального комплекса Павел Перевалов особо подчеркнул: «Организация очистки ливневых стоков — это полномочие органов местного самоуправления. Но дело осложняется тем, что система ливневой канализации состоит из множества разрозненных сегментов. Администрации Тюмени было бы целесообразно сначала провести анализ того, что имеется, определиться с проведением необходимых мероприятий, а затем подать соответствующую заявку в органы государственной власти».

— Что закон говорит в том случае, если выявлено нарушение, в реку поступают сбросы, сооружения не строятся, а администрация не предпринимает никаких мер? — ставит вопрос ребром либерал-демократ Гарри Столяров.

— Требование прекратить сброс ливневых вод мы должны предъявить конкретному лицу, хозяйствующем субъекту, — отвечает Мария Мартынчук.

— А если нет хозяина? — допытывается депутат.

— Тогда судебный порядок, признание данного строения незаконным и бесхозяинным.

— Сколько судебных исков подано?

— Нисколько.

— Кто, если не вы, должен соблюдать закон?

— Хорошо, завтра будет 39 судебных исков к администрации города!

Затем слово взял единоросс Николай Барышников. Прежде всего он поинтересовался: «В новых микрорайонах — Ямальском, Тюменском, в Туре — ливневая канализация есть?»

— Это вопросы жилищно-коммунального хозяйства, — уточняет руководитель управления Росприроднадзора.

— Вопросы ливневой канализации отнесены к дорожному хозяйству, — поправляет директор департамента жилищно-коммунального комплекса.

— Ладно хоть не к американцам! — парирует депутат.

— Да, ливневая канализация есть, — подтверждает Мария Мартынчук. — Технические условия выдаются на подключение к действующим сетям…

— А почему не принимается никаких мер по очистке ливневых вод? Кто виноват?

— Ливневая канализация строится по проектам. Но эти проекты у нас экспертизу не проходят. Построили объект, на баланс не поставили.

— Кто виноват?

— Недорабатывают структуры муниципалитета! Если объект построен и сдан, его должны поставить на баланс. Всем известно, что вести ливневую канализацию без очистных нельзя. Однако в Тюмени это делают. И на баланс сети не хотят ставить, понимая: как только у трубы появится хозяин, ему сразу же предъявят требования.

— В западных городах дождь прошел — и чисто. В Тюмени же, как только весна начинается, грязи по колено. Почему, Мария Ивановна?

— Николай Павлович, мы живем в Западно-Сибирской низменности, где сплошные болота. Отсюда и грязь! Если бы жили на плоскогорье, ситуация была бы лучше.

— Ленинград вообще на болоте стоит!

— Ну так это же Питер!

Чья лепта весомее?

В ходе острой дискуссии о плачевном состоянии главного источника водоснабжения областного центра, конечно же, не могло не всплыть прошлогоднее ЧП, когда в феврале и марте из водопроводных кранов в домах тюменцев текла вонючая жидкость. В то время в Туре содержание марганца превышало ПДК аж в 100 с лишним раз (!), зато концентрация кислорода, наоборот, была ниже допустимой нормы. В роли главного виновника загрязнения тогда определили Туринский целлюлозно-бумажный завод. Согласно информации, представленной в комитет по экономической политике и природопользованию областной Думы в конце 2012-го, на обращения регионального правительства, управлений Роспотребнадзора и Росприроднадзора к полномочному представителю Президента РФ в Уральском федеральном округе ответила лишь прокуратура Свердловской области. Она подтвердила: выявлены грубые нарушения закона об охране окружающей среды, против руководителей двух производств возбуждены дела об административных правонарушениях.

Но есть ли гарантия, что подобное ЧП не случится вновь? Как мы сегодня взаимодействуем с соседями, от законопослушания которых напрямую зависит здоровье сотен тысяч жителей Тюменской области?

Судя по словам Марии Мартынчук, Тюменское управление Росприроднадзора взаимодействует со свердловскими коллегами лишь в рамках Совета Нижне-Обского бассейнового управления. Например, на приглашение тюменцев принять участие в круглом столе, посвященном экологическому состоянию рек двух наших областей, «свердловское министерство природных ресурсов ответило, что у них нет времени, а бассейновое управление, располагающее данными об основных источниках загрязнения водоемов, не предоставило информацию о том, кто конкретно и в каких объемах сливает в Туру сточные воды».

— Что касается основного загрязнителя — Туринского целлюлозно-бумажного завода — это умозаключение, не подтвержденное документально, — «обрадовала» депутатов Мария Ивановна. — Хотя мы подозреваем: предприятие вносит немалую лепту в загрязнение реки. Но для того чтобы убедиться в правильности выводов, необходима достоверная информация. Свердловчане нам ее не открывают…

— После участия в работе круглого стола, организованного управлением, у меня немного изменилось мнение по этому вопросу, — заявила Инна Лосева. — Если верить данным, представленным участниками этого стола, то получается: на территории Свердловской области вода в Туре четвертого класса опасности, а на территории Тюменской области ее качество ухудшается. Это так?

— Такие данные представило Нижне-Обское бассейновое управление, — уточнила Мария Мартынчук. — Мы считаем информацию недостоверной, поскольку, по официальной справке Тюменского гидромета, вода в реке четвертого класса — что на границе со Свердловской областью, что в устьевой части, в Покровке. На территории Тюменской области ситуация не ухудшается, но и не улучшается. В основном превышение идет по железу, марганцу, меди и фенолам. Содержание марганца, например, по последним данным превышало предельно допустимую концентрацию в 70 раз! Все эти загрязняющие вещества природного происхождения и поступают к нам с Уральских гор. По нефтепродуктам у нас зачастую идет превышение в 2-3 раза, иногда — по азотной группе, что свидетельствует: на территории Свердловской области хозбытовые стоки не очищаются до норматива. Конечно, Тюмень тоже вносит свою лепту в загрязнение Туры. Если в области за год образуется 82 миллиона кубов загрязненных стоков, то одна Тюмень дает 87 миллионов. Плюс ливневые коллекторы, о которых мы уже говорили…

— Я считаю, со Свердловской областью надо разобраться! — заявил Владимир Сысоев. — Коллеги из Свердловского Законодательного Собрания мне рассказывали, что промышленные предприятия этого региона не исполняют предписания по устранению нарушений природоохранного законодательства. Надо разделять естественное природное загрязнение и стоки с химических предприятий, а их в области достаточно. Я бы хотел, чтобы Росприроднадзор, так же как и Роспотребнадзор, направил свои материалы полномочному представителю президента в УрФО и в прокуратуру Свердловской области, поскольку речь идет о межсубъектных отношениях. Они должны понять: вопрос стоит на контроле в Тюменской области, и мы от них просто так не отстанем! С 2007 года мы эту тему обсуждаем. А если завтра вода станет 5 класса опасности? Что будем делать?

Обсудив все поступившие предложения, депутаты сочли более целесообразным подключить к решению проблемы управление Генеральной прокуратуры в Уральском федеральном округе, базирующееся в Екатеринбурге и осуществляющее координацию и надзор за деятельностью прокуратур всех субъектов округа. Кроме того, комитет принял ряд рекомендаций по усилению мер охраны водных объектов на территории Тюменской области.

100 предприятий осуществляют сброс сточных вод в природные водные объекты Тюменской области. Общий объем сброса за 2012 год составил 315,6 миллиона кубометров.

С 2016 года в России будет введена единая штрафная ставка — 120-кратная стоимость тарифа, который исчисляется из соотношения количества загрязняющих веществ на единицу объема воды. Единственный способ предотвратить будущие убытки — уже сейчас вкладывать деньги в очистные сооружения.

92 миллиона кубометров загрязненной воды было сброшено в водоемы Тюменской области в 2012 году, что на 12 процентов ниже уровня 2011 года.

Нравится

Статьи по теме

№47 (5724)
20.03.2013
Алла Горелова
Без бюджетных вливаний пожар не потушить
№27 (5704)
15.02.2013
Андрей Фатеев
Электронное общество

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"