29 марта 2024     

Культура   

Странный Орёл

Это имя хорошо известно тюменцам, и не только тем, кто частенько бывает в драмтеатре. Нежелание сидеть на месте заставляет актёра примерять на себя разные роли: он несколько лет руководит местным отделением СТД РФ, является автором идей и продюсером документальных фильмов... Владимиру Васильевичу мы предложили поговорить о призвании, долге, памяти, карьере, спорте, актёрстве, режиссуре, политике и случае.

Случай

Почему я в артисты пошёл? Длинная история… В школе ведь и знать не знал, что профессия такая есть. Я деревенский хлопчик. Родом из села Луговики Киевской области. В средней школе учительница литературы что-то во мне такое заметила (со стороны всегда видней) и подсказала: «Володя, тебе надо поступать в театральный!» Так как мы жили недалеко от Киева, я и поехал на консультацию в театральный институт. Зашёл, побродил по коридорам, присмотрелся — не глянулось… Но коли уж нацелен был именно на театр, решил не отступать. Выбирал между техникумом в Днепропетровске и институтом в Харькове. Остановился на последнем.

Подготовиться к вступительным экзаменам помогла руководитель театрального кружка при Доме пионеров, подобрала монолог, стихотворение и басню. Всё это я добросовестно выучил. «Теперь, — сказала, — иди к моему мужу (он был директором музыкальной школы), слух нужно проверить, с песней определиться». Пришёл по указанному адресу. Учитель сел за рояль, нажал на клавиши. «Ну-ка, возьми тональность!» — озадачил. Я, темнота абсолютная, стоял и думал: «А что взять-то и где?» Ладно, кое-как слух проверили, песню выбрали — «Пiд вишнею, пiд черешнею». С тем и явился на экзамен по вокалу.

— Добрий день! Що будете спiвати?

— Украiнську народну пiсню.

— Добре. Яка тональнiсть?

— Ре-мажор де-дур…

Видимо, удивил своей подкованностью приёмную комиссию. На меня чуть не все абитуриенты приходили посмотреть: какой-то бас из Киева приехал.

Я особо и не рассчитывал поступить. Но случилось… Когда пришла телеграмма, что я теперь студент Харьковского института искусств, всем селом родителей поздравляли. Ещё бы: такое событие!

Призвание

О призвании в юности, как и большинство школьников, и не задумывался. Подсказали: иди в театральный — так и сделал. А куда ещё поступать? Я не технарь. Гуманитарные дисциплины неплохо шли, но… В педагогический не хотел! Мои родители — педагоги. Отец был директором начальной школы, мама — учительница. Изо дня в день видел, какой это адский труд. Проверка тетрадей до ночи. Ещё и по хозяйству нужно было всё успеть: скотину накормить, огород вскопать-прополоть…

Начальную школу (четыре класса) закончил с отличием. Родители не подсуживали, наоборот, строже спрашивали. В восьмилетку ходил в соседнее село Тарасы. Утром встал, зима не зима — километров пять пешком топаешь. Средняя школа находилась в райцентре Полесское, за семь километров от нашего села. На занятия пешком ходил или на велосипеде ездил. Потому и спортивный такой.

В институте учился четыре года. Времени достаточно, чтобы разобраться: твоё это или нет. Кого-то просили уйти со второго курса. Но лучше так, нежели потом только в массовке играть.

Обучение было на русском и украинском. Преподаватели сами решали, на каком языке со студентами общаться. Выпускники потом разлетались либо в русский, либо в национальный театр. Меня брали в Харьковский театр имени Тараса Шевченко, театр в городе Ровно. Выбрал Луганский русский драматический театр. Молодой актёр, как новобранец, получает маленькие роли. Так принято. Одна из первых моих — лакей Иван в спектакле по Остров-скому «Красавец-мужчина». Я выходил на сцену и, вручив одному из героев письмо, произносил: «…от госпожи Обалдуууевой». Серьёзной стала роль Сергея Тюленина в «Молодой гвардии». Зрители любили эту постановку, хорошо её принимали.

Я ушёл в армию — спектакль сняли. Когда вернулся — восстановили. Думаю, данный факт о многом говорит. Мне повезло! В Луганском театре у меня был хороший старт. От того, как ты себя заявил в первых ролях, зависит твоя дальнейшая карьера. Споткнёшься — скажут: «Что-то не то купили…»

Спорт

Можно сказать, со спортом дружу с детства. Время такое было. Не припомню, чтобы тогда парни и девчата спортом не занимались. Популярны были футбол, волейбол, гимнастика… Едва выдавалась свободная минутка, собирались команды, играли. Мне очень нравилась лёгкая атлетика. Бегал я хорошо! В институте без особого труда сдавал нормативы. Наверное, мог бы и разряд по лёгкой атлетике получить. Но… друг мой, Володя Постников (сейчас он заслуженный артист Украины), увлекался акробатикой — и меня уговорил. А какая акробатика в семнадцать-то лет?! С раннего возраста начинать надо. Тяжело давались упражнения, растяжки, я плохо гнулся, всё равно не бросал, ходил на занятия. Даже стало получаться, и неплохо. Смог даже сделать рондат-фляк (сальто назад)…

Спортивная подготовка очень пригодилась в армии. Служил я под Брянском, в зенитно-ракетных войсках. В нашем дивизионе были серьёзные спортсмены. Кандидат в мастера спорта по футболу Александр Фенёв (клуб «Машук», Пятигорск), перворазрядник по штанге Саша Камышанов. Он учился у Рудольфа Плюкфельдера — тренера, который воспитал знаменитых штангистов Василия Алексеева, Давида Ригерта. Было на кого равняться!

Долг

После института пришёл в Луганский театр — через полгода началась призывная кампания. Мог бы избежать службы в армии. В Луганске жил влюблённый в театр военком — майор Маленький. Артистам он давал отсрочку. Раз, другой, третий… Так до 27 лет протянул — и свободен. Но я пошёл в армию. И не жалею! В нашей части никакой дедовщины не было, имело место уважительное отношение к старослужащим. Плюс закон неписаный: два года служишь — год чистишь картошку. Опять же поварам помощь: сами не справляются. Вот я и чистил…

Мне «старики», с которыми успел сдружиться, говорили: «Тебе год служить — освобождаем от повинности!» Отказался от привилегий. Так и дежурил на кухне. Как увильнёшь? Я призывался с ребятами из Луганска, Донецка, Ростова. Не хотелось выделяться среди ровесников. Не так уже и сложно — чистить картошку.

Память

Наверное, каждый человек хочет оставить след на земле. Мне это удалось благодаря документальным фильмам. Идея первого, «Защитники Отечества» (о трёх боевых товарищах — русском, украинце и армянине), родилась случайно. Было это лет 14 назад. Собрались с друзьями на даче, отметить День Победы. В нашей компании были два ветерана. Они рассказывали фронтовые истории. Я слушал, слушал — и вдруг меня осенило: «У моего дяди такая непростая судьба, хоть книгу пиши или фильм снимай… Стоит попробовать!» Подростком, в 15 лет, он оказался в концлагере, в Германии. Сослали по доносу. Как было дело? Двое парней ухаживали за девушкой. Чтобы убрать соперника с глаз долой, один и написал куда следует. О последствиях, конечно, не подумал.

Дядя о пребывании в концлагере рассказывал — я и хохотал, и плакал. Полицаи безбожно издевались над заключёнными. Собак кормили лучше, чем людей. Те пытались выжить как могли. Надзиратель заснул или отвернулся — кто успевал, воровал собачью похлёбку… Жуть!

Небольшой группе ребят удалось сбежать к своим. Тут уж за них СМЕРШ взялся, начали допрашивать да проверять. К счастью, всё обошлось: пацаны — какой с них спрос? Дня три продержали, подкормили, обучили — выдали винтовки и отправили воевать. Дядька вспоминал: «Бiжим кудись, сил немае. Стемнiло… Бачу, якiсь хлопцi сплять. Хiба ж я дурнiший? Притулився до них, та й заснув». Утром выяснилось: это наших убитых солдат штабелями сложили.

Дядя мой Берлин брал. Его приставили к телефонисту — охраняющим. Телефонист — стреляный воробей, всю войну прошёл, знал, как от пули увернуться. Однажды перебегали эти двое улицу. Телефонист улучил момент — и прошмыгнул за угол. А дядя — тюх-тюх-тюх с винтовкой следом. Снайпер его сверху и снял. Пуля только зацепила, по касательной прошла. Упал — кровь начала заливать нос. Дышать тяжело. Понимал: шелохнётся — добьют. Исхитрился, чуть повернулся. Пролежал так несколько часов. Друг армянин перетащил его в подвал, первую медпомощь оказал: подошёл с ведром и тряпкой, умыл… Позже раненых переселили в графский дворец, там устроили госпиталь. Дядя пролечился. После Победы ещё лет пять прослужил в Германии. Такая история.

Жаль, о судьбе отца мало что известно. Он из раскулаченных был, приходилось убегать, скитаться… . Потому о своей жизни боялся рассказывать. Прецедент был. Погнали его из Житомирского педагогического института со второго курса: кто-то донёс, что он сын кулака. Из-за этого в партию не принимали. Хотя в своё время отец был депутатом сельского совета. У односельчан, учеников пользовался авторитетом. Знаю также, что отец воевал. Дошёл до Польши. Был дважды ранен, награждён орденом Красной Звезды и двумя медалями «За отвагу». Дополнительные сведения придётся искать в архиве.

Карьера

Три года я работал в Луганском театре, пока... Как-то на худсовете одна женщина из комитета по культуре заметила: «Замечательный молодой артист — Владимир Орёл. Но его же слушать невозможно: говорит на смеси французского с нижегородским». Меня это так оскорбило! Но к замечанию прислушался, искал варианты, как исправить свою речь. Однажды спросил совета, рекомендации у режиссёра МХАТа Леонида Монастырского (вместе с Олегом Ефремовым он ставил в Луганском театре спектакль «Сталевары»). Получил категоричный ответ: «Не помогут тебе никакие упражнения. Нужно среду языковую сменить». И я уехал в Томск. Ох и помучился со своим акцентом первый год… Меня называли «странный Уовка». Я, например, говорил: «…дело увтом…» Но постепенно все выровнялось. Работать в Томске было очень интересно. Театром (а это старейший в Сибири театр, основанный в 1850 году!) тогда руководил известный режиссёр Феликс Григорян.

Молодым артистам хочется что-то изменить в своей жизни. Вот и я решил уехать из гостеприимного Томска в Тюмень. Из карьерных соображений. Здесь мне предложили оклад 150 рублей и однокомнатную квартиру. Вряд ли кто сегодня поверит, но жилплощадь тогда мало интересовала. А вот 20 рублей (в томском театре получал 130 руб.)… Заманчиво! Чтобы получить такую надбавку, надо было лет 5-7 играть, и хорошо играть. Я рискнул. В 1977 году приехал в Тюмень. Ужаснулся этому городу. Грязь, серость, театр другой… Подумал: «Что же я натворил?! Ладно, годик поработаю — и прощай, Тюмень!» Но засосало. Так и остался, прижился.

Актёрство и режиссура

Считаю, что актёр — это материал. Создатель спектакля — режиссёр. Удача — поработать с талантливым постановщиком! Почему выросли такие артисты как Евгений Лебедев, Павел Луспекаев, Ефим Копелян, Олег Басилашвили? Георгий Товстоногов их зажёг!

Если спектакль сложился, ты в нём не играешь — живёшь. На моём веку такое бывало. Я не утверждаю, что все мои роли — как дети, каждая дорога по-своему. Есть средненькие, а есть и такие, за которые не стыдно. Кавалер ди Рипафратта в «Мирандолине», Свидригайлов в «Преступлении и наказании»… Дэвис из «Сторожа» по пьесе Гарольда Пинтера дважды принёс мне награду «Лучшая мужская роль» на фестивалях «Мельпомена Таврии» и «Сибирский транзит». Приз в Красноярске, на «Транзите», вручал один из лучших театральных критиков Алексей Барташевич. Это дорогого стоит. «Сторожа» поставил Олег Куликов, ученик Товстоногова. Он меня так ломал! На репетициях просто изводил. Временами я едва сдерживался: не понимал, что от меня требуется. Хотел даже «выпрыгнуть» из проекта. Как бы там ни было, роль сложилась…

Пробовал себя и в режиссуре. Это такой адреналин! Первый спектакль, который поставил, — «Провинциальные анекдоты» по Вампилову. Поначалу было ужасно. Делал прогон — казалось, ничего не происходило. Думал: «Зачем взялся за постановку?! Актёр — вот и играй!» Прошло время, снова прогон, заметил: «Нет! Есть движение!»

Причин для волнений у режиссёра всегда множество. Он за всё отвечает. Начнёт тонуть — потянет за собой тех, кто задействован в спектакле. Отдельная тема — распределение ролей. Всегда распределял их так, как видел. Может, ошибался. Но это была моя ошибка. Режиссура — это диктаторство, идеология. Ты ведёшь за собой, доказываешь, почему нужно делать так, а не иначе. Станиславский писал: «Каждый артист должен быть режиссёром своей роли». Правильно. Но когда ты внутри спектакля, не видишь всей картины.

Как актёр я послушный, сговорчивый. Бывает, внутренне не соглашаешься с трактовкой своей роли. Тогда либо отказываешься от проекта, либо — будь любезен, играй… Я никогда не отказывался от ролей. В театре это не принято.

Фото Сергея Киселёва.

Досье «ТИ»:

Владимир Васильевич Орёл родился в 1951 году в селе Луговики Киевской области. Окончил Харьковский институт искусств в 1972-м. Три года работал в Луганском русском театре, два — в Томском драмтеатре. В Тюменском театре служит с сентября 1977 года. Заслуженный артист России с 1997 года. В 2012-м получил звание «Народный артист России». С 1996-го он — председатель Тюменского отделения Союза театральных деятелей РФ. Автор идеи и продюсер девяти документальных фильмов: «Защитники Отечества», «Пока горит звезда», «Папа Кузя», «Жили два художника», «Он слышал, как растёт трава…» и других.

Нравится

Статьи по теме

№191 (5633)
25.10.2012
Ирина Тарабаева
Двадцать шесть минут из жизни Александра Гришина
№61 (4803)
08.04.2009
Любовь Киселёва
Любовь по Вампилову: чувства без спецэффектов

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"