4 августа 2020     

Культура   

Двадцать шесть минут из жизни Александра Гришина

Автором идеи фильма и продюсером выступил народный артист России Владимир Орёл. Сценарий написал актёр тюменской «драмы» Сергей Белозерских. Режиссёрскую и операторскую работу выполнили Вера Фёдорова и Сергей Лыкасов из ГТРК «Регион-Тюмень». Съёмки ленты стали возможны благодаря гранту администрации Тюмени и финансовой поддержке депутата областной Думы Евгения Макаренко.

Макаренко, кстати, признался, что никогда раньше не читал Гришина. Его поэзия, «наполненная силой и энергией», стала для парламентария открытием и заставила «задуматься о многом». Например, о том, что «такие стихи необходимы нынешней молодёжи».

На презентацию фильма, которая проходила в библиотеке № 2, носящей имя Гришина, приехали родные сёстры поэта — Людмила и Наталья. Приехали из другого государства — с Украины. Они принимали участие в съёмках, когда целую неделю авторы фильма ходили с камерой по Киеву и по родному для Александра Гришина городу Енакиево Донецкой области.

Украинских кадров в ленте, кстати, могло и не быть. Грантовых денег едва хватало на то, чтобы работать, не выезжая за пределы Тюмени. Решили дело настойчивость Владимира Орла и депутатская помощь. Фильм от этого только выиграл. Съёмочная группа побывала в родовом гнезде поэта — в доме, который давно уже принадлежит другому хозяину. И вот, представьте себе, этот совершенно чужой Гришиным человек вдруг начал читать по памяти стихи Александра Анатольевича! Можно предположить, у режиссёра замысел был такой. Нет-нет! Никто ничего искусственно не придумывал. Просто когда-то имелся в этом доме гришинский сборник. Сам поэт преподнёс его в дар новым жильцам. Но давно потерялась книга, а строчки въелись в память.

— Сашины стихи легко запоминаются, — заметил друг Гришина, писатель Анатолий Васильев. И это так. Каждый, кому авторы дали в фильме слово, вспоминал из Гришина что-нибудь «своё».

Режиссёр картины Вера Фёдорова на презентации тоже сыпала цитатами, сопровождая их восхищёнными словами: «Надо же было так сказать!» Однако и она призналась, что со стихами Гришина до недавнего времени знакома не была. Спасибо Орлу, познакомилась. Теперь о работе над фильмом Фёдорова говорит: «Мне посчастливилось». Это искреннее чувство Вера Ивановна вложила и в свою картину, которая получилась очень светлой.

Название фильму придумал Сергей Белозерских. И оно, как сообщает режиссёр, «сразу принялось». «Он слышал, как растёт трава…» Откуда это?

— Когда Гришин пришел в поэзию, у него уже сложилась некая усталость от поэтических поз и лозунгов. Он отметал стихи, которые печатались вместо передовиц, потому что слышал не как долбит советский молот, а как растёт трава, — объяснил Белозерских.

— Название — сильная метафора. Она говорит об исключительном поэтическом слухе Гришина, — с одобрением высказался ещё один друг Александра Анатольевича, «аксакал» тюменской журналистики Владимир Чижов.

Авторы документальной ленты отсняли четыре часа рабочего материала. В фильм вошло всего
26 минут. Это стандарт, отойти от которого нельзя. Может, потому и показался готовый результат «неполным» тем, кто хорошо знал Александра Гришина?

— Этот фильм словно живая встреча с Сашей, — говорит Елена Минакова, которая несколько лет после Гришина редактировала в «Тюменских известиях» детище поэта — литературное приложение «Проталина», а сейчас выпускает одноимённый журнал. — Мне кажется, у картины должно быть продолжение. В ней не отражено то, как жил Александр Гришин и что в конце концов его угробило. Не рассказывается о том, как его не хотели принимать в Союз писателей, и о том, что последняя книжка поэта вышла в количестве 50 экземпляров на средства его друга Бориса Галязимова…

— Я нарисовала портрет поэта мазками. Таким увидела Гришина, — попробовала пояснить Вера Фёдорова. За эти вот «мазки» и получила по полной программе.

Фильм вызвал резкое неприятие у профессора ТюмГУ Сергея Комарова и ответственного секретаря альманаха «Врата Сибири» Виктора Захарченко. Их глаза горели прямо-таки праведным гневом, когда Комаров отчитывал режиссёра, как нерадивую студентку, а Захарченко подставлял плечо единомышленнику, отпуская едкие замечания. Как посмела Фёдорова, которая до работы над картиной не была знакома с творчеством Гришина, рисовать портрет какими-то мазками? Какова вообще концепция фильма? Отчего он имеет такой провинциальный налёт? До прямых оскорблений оставался совсем маленький шажок!..

А после того, как на защиту картины встала молодая журналистка из городской газеты и разволновалась до слёз, Виктор Захарченко (его, как мне казалось, всегда отличало доброжелательное отношение к людям) брезгливо бросил: «Фильм — ознакомительный, и, видимо, создан для того, чтоб девушки заплакали. Но сегодня она заплакала, а завтра забудет о Гришине».

Между тем многие зрители отметили: лента именно тем и ценна, что знакомит с личностью и ярким поэтическим талантом Александра Гришина тех, кто по разным причинам до сих пор не имел удовольствия читать его стихи. И они, эти люди, едва ли не в голос заявили, что работа тюменской команды разбудила желание взять в руки сборник поэта. Открыто признался в этом и Вениамин Панов — старейший актёр нашего драматического театра. Стесняться тут нечего. Беда не в читательском невежестве горожан, а в том, что в Тюмени живого Александра Гришина не очень-то ценили. Книги не издавали (при жизни поэта вышло всего три сборника в Москве и Екатеринбурге и лишь последний, «дружеский», в Тюмени). В местный Дом писателей Александр Анатольевич не был вхож! Там его портрет поместили на стене лишь после смерти. Так что нет ничего удивительного в том, что с поэзией Гришина знакомо ограниченное число читателей.

А нападки на режиссёра, как оказалось, были связаны с несбывшейся надеждой Комарова и Захарченко увидеть на экране некую монументальную работу о творческом пути поэта. У Фёдоровой хватило такта сказать своим оппонентам:

— Извините, что я почувствовала поэта иначе, чем вы, но этот фильм мне очень дорог. В нём кусочек моего сердца…

— Когда-то импрессионистов ругали, что они мазню лепят. А они открывали людям свои впечатления о мире, — высказалась Людмила Лебедева из ТюмГУ. — На мой взгляд, этот фильм тоже впечатление. О мире Гришина. При этом никто не мешает другим авторам написать некий концептуальный сценарий и снять иную картину о поэте.

Когда затихли споры, Людмила Гривачевская, сестра Александра Гришина, поклонилась создателям киноленты в пояс.

— Фильм захватил меня от первой до последней секунды. Я увидела не только брата Сашу, но и поэта через призму эпохи. На экране предстала жизнь всего гришинского поколения, — отметила она.

Высказался и младший сын Гришина — Егор:

— А могли бы ведь ничего не делать! Но люди нашли время, деньги, съездили в Енакиево… Мне было приятно снова увидеть отца. Так что пусть критикуют. Главное — чтобы помнили!

Лента именно тем и ценна, что знакомит с личностью и ярким поэтическим талантом Александра Гришина тех, кто по разным причинам до сих пор не имел удовольствия читать его стихи.

Фото Сергея Киселёва.

Нравится

Статьи по теме

№50 (5492)
28.03.2012
Ирина Тарабаева
Тонкий лирик, яростный боец…

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"