В первой части наших заметок, написанных по следам пресс-тура «Лесное хозяйство Финляндии», в который были приглашены журналисты региональных российских изданий, мы рассказывали о государственной национальной лесной политике страны Суоми.

Курс ЦБ РФ
сегодня USD79.7108EUR90.5207
Погода на завтра | ||
---|---|---|
Тюмень | +13...+15 °C | |
Ханты-Мансийск | +5...+7 °C | |
Салехард | 0...+2 °C |
Общество
Финские штучки — 2
(Окончание. Начало в «ТИ» № 108 от 28.06.2013).
Именно так: государственной национальной. Национальная лесная программа Финляндии является документом политическим. И при этом абсолютно живым. В стране к нему обращаются не для того, чтобы лишний раз громыхнуть ёмкой цитатой из него, воспользоваться как аргументом в политической борьбе или прикрыть прореху в законодательстве. Им просто пользуются на практике. Стараясь при этом соблюдать два равных по степени важности права: право частника получать прибыль и право государства сохранить лесное богатство страны для будущих поколений. Всё без лишней помпы, без деклараций, максимально просто и прозрачно.
Финляндия, обращаясь со своим лесом, показывает пример рачительности и законопослушания: выжимает из «зеленого друга» максимум выгоды, не нарушая при этом лесного законодательства.
Пример всем, в том числе и России.
Перемещаясь с одной демонстрационной площадки на другую, в перерывах на кофе-брейк с восхитительными финскими десертами (много сливок, много ягод) мы с коллегами наперебой вступались за собственную державу.
— Финляндия — это не лес, — снисходительно говорил журналист из Петрозаводска, — это лесной огород… Жителю Карелии трудно не поверить — еще какой лесной край! И все же…
Да, маленькая страна Финляндия, и ничего кроме леса — и маленького трудолюбивого народа в придачу — здесь нет. Нефтяная игла финнам не грозит, газовые факелы небо не коптят. Вот и копаются на своем «огородишке». А мебель-то мы всё же в Финляндии покупаем. Чего в нашей лесистой стране не хватает, чтобы собственную производить? Леса? Рук? Мозгов? Инвестиций? Поди, разберись…
А из нашего окна…
Знали финны, чем еще завлечь российских газетчиков. В первый же день пребывания в Хельсинки, повели в редакцию газеты с труднопроизносимым названием, в переводе на русский означающим буквально «Сельское завтра». Поиронизировать насчет газетного имечка — ну прямо тебе наши застойные времена: «Сельская новь»! — не пришлось. Оказалось: вторая по тиражу в стране популярнейшая газета. Полноцветная «толстушка».
Встречал очень симпатичный, высокий и молодой Юсси Мартикайнен. Позабавило название его должности: начальник редакции. Но, похоже, так оно и есть. Господин Мартикайнен с гордостью поведал нам: газета основана в 1916 году («толстушке» больше лет, чем независимой Финляндии!). Они готовятся отпраздновать 100-летие издания. И это, заявил Юсси, будет по-настоящему народный праздник, ведь читатели «Сельского завтра» — многочисленная и уважаемая в стране публика: те самые культовые финские лесовладельцы, лесоводы, фермеры, крестьяне.
Газета принадлежит Центральному союзу сельхозпроизводителей, ежегодный оборот у наших коллег — 25 миллионов евро в год, годовая прибыль около 5 миллионов евро. Аудитория газеты — почти 320 тысяч человек. Тираж — 82 тысячи экземпляров.
Издание «Сельское завтра» действительно популярно в Финляндии. Оно позиционирует себя как «культурно-деловая газета для сельского населения» и на сто процентов отвечает этому запросу. Семь региональных корреспондентов по стране снабжают крестьянина самой свежей и самой ПОЛЕЗНОЙ для него информацией. Более того, они контролируют деятельность тех административных органов, от которых реально зависит уровень жизни крестьян. В каждом номере газеты — в этом мы смогли убедиться при помощи нашего замечательного переводчика — множество читательских писем. Крестьянский люд спрашивает делового совета, делится планами, интересуется новинками законодательства, бывает, ругается на нерасторопность чиновника. Отзывы идут в редакцию «живьем» в отдел писем, а также на страницу в «Фэйсбуке». Критические письма публикуются свободно, но при одном условии: автор обязан предоставить в редакцию свои координаты, дабы журналист мог «перепроверить» факты. Власть относится к критике спокойно-конструктивно.
«Наша цель — контролировать власть, критиковать недочеты в ее деятельности, писать о том, что по-настоящему полезного власть делает для народа, поэтому народ полностью доверяет нашему изданию, — не без гордости заявил Юсси Мартикайнен. — У вас в России, я слышал, несколько иная ситуация?» Мы поежились. А начальник редакции продолжал: «Обратите внимание, — из нашего окна виден финский парламент. Так что законодательная власть у нас всегда под контролем. Почти все из парламентариев самостоятельно оформили подписку на «Сельское завтра»… Автор этих строк хотел было хвастливо заявить: вы-то из окна на парламент смотрите, а мы-то прямо в нем и сидим! Но не стал почему-то.
Да, забыла сказать: фигура журналиста в Финляндии — чуть менее культовая, чем фигура лесовладельца. Помимо опросов общественного мнения об этом говорит и зарплата пишущей братии. В среднем по стране она равна 3 тысячам евро, у журналистов — около 3500. Вот так.
Metso-стратегия
Прошу прощения у читателя: хотела о лесе, а съехала на газету. Хотя, похоже, у них тут в Финляндии все «в одном флаконе». Но вот теперь — только о лесе. Наша делегация посетила практически все «главные» министерства Финляндии: кроме министерства лесного хозяйства побывали еще в министерстве охраны окружающей среды и министерстве занятости населения и экономического развития (занятость, заметьте, на первом месте). Там нас изрядно загрузили цифрами.
Итак, 26 миллионов гектаров (около 60 процентов) лесных угодий Финляндии находятся в частной собственности. 25 процентов — государственные леса. 9 процентов принадлежат коммерческим структурам, 4 процента — собственность муниципальных образований и церковных приходов. 9 процентов — это природоохранные территории.
В Финляндии действует сегодня программа METSO. Это стратегическая программа, в которой помимо государства участвуют господа лесовладельцы, представители лесоперерабатывающей промышленности, бизнес-сообщества и, разумеется, всемогущая здесь экологическая общественность. Цель программы METSO — к 2020 году остановить нарушение биологического равновесия, особенно на тех лесных территориях, которые находятся под угрозой исчезновения. Рощи, сосняки, леса, расположенные вокруг водоемов, пойменные леса, «традиционные ландшафты».
Основной принцип программы — добровольное участие в ней лесовладельца. Лесовладелец может самостоятельно предложить свой участок для включения в охраняемую территорию (режим охраны на срок от 10 до 20 лет). При этом он остается ее полноправным собственником, но рубку леса уже не ведет. И получает от государства приличную компенсацию (за охрану леса, восстановительные работы — за государством), налог с которой частник не платит. В Финляндии владение лесами вообще не облагается налогами. Достаточно с него бережного отношения к лесу. В программу METSO включены сегодня 600 объектов, сумма компенсации от государства составила около 34 миллионов евро.
Добровольное начало плюс честные рыночные условия — вот вам простой механизм программы. К 2020 году финны планируют сделать постоянно охраняемой территорией около 96 тысяч гектаров леса.
Во поле берёза стояла…
Господин Сикстен Сунабакка, стратегический директор лесной программы в министерстве занятости населения и экономического развития, куратор программы METSO, не ударяясь в эмоции, объяснил нам, что значит лес для их страны. На лесной сектор (огород!) приходится 70 процентов возобновляемых энергоресурсов Финляндии. В одном этом секторе могут работать сообща: предприятия целлюлозно-бумажной промышленности и генерирующие компании, производящие энергию из биоресурсов — из остатков целлюлозного производства (в Финляндии расположена самая большая биоэнергетическая станция). К слову, топливо для транспорта они тоже «добывают» из биоматериалов, читай — отходов лесной промышленности. Вообще финская идея-фикс (абсолютно здоровая идея) формулируется коротко: заменить на дерево сталь, кирпич, уголь — всё, что возможно заменить. И ведь получается!
Еще цифры (их много не бывает, если, конечно, они рисуют реальную, а не «отчетную» картину). Более 90 процентов финского экспорта сегодня — это бумажная продукция (остальное — продукция лесопиления). При этом около 5 лет назад Финляндия инвестировала около 1 миллиарда евро в российскую лесную промышленность. Импортировала около 20 миллионов кубов леса (сегодня примерно 5 миллионов).
Финны говорят: могли бы вложить в «русских» больше, да вот беда — хорошие лесовозные дороги в России пока еще редкость. Поэтому, от всей души желая сотрудничать со всеми регионами России (это не я говорю, это г-н Сунабакка говорит), финны пока дальше Санкт-Петербурга и Петрозаводска мало куда решаются двинуться. Оно и понятно.
Есть у финнов своя тревога. Экспорт продукции лесопильной промышленности как снизился из-за кризиса, так очень слабо восстанавливается (зато в стране на нее спрос стабильный). В целлюлозно-бумажной промышленности законодателем мод становится Китай (говорят, они уже научились делать бумагу… из соломы).
Есть и радость. Когда снизили ставку пошлины на березу, ввоз из России вырос. Российская береза имеет спрос в Финляндии (в свое время, помните, «ИКЕЯ» тоже глаз положила на тюменскую березу, но, видно, отсутствие надежного «транспортного плеча» испугало, а может, что другое). А вообще, сказали нам, две трети пиломатериалов финны завозят из России. Радоваться нам этому или подождать?
Да здравствует щепа!
…Финны помешаны на щепе. Лес рубят — щепу считают. И успешно утилизируют. Для того чтобы убедить нас в этом, из города Йоэнсуу, куда мы прилетели из Хельсинки, нас повезли в районный центр Эно, совсем уж крохотно-декоративный городок с 4 тысячами жителей. Впрочем, морозы в Эно зимой стоят вполне сибирские. При этом, сами понимаете, нефть-газ-уголь недоступны. Поэтому такое внимание биотопливу для котельных (в Финляндии 500 котельных — в частной собственности).
Вот этот симпатичный господин в кепочке, что на фото перед вами, — Туомо Таннинен, организатор и учредитель энергетического кооператива. «Простой финский лесовладелец» — так нам его представили. По «совместительству» — пенсионер. Его должность — управляющий котельной. Идея создания кооператива родилась из простого хозяйского соображения: в молодом древостое никогда не вырастет дорогой пиловочник, если за лесом не ухаживать, не следить за его гигиеной.
Их котельная отапливает мэрию, школу, больницу, дома в округе.
Примерно третью часть топливной древесины они заготавливают в собственных близлежащих лесах. Остальное берут в лесах, находящихся в рыночном обороте (в радиусе 30 км). В основном древостой, который не пойдет на ЦБК или строительство. Всего кооператив обслуживает восемь биобойлеров, вместе вырабатывающих 9,66 МВт.
Кстати, еще до визита в котельную (именно визита — такая чистота и красота кругом, и совсем нет классических пьющих водочку российских кочегаров) нам показали, как собственно щепки летят. Завезли в «темный лес» — на лесосеку, участок заготовки щепы. Продемонстрировали новую щепкорубительную машину, такие выпускает местный завод. Машина стоит около 45 тысяч евро и перерабатывает 150-200 кубометров древесины за час (при нас включили — только шум стоял, да пыль в небо улетала). Мощность двигателя — 540 лошадиных сил, да только лошадке на этом «буреломе» не развернуться, а эта машина лихо перемалывает деревья в своей утробе. Объем машины-перевозчика — 47 кубов насыпного материала. Спрос на который зимой многократно возрастает. Щепа — это тепло. (Столько за дни пресс-тура мы наслушались про драгоценную финскую щепу, что во время прощального ланча, когда кто-то из нас, изучая меню, спросил: «А это блюдо из чего?» — все дружно грянули: «Из щепы!!!»).
Кооперативная арифметика такова. Для трех своих котельных энергетический кооператив заготавливает щепу в объеме 27 000 насыпных кубометров. Этого достаточно, чтобы покрыть годовую энергетическую потребность 800 домохозяйств. За час господа кооператоры загружают 30 тонн щепы — за весь процесс отвечает автоматика. А у людей есть время подумать — Туомо первый придумал, как усовершенствовать подающую часть, чтобы щепа шла равномерно. Он хоть и «начальник», но знает в лицо каждый болт.
Когда чистят дно котла от золы — её тут же пускают в дело, на удобрение. Здесь считают каждую копейку, в смысле цент. Оборот котельной в год — 1 миллион евро. Доход — 150 тысяч евро. Им хватает, говорит спокойный как танк и явно довольный жизнью Туомо («отличная семья, пятеро детей!»).
— Приезжайте к нам в Россию за щепой! — кричим мы, прощаясь с гостеприимным Туомо. Он смеется и машет нам кепкой.
Только за последнее время кооператив Эно посетили 30 экспертных групп — Канада, Европа, Индия, даже Тасмания. Теперь это не только стратегический для населения объект, но и объект научных экскурсий. Был ли кто из России — забыли спросить.
Новая «метла» по-старому метёт
«МЕТЛА» («METLA») — так называется научно-исследовательский институт леса Финляндии в Йоэнсуу. Там выступали перед нами ведущие ученые, много и очень-очень уж подробно рассказывали о своей работе — исследовании свойств древесины.
Основан институт леса «METLA» в 1917 году. Персонал — 700 человек, фанатично преданных Её Величеству Древесине. Как-то удается им и научные исследования продвигать, и со студентами со всего мира заниматься. В прошлом году бюджет института составил 57 миллионов евро. «Метла» тесно сотрудничает с Европейским лесным институтом и университетом Восточной Финляндии, передавая все свои уникальные наработки и разработки этим учебным заведениям. Если коротко, то задачи перед «Метлой» стоят вполне глобальные. Обеспечение стандарта и качества древесины для жилищного строительства. Разработка машин для лесопосадок. Получение энергии на основе древесных видов топлива. Изучение воздействия леса на водные источники и качество воды.
Помимо этого «метловцы» дальновидно исследуют лесное хозяйство России. «Зачем?» — хором спрашиваем мы у миловидной Леэны Салминен, координатора по исследованиям. «Для растет рынки!» — гордо отвечает Леэна. И уже через переводчика добавляет: в России их интересует множество «лесных» факторов. Например: приоритеты лесной политики (что, кодекс наш лесной не читали?!). Возможности бизнеса в лесном секторе (наверняка ведь знают всё о категории черных лесорубов!). Доступность лесных ресурсов. Устойчивое управление лесами (пусть приедут, объяснят, что это такое). Технология выборочных рубок. Строительство лесных дорог и уход за ними (!). И дальше все в таком духе.
Для справки: в 1886 году в Финляндии был разработан первый закон о лесе, обязывающий после рубки леса обеспечить лесовосстановление. Позднее в закон о лесе был привнесен «принцип устойчивого лесного хозяйства» — «неистощительное производство древесины». И уже в 1990-х внесли последнее дополнение: в один ряд с «неистощением» леса встали вопросы экологической и социальной устойчивости лесной политики. Сегодня это — основа лесного законодательства Финляндии.
О работе «METLA» можно говорить битый час. Если кого-то из тюменских «профильных» студентов или ученых заинтересовала деятельность НИИ — идите в Интернет: www.Lesinfo.fi.
Мы, хоть и очень увлекательно было, торопились выйти из аудитории (все деревянное — кафедра, стены, стулья), чтобы своими руками пощупать стены здания НИИ. Высоченное здание института построено из дерева по инновационным технологиям, с применением новых композитных материалов. Несущие конструкции (уходят высоко в далекий потолок) — ель, стены — береза. Все остальное — сосна. Здание оснащено уникальной противопожарной установкой: даже если, не дай бог, загорится где-то, за целый час в огне ничего не развалится! Дизайн плюс архитектура плюс экологичное дерево — умный дом! К 2015 году финны собираются значительно увеличить долю КМС — крупномасштабного строительства. Сегодня в Хельсинки — целый квартал из таких домов.
Ходили, трогали, фотографировались, восхищались, а я грешным делом все вспоминала о наших северных «деревяшках» и «бамовских» домиках (два листа фанеры, а между ними стекловата), которые сгорали вмиг.
А напоследок я скажу… В Финляндии сегодня — бум деревянного малоэтажного строительства (крупномасштабное тоже становится весьма популярным). Действует успешно национальная программа «Деревянное строительство», в которой «игроков» задействовано не меньше, чем евро.
На фото перед вами — красивый дом, не правда ли? Это знаменитая финская компания «HONKA» радует своих сограждан такими вполне доступными чудесами. Рекламой заниматься не буду. Тем, кому интересно, пошлю туда же, в Интернет: www.honka.com.
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.