26 апреля 2024     

Экономика   

Какой мэр — такие и дороги?

Жёлтые наклейки с надписью «Какой мэр — такие и дороги» на заднем стекле автомобилей то и дело попадались на глаза участникам координационного совета представительных органов местного самоуправления и Думы Югры, собравшимся в Сургуте. Автобус с гостями потряхивало: улицы города давно нуждаются в серьёзном ремонте. Бетонные плиты разбиты, асфальт прохудился. Так называемый средний физический износ городских трасс превышает 60%. Состояние дорог стало одной из главных тем не только выездного заседания совета, но и правительственного часа, прошедшего накануне в Думе Ханты-Мансийского автономного округа.

Основа всей экономики

Депутат Алексей Андреев, генеральный директор дорожно-строительной компании «Автобан», в ходе правительственного часа особо акцентировал внимание коллег на цифрах: «В дорожной отрасли округа наблюдается более чем двукратное падение финансирования! С 19,7 миллиарда рублей в 2007 году до 9 миллиардов в 2013-м. Я понимаю, правительством обозначены другие приоритеты, в том числе строительство жилья и повышение зарплаты бюджетникам. Но нельзя забывать: транспортная сеть — основа экономики, и если средства на её развитие сокращать, то в ближайшие годы мы можем лишиться этой основы».

— В 2010-м, когда меня определили координатором партийного проекта «Новые дороги Югры», — продолжает единоросс, — мы проанализировали состояние дорог в муниципалитетах. Для того чтобы только в наших городах привести уличную сеть в божеский вид, требовалось минимум 15 миллиардов рублей. И правительство округа вроде пошло нам навстречу. В 2012-м на строительство, реконструкцию и ремонт дорог общего пользования местного значения выделили 1,644 миллиарда рублей. Однако в этом году мы видим всего 991 миллион рублей. На 22 муниципалитета! Могу привести Мегион, мой избирательный округ. На реконструкцию улицы Губкина необходимо 238 миллионов рублей, а на год выделяется чуть более 50 миллионов. Улица просто непроездная!

Усталостная деформация

Олег Дейнека, депутат Думы Югры, председатель общественной организации содействия развитию предпринимательства в Мегионе, подтверждает: «За улицу Губкина люди бились пять лет! Третий год она в стадии реконструкции, ни конца ни края которой не видно. Жители весьма некорректно отзываются о руководстве города и округа, в том числе и о нас, депутатах. Если уж мы начали делать, то давайте красиво закончим! Если и в этом году её не сдадим — будет катастрофа! Хотелось бы больше внимания и больше финансов!»

— Мы тоже хотели бы, чтобы на дорожную отрасль выделялось больше финансов, — высказывает пожелание Андрей Беляев, первый заместитель директора окружного департамента дорожного хозяйства и транспорта.

— Значит, надо бороться за это, обосновывать реальную необходимость, — учит чиновника Алексей Андреев. — Мы сегодня много говорим о жилищном строительстве. Но возьмите коттеджный посёлок Согра, построенный на гидронамыве в Мегионе. Ну, хорошо, инженерные сети подвели. А дорога? Туда не может проехать ни скорая помощь, ни любой другой транспорт, не говорю уже про автобусное движение. На дорогу требуется 40 миллионов рублей. А их нет и не будет, потому что сначала необходимо завершить улицу Губкина. Необходимо кратно увеличивать финансирование! Сегодня мы всё больше устраняем поверхностные дефекты — колейность, выщербленность. Однако сколько бы мы ни латали дыры, нижний слой покрытия накапливает усталостную деформацию. По нормативам асфальтобетонное покрытие должны полностью менять каждые шесть лет. Мы и этого не делаем. В городах, где дорожная сеть накопила уже деформацию, просто нереально что-то сделать на 50 миллионов рублей!

— Да, мы понимаем, что денег мало, — соглашается Дмитрий Мизгулин, председатель думского комитета по бюджету, финансам и налоговой политике, президент Ханты-Мансийского банка. — Ты предлагаешь: пусть правительство округа даст больше. Ну пусть даст. Я недавно был в своём избирательном округе: в Луговском не хватает денег на сельский клуб. У нас на многое не хватает. Если добавить деньги в дорожный фонд, то прежде надо их с чего-то снять. Давайте скажем, что не будем строить два детских сада в Сургуте, но зато построим дорогу. Денег ровно столько, сколько есть. И глава на месте должен сам соображать, какие задачи решать в первую очередь исходя из имеющихся средств.

Неровный разговор

Неровный разговор о дорогах получил продолжение на заседании координационного совета. Алексей Сафиоллин, вице-мэр Сургута, поинтересовался у докладчика размером дорожных субсидий муниципалитетам. «На этот год запланирован почти миллиард рублей субсидий, — держит ответ Константин Масраков, начальник управления дорожного хозяйства Югры. — Кроме того, через программу «Наш дом» выделяется 250 миллионов рублей.

— Не будем путать, — поправляет чиновника Алексей Сафиоллин, при Александре Филипенко в ранге заместителя председателя правительства Югры курировавший строительный комплекс региона. — Средства по программе «Наш дом» идут на ремонт дворовых территорий, и за последние два года в Сургуте мы сделали 100 дворов. Люди это видят и говорят спасибо. Но вызывает озабоченность ситуация с муниципальными дорогами. Их давно надо уже реконструировать, а это совершенно другие деньги, чем просто ямочный ремонт и сплошное асфальтирование. Миллиарда рублей явно недостаточно.

— Но помимо этого миллиарда рублей мы, единственные в Уральском федеральном округе, передаём транспортный налог в муниципальные дорожные фонды, — замечает Константин Масраков. — По прошлому году это ещё 2,3 миллиарда рублей.

Александр Сальников, вице-спикер Думы Югры, председательствующий на заседании координационного совета, тут же уточняет: «В прошлом году на строительство, реконструкцию и ремонт автодорог местного значения округ перечислил муниципалитетам 1,644 миллиарда рублей, в этом запланирован 991 миллион. А сколько получится с учётом транспортного налога?»

— Транспортный налог оставался у муниципалитетов и в 2011-м, и в 2012 году, — разъясняет Константин Масраков. — Что касается субсидий, то их размер по сравнению с прошлым годом уменьшился по нескольким причинам. Для стимулирования производства более качественного топлива Федерация снизила акцизы на Евро-4 и Евро-5, тогда как именно на долю топливных акцизов приходится 90% поступлений регионального дорожного фонда. Регионам также рекомендовали за счёт дорожного фонда финансировать деятельность управлений автомобильных дорог. Соответственно, нам пришлось уменьшать свои мероприятия и субсидии муниципалитетам.

Как расставить приоритеты

— И что нам делать теперь? — задаёт извечный вопрос Алексей Сафиоллин. — Люди говорят: «Какой мэр — такие и дороги». А у нас просто нет возможности их чинить. Дороги действительно приходят в упадок.

Константин Масраков готов рассказать главам городов и районов страшилки про региональные дороги: «На них точно так же не хватает ресурсов. Хотелось бы, чтобы денег было больше. Может, на федеральном уровне предпримут какие-то меры для наполнения дорожных фондов… Но в любом случае выбор приоритетных направлений расходования бюджетных средств остаётся за муниципалитетом: кто-то 100% субсидий расходует на ремонт, а кто-то — на реконструкцию и строительство дорог».

— Скажу вам по поводу выбора, — подключается к разговору Владимир Базаров, директор департамента городского хозяйства Сургута. — В 2012-м мы совместно с Думой выделили из городского бюджета на ремонт дорог небывалые 300 миллионов рублей, это от шести до двух раз больше, чем в предыдущие годы. Такую же сумму повторили в этом году. За прошлый год нам удалось отремонтировать 7% городских дорог. Если и дальше будем двигаться столь небывалыми темпами, то каждый участок дороги мы способны будем отремонтировать один раз в 14 лет! И это текущий ремонт. А покрытие по нормативу необходимо менять каждые шесть лет.

Не лучше ситуация в Сургуте со строительством и реконструкцией дорог. «Местные бюджеты просто не в состоянии самостоятельно обеспечить финансирование даже первоочередных задач, — сетует Владимир Базаров. — Тем более что транспортная схема города находится в процессе формирования. Не завершено строительство Восточной и Южной объездных дорог, Северного обхода. Требуется строительство дорог для связи между собой районов города и обеспечения проезда к новым микрорайонам в Западном жилом районе. Жизненно необходимы двухуровневые транспортные развязки и реконструкция Нефтеюганского шоссе от Белого Яра до Грибоедовской развязки и от мясокомбината до кольца ГРЭС. Генеральный план Сургута предусматривает строительство 60,9 километра новых дорог, или около 4 километров в год. По факту же за четыре года мы ввели всего 5 километров, из которых 2 километра — реконструкция улицы Мира. А на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям решено средства окружного бюджета из программы развития транспортной сети в 2014-2015 годах направить на строительство объездной дороги вокруг двух наших ГРЭС. Возникает вопрос о необходимости увеличения дорожных субсидий. Причём вопрос этот должен быть увязан с увеличением субсидий на строительство инженерных сетей, поскольку дорога состоит из двух частей — собственно полотна и коммуникаций. А финансируются они по разным программам округа».

XXI век на дворе

— Мы живём в XXI веке, — напоминает докладчику Валерий Деменков, председатель Думы Сургутского района. — А у нас до многих населённых пунктов до сих пор нет дорог. Возьмите тот же Угут, где проживают 2 тысячи человек. Это не считая поселений вдоль Большого и Малого Югана, жители которых на лодках добираются до Угута и зачастую не могут выбраться дальше, дожидаясь цивилизации. В каком году, по-вашему, мы будем рассматривать вопрос по строительству автодорог к таким населённым пунктам?

— В нашем округе не имеют выхода на дороги с твёрдым покрытием 122 населённых пункта, — информирует участников координационного совета Константин Масраков. — Проживают в них свыше 80 тысяч человек. Но чтобы было понимание: дорожный фонд у нас — 5 миллиардов рублей. Из них 1,8 миллиарда уходит на содержание сети дорог регионального значения, а ведь необходимо выделить средства ещё и на их ремонт для поддержания в нормативном состоянии. Около 300 миллионов рублей идёт на зимники и ледовые переправы, которых ежегодно обустраиваем почти 2,8 тысячи (!) километров. Плюс субсидии муниципалитетам на дороги местного значения. На достраивание объектов остаётся 600-900 миллионов рублей в год. Поэтому мы точно так же расставляем приоритеты. В этом году намерены завершить подъезд к Тундрино. Второй приоритет — подъезд к Угуту, на который необходимо дополнительно где-то 1,8 миллиарда рублей. Если не будет увеличения объёма дорожного фонда, можете посчитать сами, в каком году мы сможем его закончить.

Валерий Деменков предлагает привлечь к софинансированию дорожных работ нефтяников. Их большегрузные машины напрочь разбивают отсыпку, произведённую ещё 6 лет тому назад. «По подъезду к Угуту уже заключено соглашение с «Роснефтью» о выделении на этот год 25 миллионов рублей, — сообщает Константин Масраков. — Эти деньги будут заведены в нашу программу, конкурс будет отыгран, и будут выполнены работы в рамках выделенных средств на содержание и восстановление автодороги». По залу прошёл смех: ведь при столь мизерном софинансировании со стороны крупнейшей нефтяной компании страны на достройку злополучной дороги потребуется несколько десятков лет.

Дорога — в хлам

Представители городов и районов буквально засыпали докладчика вопросами. «Вот у нас дорога Советский — Зеленоборск, когда зимой начинают сыпать соль, пришла в такой хлам, что просто ужас!» — едва сдерживает эмоции Николай Холодков, депутат Думы Советского района. Константин Масраков отвечает: «Эта дорога выполнена в плите и стоит чуть меньше 10 лет. В этом году в рамках контракта по содержанию будет произведено частичное восстановление. Возможность ремонтных работ сплошным асфальтированием можно рассматривать только за периодом после 2015 года. По соли вопрос решим и проинформируем вас. Это нарушение подрядчика. Применение на плите пескосоляной смеси недопустимо».

— Дорога от Покачей до Когалыма эксплуатируется неизвестно как, — сетует Николай Пальчиков, глава Когалыма. — Планируется ли её передача в окружную собственность?

— Как бы проще сказать… — тщательно подбирает слова докладчик. — Если мы эту ведомственную дорогу примем в существующем виде, то нам самим необходимо будет проводить её реконструкцию. А там 140 километров. При средней цене за километр от 50 до 70 миллионов рублей в зависимости от проекта получается не менее 7 миллиардов. Откуда взять такие деньги? Мы с удовольствием готовы принять все ведомственные дороги, но при условии, что владельцы компаний приведут их в нормативное состояние. Можем даже вести переговоры о совместном финансировании. Но взять на бюджет и содержание, и реконструкцию не позволяют средства.

Интересовались главы территорий и судьбой второго моста через Обь близ Сургута. Пропускная способность существующего вантового моста, открытого в 2000 году, превышена уже в пять раз. И транспортный поток продолжает нарастать. Ведь иного пути, связывающего Ямал и Югру с «большой землёй», просто нет. «В сентябре заканчивается контракт на обоснование инвестиций по данному объекту, — заметил Константин Масраков. — Готовится задание на проектирование. По техническому заданию на это уйдёт 25 или 29 месяцев. Конкурс планируем провести до конца текущего года. Строительство может быть начато уже в 2016 году».

Денег катастрофически не хватает

Уже после заседания координационного совета правительство округа приняло решение об увеличении сметы региональной программы развития транспортной инфраструктуры. Причём на текущий год добавлено 1,9 миллиарда рублей. Дополнительные бюджетные средства пойдут на проектирование двух новых мостов через Обь — в Октябрьском районе и близ Сургута, а также на завершение строительства пятой и шестой очередей Восточной объездной дороги в Сургуте. «Мы планируем строительство полноценной взлётно-посадочной полосы в Берёзово, — поделился планами Алексей Вторушин, директор окружного департамента дорожного хозяйства и транспорта. — В ближайшее время приступим к строительно-монтажным работам. Также в течение двух лет приведём в нормальное состояние аварийный участок дороги от Советского до Талинки».

Подготовлен и новый проект окружной программы развития транспортной системы с 2014 по 2020 год. Его обсуждение состоялось в Ханты-Мансийске на минувшей неделе. Общее финансирование на ближайшие семь лет определено в 88,7 миллиарда рублей, из которых 72,3 миллиарда пойдут на дорожное хозяйство. Предстоит построить 186 километров новых дорог и реконструировать 157 километров. Текущему ремонту подверг-нутся не многим более 200 километров.

Валерий Сусликов, директор по развитию «Хантымансийскдорстроя», на общественных слушаниях углубился в программу: «Объёмы работ не только не позволяют стабилизировать состояние дорожно-строительных предприятий региона, но и предполагают резкое сокращение наших мощностей. Из пяти строительных управлений «Хантымансийскдорстроя» программа обеспечивает работой только одно. Четыре других — почти две тысячи человек — вынуждены переводить в другие регионы. Естественно, персонал будет сокращаться. Это не программа развития, а программа сохранения остатков!»

А Сергей Дубовец, заместитель генерального директора «Северавтодора», отметил сокращение средств на содержание дорог. Согласно программе доля трасс, не отвечающих нормативным требованиям, возрастёт к 2020 году с нынешних 16,9% до 23%.

— Протяжённость дорог с нормативным состоянием будет расти, но медленнее, чем дороги приходят в негодность, — подчеркнул Алексей Вторушин. — Денег на ремонт катастрофически не хватает. Нормативам уже сегодня не соответствуют 440 километров, практически тысяча километров недоремонтирована… На дороги нам нужно ещё порядка 40 миллиардов рублей, но их в бюджете не предусмотрено. Объёмы дорожной деятельности сегодня не то что растут, но и не катастрофически падают. Задача бизнеса — подстраиваться под ситуацию».

Нормативам в Югре уже сегодня не соответствуют 440 километров дорог, практически тысяча километров недоремонтирована…

Нравится

Статьи по теме

№112 (5789)
04.07.2013
Любовь Гордиенко
Дачникам понравится строить дороги?
№109 (5786)
29.06.2013
Дмитрий Неволин
Партийный проект: словом и жезлом

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"