“Нельзя хорошую жизнь людей откладывать на отдаленную перспективу”, — сказал Владимир Путин на одном из заседаний Президиума Правительства РФ.

Курс ЦБ РФ
сегодня USD79.7108EUR90.5207
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | +6...+8 °C | |
Ханты-Мансийск | +5...+7 °C | |
Салехард | +1...+3 °C |
Экономика
Как заработать хорошую пенсию?
“Нельзя хорошую жизнь людей откладывать на отдаленную перспективу”, — сказал Владимир Путин на одном из заседаний Президиума Правительства РФ. В наибольшей мере эти слова премьера касаются сегодняшних пенсионеров, которые по причине своего возраста не имеют возможности долго ждать лучшей жизни.Как будут расти пенсии
На совещании Правительства РФ, состоявшемся 1 октября, и неделей позже в выступлении в Государственной Думе министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой были затронуты будущие изменения в пенсионном законодательстве. Было оглашено также, что с 1 апреля 2009 года страховая часть пенсий будет проиндексирована на 15,6 процента, а базовая часть (сегодня ее размер 1794 руб.) — 1 марта на 8,7 процента и 1 декабря на 26,15 процента. Путем несложных арифметических действий любой человек уже сегодня может определить размер своей пенсии в следующем году. Если пенсия трудовая, то в талоне, прилагаемом к пенсии, указываются (последнее время) отдельно размеры страховой и базовой частей пенсии. Если у гражданина социальная пенсия, то она рассчитывается на основе базовой части пенсии с использованием соответствующих коэффициентов. Дополнительную прибавку в 10 процентов к страховой части пенсии с 1 января 2010 года получат те, кто вышел на пенсию раньше 2002 года. Тем же, кто стал пенсионером до 1991 года, добавят к страховой части еще по 1 проценту за каждый год трудового стажа, выработанного в советский период. Правда, таких граждан осталось совсем немного.
Выступая перед депутатами Госдумы, Татьяна Голикова сказала, что окончательные правительственные предложения по изменению пенсионного законодательства будут оформлены и внесены в парламент в конце 2008-го или начале 2009 года, а сегодня намечены целевые параметры пенсий, на которые уже можно ориентироваться. Предполагается привязка нынешних пенсий к прожиточному минимуму. В 2011 году средний размер трудовой пенсии по старости будет равен двум прожиточным минимумам пенсионера (ПМ), в 2016 году — 2,5 ПМ, а в 2020 году — 3,0 ПМ. Средний размер социальных пенсий к концу 2009 г. будет равен ПМ. Однако часть граждан по-прежнему будет получать социальные пенсии ниже прожиточного минимума, хотя их станет меньше. Те же, за кого с 2010 года в течение тридцати лет работодатель будет отчислять страховые взносы в пенсионную систему, в 2040 году смогут получать пенсию в размере 40 процентов от своего среднего заработка. Таким образом, для пенсионеров разных поколений намечены разные пути роста их пенсионного обеспечения.
О коэффициенте замещения, прожиточном минимуме и пенсионных накоплениях
В условиях постоянного роста цен обсуждение размеров будущих пенсий без сопоставления их с будущими ценами не имеет практического смысла, так как не позволяет сделать вывод, увеличится ли их покупательная способность. Наиболее объективным показателем качества пенсионного обеспечения граждан в такой ситуации является коэффициент замещения утраченного заработка, то есть соотношение размера средней пенсии к размеру средней зарплаты по стране. Если, например, этот показатель равен 25 процентам, то это означает, что человек, переходя с зарплаты на пенсию, в среднем понижает свой жизненный уровень в четыре раза. При коэффициенте 40 жизненный уровень снижается соответственно в 2,5 раза и так далее. В 1997 году коэффициент замещения утраченного заработка равнялся 40 процентам, в конце 2001-го (накануне пенсионной реформы) — 33 процентам, в текущем году — 23 процентам с небольшим. За последнее десятилетие благодаря высоким ценам на нефть доходы федерального бюджета увеличились более чем в 10 раз. То есть, в то время как государственная казна богатела, уровень пенсионного обеспечения граждан снижался.
Согласно Конвенции Международной организации труда и Европейской социальной хартии минимальный уровень пенсий не должен быть ниже 40 процентов от утраченного заработка. При условии выполнения этого норматива размер средней трудовой пенсии у нас был бы не менее 7500-7800 руб. уже сегодня, а не через некоторое время, когда эта сумма из-за инфляции изрядно похудеет. Если бы Россия руководствовалась нормативами европейских стран, где размер средней пенсии составляет 50-70 процентов от средней зарплаты по стране, то наша средняя трудовая пенсия составляла бы от 9300 руб. до 13000 руб.
Показателен телевизионный сюжет, прошедший 23 октября по каналу “Вести-24". 15000 ирландских пенсионеров вышли на улицу с протестом против решения правительства в связи с финансовым кризисом временно отменить бесплатное медицинское обслуживание для пенсионеров, чей доход превышает 36 тысяч евро в год, то есть более 69000 руб. в месяц. Наши люди из-за таких мелочей на демонстрации не ходят, хотя им тоже приходится оплачивать часть медицинских услуг из своих скромных пенсий. Зато мы превзошли европейцев кое в чем другом. По количеству долларовых миллиардеров Россия на втором месте в мире после США, а по размерам накопленных золотовалютных резервов на третьем в мире после Китая и Японии.
Судя по выступлению Татьяны Голиковой в Госдуме, нынешние пенсионеры не могут рассчитывать на уровень пенсий в 40 процентов от средней зарплаты по стране ни сейчас, ни в обозримом будущем, хотя все необходимые предпосылки для решения данного вопроса в настоящее время имеются. Вместо этого, как мы отметили выше, наши пенсии планируют привязать к прожиточному минимуму пенсионера. Возникает вопрос: как появился и что такое прожиточный минимум, от которого столь зависимы наши пенсионеры?
Оказывается, параметры ныне действующего прожиточного минимума были установлены временно, еще правительством Гайдара, НА ВОСЕМЬ МЕСЯЦЕВ, как кризисные, предназначенные для физиологического выживания людей, а не для периода нормальной жизни. Но эти критерии существуют до настоящего времени без особых изменений. Об этом сообщил руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер, который в 1992 году занимался подготовкой проекта указа президента Ельцина по данному вопросу. Поскольку кризисный период начала 90-х годов давно канул в Лету, Гонтмахер предлагает перейти на другие параметры прожиточного минимума, которые были утверждены при президенте СССР Горбачеве и вдвое превышали нынешние. Однако существует препятствие. При переходе на новые параметры прожиточного минимума автоматически возрастут финансовые затраты на социальную сферу, в том числе на пенсии.
До реформы 2002 года в России функционировала страховая пенсионная система, основанная на солидарности поколений, в которой не было обязательного накопительного элемента. Подобные системы существуют и успешно функционируют во всех развитых странах мира (Европе, США, Канаде, Японии и других), и ни одна из этих стран не собирается отказываться от них ни в настоящее время, ни в ближайшей или более отдаленной перспективе. В этих странах накопительная система применяется не как обязательная, а как дополняющая и добровольная. Но в 2002 году в России была введена обязательная (принудительная) индивидуально-накопительная пенсионная система. Однако накопительная пенсионная система не может эффективно функционировать в условиях такой высокой инфляции, которая фиксируется в России (11,9 процента в 2007 году и еще больше в 2008 году) и которой нет в развитых странах.
Если подсчитать, на сколько за 20-40 лет в результате инфляции уменьшатся пенсионные накопления россиян, и оценить возможные финансовые риски, то возникает вопрос о целесообразности такой системы. Разумнее сначала снизить инфляцию до уровня Японии (0 процентов в 2007 году) или Евросоюза (1-2 процента в течение 16 лет, предшествующих 2007 году), а уж потом внедрять принудительную накопительную пенсионную систему. Пока же наш случай можно охарактеризовать следующими словами: “У нынешних пенсионеров отняли, а будущим не дали”. Считаю, что для улучшения ситуации надо обязательный накопительный элемент пенсий отменить, а денежные средства направить на выплату текущих пенсий. Для желающих оставить только добровольные накопительные взносы, как это принято во всех развитых странах мира.
О социальных налогах и индексации пенсий
Сегодня ставка единого социального налога, которую платит работодатель с зарплаты работника до 280000 руб. в год составляет 26 процентов (в том числе тариф на пенсионные нужды — 20 процентов), до 600000 руб. в год — 10 процентов, а свыше этой суммы — 2 процента. 1 октября правительство приняло решение, что начиная с января 2010 года действующий единый социальный налог заменяется тремя страховыми взносами с общей ставкой 34 процента, в том числе тариф взноса в Пенсионный фонд РФ составит 26 процентов. Решено, что социальные налоги будут взиматься лишь с заработной платы, не превышающей 415000 руб. в год. Сверх данного порога эти взносы уплачиваться не будут. От внедрения новой системы взимания социальных налогов выиграют предприятия отраслей, где традиционно высокая зарплата, то есть “Газпром”, нефтяные, топливные компании, металлургия и т.п. И довольно существенно проиграют малозарплатные и трудоемкие отрасли: легкая и пищевая промышленность, машиностроение и другие. Возникает также подозрение, что общий объем пенсионных страховых взносов, поступающих в Пенсионный фонд РФ, при этом может сократиться с вытекающими из этого последствиями для пенсионеров, поскольку богатые в значительной мере будут освобождены от налогов, а другие работодатели по причине увеличения налоговой нагрузки станут стремиться уводить часть своих доходов в тень. К тому же при новой системе налогообложения сделать это будет несложно. Теоретически это возможно. Весь фонд оплаты труда предприятия за исключением МРОТ оформляется на одного человека, который затем в виде “благотворительности” распределит деньги среди работников предприятия. При этом социальные налоги начисляются только на сумму 415000 руб. плюс на МРОТ каждого работника, а остальной фонд оплаты труда социальным налогом облагаться не будет. В результате и закон не нарушили, и социальные взносы как положено не заплатили. Таким образом, вместо ожидаемого увеличения объема собираемых налогов может произойти его сокращение.
Во всех цивилизованных странах мира действует принцип: с большего дохода взимается больший процент налога и только в России наоборот. С большого дохода сегодня берут социальный налог 2 процента, а с 2010 года вообще не будут брать ничего. И одна из причин, что миллиардеры у нас плодятся как кролики, а пенсионеры получают мизерные пенсии, состоит в том, что богатые платят маленькие налоги. Вывод из вышесказанного: процентную ставку социального налога надо не увеличивать, а оставить прежней (в том числе 20 процентов на пенсионные нужды), но одинаковую для всех уровней дохода, то есть регрессивную школу налогообложения заменить на плоскую.
Постоянное уменьшение коэффициента утраченного заработка и тем самым обесценивание пенсий обусловлено особенностью действующего законодательства. В статье 17 Закона “О трудовых пенсиях в РФ” сказано, что базовая часть пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом. Примерно также индексируется страховая ее часть. Данный способ индексации не является объективным и справедливым, поскольку фактическая инфляция для пенсионеров значительно выше официальной, которая к пенсионерам имеет такое же отношение, как средняя температура по больнице к отдельно взятому больному. В потребительскую корзину, по которой рассчитывается официальная инфляция, входят, например, ужин в ресторане, мясные деликатесы, меха и т.п. Инфляция рассчитывается Росстатом по сотням товаров и услуг, часть из которых в цене не выросла или выросла незначительно, а некоторые товары даже могут подешеветь. В то же время продукты питания и жилищно-коммунальные услуги, на оплату которых пенсионеры в основном тратят свои пенсии, постоянно и очень ощутимо растут в цене. Значительный рост тарифов на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки и услуги ЖКХ уже заранее запланированы в федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов, а это в свою очередь одна из причин роста цен на продовольствие.
По данным Росстата, стоимость минимального продуктового набора только за первые шесть месяцев этого года выросла на 20 процентов. В результате получается, что инфляция для пенсионеров может быть в 2,5-3 раза выше официальной, согласно которой в соответствии с действующим законодательством индексируют пенсии. Известно, что прожиточный минимум считается не только в среднем на душу населения, но и отдельно для пенсионеров. Почему бы Росстату аналогично не рассчитывать инфляцию отдельно для пенсионеров? Но этого не делается, значит, в законе изначально заложена норма, направленная на обесценивание пенсий, которую необходимо изменить.
Что надо делать
Государство имеет возможность спокойно уже сегодня выплачивать среднюю трудовую пенсию в размере 40 процентов от средней зарплаты по стране всем гражданам вместо нынешних 23 процентов, а не обещать это в отдаленной перспективе лет через тридцать.
Для этого нужно:
- Отменить обязательные (принудительные) отчисления страховых пенсионных взносов в накопительную часть пенсий и эти денежные средства направлять на выплату текущих пенсий. Оставить только добровольные пенсионные накопления, как это принято во всех развитых странах мира.
- Установить одинаковый тариф страховых взносов, отчисляемых в Пенсионный фонд РФ в размере 20 процентов со всех доходов независимо от их величины.
- Расходы на финансовые и материально-техническое обеспечение деятельности страховщика, Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов осуществлять из федерального бюджета, а не за счет пенсионных страховых взносов, которые должны использоваться только на выплату трудовых пенсий.
- Предоставить налоговые льготы работодателям, которые трудоустраивают у себя пенсионеров.
- Изменить параметры прожиточного минимума, вернувшись к тем, которые были приняты перед кризисом начала 90-х годов.
- Обязать Росстат ежеквартально рассчитывать уровень инфляции непосредственно для пенсионеров.
- Ежеквартально индексировать пенсии пропорционально росту средней зарплаты по стране, но не ниже уровня роста инфляции для пенсионеров.
Эти мероприятия направлены на повышение среднего размера пенсий по стране, устранение их инфляционного обесценивания, увеличение числа работающих в стране, с зарплаты которых будут отчисляться дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, повышение минимального размера пенсий и увеличение социальной помощи бедным.
По информации Евгения Гонтмахера, в России сейчас 75 миллионов человек экономически активного населения, а с предоставлением налоговых льгот работодателям, использующим труд пенсионеров, их количество может увеличиться. Это примерно в два раза превышает число граждан, получающих пенсии за счет пенсионных страховых взносов. Налоговый тариф, который сегодня взимается с работодателей на нужды пенсионеров (а с больших доходов должен взиматься), равен 20 процентам от зарплаты работников. Получается, что на одного пенсионера приходится примерно по два работающих, за каждого из которых будет выплачиваться тариф по 20 процентов с их зарплаты, дважды по 20 процентов — получается 40 процентов на одного пенсионера, что и требовалось доказать. Таким образом, все необходимые основания для увеличения размера средней пенсии до 40 процентов от средней зарплаты по стране имеются. Надо только страховые пенсионные взносы направлять по прямому назначению на выплаты текущих пенсий и правильно взимать налоги, как это делается во всех цивилизованных странах.
Сегодня многие люди в стране и в Тюменской области живут хорошо или очень хорошо благодаря доходам, поступающим в федеральный и областной бюджеты из нефтегазового комплекса. Эти огромные доходы — заслуга сегодняшних пенсионеров, которые в 60-80-е годы прошлого столетия открыли богатейшие в мире месторождения углеводородов и в тяжелейших производственных и бытовых условиях построили большинство ныне действующих объектов по добыче и транспортировке нефти и газа. Сейчас эти люди получают маленькие пенсии, обеспечивающие лишь их “физиологическое выживание”. Было бы справедливо, если бы власти наконец-то оценили вклад ветеранов в создание финансового потенциала страны и региона и назначили доплату к пенсиям хотя бы тем, кто отмечен правительственными наградами за освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири.
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.