29 марта 2024     

Культура   

Книжная полка «ТИ»

Каждый попадает в свой переплёт

Книжные полки бывают разные. У кого-то это грубые деревянные полки, забитые любимым, потрепанным, читаным-перечитаным. У кого-то — стеллажи, на которых среди безделушек, закупленных на «барахолках мира», затерялась пара «бестселлеров». Кто-то прикипел душой к очередному гаджету — тонюсенькой электронной книжке, куда можно, не страшась аллергии на живую книжную пыль, скачать всего Достоевского и Маринину. И потом читать самозабвенно в не слишком дружелюбной тесноте утренней маршрутки…

Книжная полка «Тюменских известий» реальна, осязаема, хотя пока не претендует на респектабельно-академическое собрание сочинений. Но почитать у нас есть что.

На нашу «фирменную» полку мы ставим книги, которые дарят нам друзья редакции — те, кого связывает с нами не слишком благодарная и уже поэтому благородная внештатная работа. Или просто многолетняя «идейная» дружба.

Иногда мы сами что-то «издаем». Итогом, как это принято громко говорить, двух десятилетий жизни газеты стал двухтомник «Тюменские известия»: на рубеже тысячелетий». В нем — все, чем газета жила 20 лет. Все о том, как шло ее становление, как строился мостик «читатель — газета». Без преувеличения знаковым событием стал выход книги-альбома «Письма с фронта»: сборник уникальных человеческих документов — живых писем, написанных нашими земляками в окопах, в землянках, с передовой.

Сейчас готовим четвертый том «Парламентских диалогов», который должен выйти к 20-летию Тюменской областной Думы (газета возрастом чуть постарше регионального парламента!). Особенность издания: парламентарии выступают в непривычном, порой «человеческом» формате. Вспоминают о корнях, родителях, друзьях, победах и поражениях. Обо всем, что встретилось важного на пути к важному статусу народного избранника.

Скромный газетный бюджет не позволяет нам порой сделать то, что надо бы сделать. Примеров немало. До сих пор не дошли руки, чтобы переиздать сборник стихов поэта Александра Гришина. На страницах «ТИ» поэт был бойцом: воевал за правдивое слово, за антигламур в поэзии и литературе. За антитупость, античванство, антилизоблюдство…

…Ноябрь был щедр на книжные новинки. На нашу полку мы поставили сразу четыре достойные издания. Достойные прежде всего внимания читателя. Эти книги перед вами, наш уважаемый читатель.

Вероника Наумова

 

Урок истории от Рафаэля Гольдберга

«Кошка по имени гласность» — так называется книга, на презентацию которой пригласил нас её автор Рафаэль Гольдберг, главный редактор газеты «Тюменский курьер».

Книга, по его словам, «сложилась из газетных очерков и репортажей, написанных и опубликованных после того, как в журналистскую практику вошло неизвестное прежде слово «гласность».

Между двумя «корочками» — двадцать лет в «Курьере». После того, как ушел из «Тюменских известий», одним из отцов-основателей которых, собственно, и был. Как-то в разговоре Гольдберг обмолвился: «Когда ушел из «Известий», думал, что умру. Поэтому решил делать свою газету». И, конечно же, он ее сделал. Потому что унес с собой в новую газету свое скрупулезное знание цены газетного слова, острое чувство правды-неправды, родственно-личностное отношение к эпохе (и с эпохой). Мальчишеское, до сих пор не ослабевшее любопытство к жизни…

Прочтете книгу — увидите, сколько километров Гольдберг «намотал» в поездках по стране, по Тюменскому Северу. За пределами Отечества. Скольких людей повстречал, сколько уникальных судеб «вмонтировал» в свое повествование — захватывающее, ошарашивающее.

Мотив — мотивацию — жестко наметил сам: «Понять и принять, что и почему происходит со страной».

То, что тексты (в журналистике любой, самый пронзительный кусок человеческой жизни можно, прилично назвать «текстом»), вошедшие в книгу, появились сначала на страницах городской газеты, еще раз убеждает в том, что свое новое детище редактор Гольдберг делал по классическим принципам классической журналистики. То есть в твердом убеждении, что городская среда — это не только преданное анафеме ЖКХ, автобусы, клумбы и фонтаны. Это люди, которые хотят думать над фактом, перепроверять его, одним словом, размышлять.

Все эти 20 лет Рафаэль Соломонович не жалел для своего читателя пищи к размышлению. Рецепт проверенный: необязательно перец, но обязательно соль.

Судьба сосланного Карла Карловича Абеля, «выселенца» из деревни Круча Азовского района Омской области. «Ссыльный колхоз «Вперед», «Объект Збарского» (тайны тюменской «ленинианы»).

Удивительный «Туруханский дневник» (очерк «Таинственный остров»), ставший литературным (историческим? журналистским? гражданским?) итогом участия главреда «Курьера» в пешем переходе по участку «мертвой дороги». Из Красноселькупского района Тюменской области — в Туруханский район Красноярского края. Этот дневник до сих пор хранится в архиве Гольдберга. Записи в нем, вспоминает он, делались на ходу и в вертолете, в моторке и у костра. «Меж страницами попадаются пушинки пепла и еловые иголки…»

Что они увидели в этом своем пешем походе? Бараки лагпункта-29, укрытое от истории лагерное кладбище. Карцер с горькой и стёбной надписью на потолке: «Сам бы посидел!»

И, конечно же, сотни документов. Рабочие табели, графики выхода на дежурство, «арматурные» книжки (опись выданной заключенным одежды, обуви, белья)… Множество ПОДРОБНОСТЕЙ, которые, как, вероятно, думало тогда лагерное начальство, этим людям больше не понадобятся. Множество человеческих документов, на обороте которых располагался текст указа «от четвертого шестого сорок седьмого». «Того самого, — скупо комментирует Гольдберг, — о колосках». И прибавляет: «Подробности у Солженицына в повести «Один день Ивана Денисовича»…

Братоубийственная бойня в Югре 1921 года. Коллективизация. Война — «главная», по признанию автора, книга, которую он пишет не одно десятилетие.

И всегда в центре — документ. Главная и ценная добыча журналиста. Культ документа — найденного, восстановленного, возвращенного человеку. Может, потому это так важно для Гольдберга-документалиста, что свой собственный документ — свидетельство о рождении — он получил лишь в 1945 году, когда ему исполнилось 7 лет. Такая судьба.

«Хорошо, что существует центральный архив ФСБ, где есть некая ячейка, камера хранения информации об истории нашей семьи. Печальной, к сожалению, истории». Мама — учитель русского и литературы. Отец — агроном. Ссылка и расстрел…

Гольдберг путешествует по миру, задавая людям массу неудобных вопросов — и привозя ответы на них своим читателям. В Чикаго его интересует — почему воевавшие американцы, ветераны, живут лучше наших, не думая, успеют ли получить квартиру до очередного юбилея Победы. В Германии, в знаменитом Трептов-парке, где похоронены 5 тысяч советских солдат и офицеров, горько сожалеет: «Инструменты губернаторского оркестра, это с ними я ехал через Германию, были упакованы, и тюменские парни не смогли сыграть марш победы над могилами наших солдат. Но этот марш все равно звучал у меня в ушах».

В книге есть глава о том, как Раф (так его зовут только друзья) слушает джаз в Новом Орлеане, штат Луизиана, «Когда святые маршируют». Он сдержан в эмоциях: «Под эту музыку должны замаршировать не только святые!»

Мне кажется, между джазом и редактированием газеты — таким, как его понимает Гольдберг, — много общего.

А причем тут кошка, спросите вы? Читайте — все узнаете.

P.S. Приобрести книгу «Кошка по имени гласность» можно в редакции газеты «Тюменский курьер» по адресу: улица Первомайская, 20.

Гольдберг путешествует по миру, задавая людям массу неудобных вопросов.

 

Юрий Бакулин, честный шифровальщик

В магазине «Знания» появилась в продаже книга «Довольные судьбой. Искусство очерка». Она принадлежит перу первого редактора «Тюменских известий» Юрия Бакулина.

К огромному сожалению, книжка вышла уже после смерти Юрия Степановича. Его не стало 17 сентября 2012 года, и, как сказано в примечании к «Биографии», он «мужественно продолжал писать до последнего дня». Мы, журналисты «ТИ», знаем, как страстно желал Бакулин появления этой книги. Не из писательского тщеславия, нет: строчек, написанных им за жизнь, — профессиональных и честных строчек — хватит не на одну человеческую судьбу.

Думаю, он спешил отдать земные свои долги: рассказать о людях, в то или иное время появившихся на его, бакулинской, орбите. Людей, которых он всей широтой своей души любил и которых ревностно «коллекционировал» для истории. В «Искусстве очерка» вы можете прочесть о них. Это Юрий Осипов, Рашид Зиганьшин, архимандрит Тихон, Поликарп Прокопьев, Геннадий Богомяков, Зот Тоболкин, Анатолий Круговых, Владимир Игловиков и многие другие. Ощущение, что Бакулин был неким центром притяжения… впрочем, он им и был.

Ирония судьбы — добрая ирония — распорядилась так, что до поступления на отделение журналистики УрГУ Бакулин, уроженец деревни Еловка Тобольского района, в 1956 году окончил Красноярское военное училище специальной связи. Учился на шифровальщика! Более бесхитростного, более далекого от любого «шифрования» — редакторского, человеческого — трудно представить…

Автор предваряет свое сочинение такими строчками: «Галине, любимой моей жене, посвящается эта книга». Спасибо самоотверженной Галине, что книга нашего первого редактора увидела свет. Недавно мы побывали у Галины Дмитриевны в гостях. Как всегда хлебосольная, искренняя, внимательная (повезло Бакулину с женой, и он всякий раз спешил в этом признаться), стала рассказывать о их жизни.

Стараясь не заплакать при нас, вспоминала… Они с Юрием Степановичем учились в одной школе: он — бравый десятиклассник, она — скромная шестиклассница. Она всегда держала его в поле зрения… И вдруг он исчез. Уехал, поступил в училище. Прошло время. Она, уже «девица на выданье», платье, собственноручно сшитое по «киношной моде», коса, живая ромашка в косе — лучшее украшение… Шла по Тобольску… и вдруг он, Бакулин. Увидел её. Заметил сразу (мы слушаем во все уши, а у Галины Дмитриевны глаза сияют!). Подошел, спросил что-то не к месту — лишь бы спросить!

…А потом на танцах он подошел к ней, бесцеремонно оттер кавалера… и все. Сказал: через три дня идем расписываться. Орел, красавец. Она «продержалась» полгода, которых после Юрий Степанович не мог простить ей. Упрекал: «Отняла у меня полгода жизни!» Думаю, не шутил.

…Почему именно этот фрагмент из книжки захотелось процитировать? Да потому что мы проживали «известинскую» жизнь рядом с Бакулиным. Вместе с Бакулиным. Сообща.

«Нас, отцов-основателей (так называют коллеги), было четверо. И у каждого был свой солидный опыт. Как положительный, так и отрицательный (особенно у меня, поработавшего в двух редакциях уже более 30 лет). Мы хотели взять с собой лучшее и оставить навсегда худшее. А этого худшего было немало. Например, пресловутая «отработка», когда по давно устаревшим «ленинским принципам» газеты должны были делать не только профессиональные журналисты, но и так называемые рабочие и крестьянские корреспонденты с мест. И в обязательном порядке каждому из нас вменялось «своих» строк — 40 процентов, 60 — авторских. Эту дикость мы решили напрочь искоренить. Как и непомерную правку материалов в газеты. Решили: лучше возьмем в штат таких журналистов, которых вообще не нужно править. И никаких партийных пристрастий — в редакции партсобраний не будет!

И вдруг нам крупно повезло: ликвидировали областной комитет народного контроля и освободились помещения во вставке между зданиями Дома Советов и Главтюменнефтегаза. Три этажа, небольшие кабинеты. На первое время нам это подходило. Однако ничего нет более постоянного, чем временное, — редакция и спустя 20 лет располагается в этой вставке. А тогда при помощи председателя облсовета Юрия Шафраника мы начали занимать там кабинет за кабинетом.

Каждый день коллектив увеличивался на несколько человек...

Труднее было с подпиской на новую газету, с решением многочисленных вопросов с полиграфистами…

Полиграфисты вообще поначалу отказывались печатать нашу газету: нет, мол, бумаги, многих материалов. Связисты грозили большим повышением цен на доставку газеты подписчикам. Напрасно пытался убедить их, что наступили новые времена, надо переступать через бюрократические параграфы, искать нестандартные решения. По этой причине я предложил Юрию Шафранику сменить издателя, которым был облполитиздат. Пусть им станет президиум облсовета — по примеру газеты «Известия», учредителем был Верховный Совет СССР, а издателем — его президиум

В те дни более капитально влез в политическую кухню области. Тот же Шафраник, бывая откровенным в разговорах со мной, досадовал, что область много теряет от двоевластия. Ведь функционировал еще обком КПСС, первый секретарь которого всегда был полновластным хозяином области. Но времена менялись, власть постепенно переходила к областному Совету народных депутатов…

Тот же Шафраник постоянно требовал от меня какой-то бизнес-план, о котором я понятия не имел. У него не раз в разговорах прорывалось презрительное: «учителя». То есть те, кто не знает и даже не понимает, как надо начинать всякое новое дело. Однако я не считал его и других «технократов» весьма компетентными в деле организации новой газеты. Тут нужен другой ум, опыт и многое другое, что так трудно было втолковать «технократам». Руководить нами пытались многие… Только привыкнешь к одному «куратору», появляется другой...»

Он спешил отдать земные свои долги: рассказать о людях, в то или иное время появившихся на его, бакулинской, орбите.

 

Вас приглашает целитель Сурина!

В пятницу, 29 ноября, в 15 часов в конференц-зале Тюменской областной научной библиотеки имени Менделеева пройдет презентация новой книги народного целителя, известного специалиста в области традиционной народной медицины, кандидата биологических наук Лидии Несторовны Суриной.

Книга под названием «Школа выживания. Народная медицина: советы от Лидии Суриной» представляет собой сборник материалов, вышедших на страницах парламентской газеты «Тюменские известия» более чем за 10 лет.

По сути сборник представляет собой самоучитель. Который не просто позволит вам на долгие годы сохранить физическое здоровье, но и силу духа, уверенность в себе, молодость мироощущения.

На презентации вы сможете приобрести книгу с дарственной надписью автора. Приходите, мы ждем вас!

 

Литература как пособие для прокуратуры

Тот, кто читал прозаические миниатюры начинающего тюменского писателя Александра Засекина, наверняка уже заметил: ему интересны небольшие территории, которые можно охватить одним взглядом.

Визитная карточка Засекина представляет своего владельца как этнографа и путешественника, то есть человека, пытающегося изучать окружающий мир с помощью собственных ощущений. А биография автора подчеркивает: Саша находится в активном поиске СЕБЯ. Работа в милиции, затем — адвокатура… Все это сформировало привычку быть точным даже в деталях. Для литератора — бесценную привычку.

Недавно Засекин вернулся из экспедиции на остров Белый, куда ездил в группе волонтеров, которых организовали на борьбу с последствиями поведения покорителя ямальского Севера… Если говорить языком обывателя — вместе с другими участниками экспедиции Александр занимался очисткой острова от «культурного» слоя, оставленного после себя людьми.

Вот что Засекин, хорошенько подумав, сообщил о себе:

— Мой дед был краеведом, одно время даже руководил Тюменским краеведческим музеем. Он публиковался в тюменских газетах и писал книги по этнографии и истории освоения Сибири. Писал в стол, потому что ни одна его книга не увидела свет. От него мне в наследство досталась немецкая пишущая машинка. На ней я печатал свои первые школьные рефераты по истории.

Всегда любил литературу, но никогда не думал, что начну писать сам. Сначала совершенно неожиданно появился один рассказ, затем второй, третий… Остановиться было уже трудно. Они копились, ожидая накопления критической массы. И тогда, ещё не бросая все свои обыденные занятия, я сам для себя понял — хочу писать. Писать о том, что видел. О том, что я чувствую. Писать не только ради мысли, но и ради красоты слова.

«Время черных лесорубов» — совершенно необычный очерк, как бы возрождающий из пепла времени советский жанр производственного романа. И ценен он тем, что от первого и до последнего слова является былью: честным и зачастую нелицеприятным отражением состояния лесной отрасли России. Можно много говорить о лесе, возрождении лесной промышленности, о совершенствовании лесного законодательства. Но едва ли кто-то из людей, не причастных к лесному бизнесу, может точно и по-деловому обозначить все болевые точки.

Мне повезло: в течение полугода я варился в «лесном» котле, увидев и делянки, и способы современной заготовки древесины, и мог оценить уровень развития современной российской лесопереработки. Выводы получились в основном горькие. Но услышать эти выводы и наблюдения, думаю, стоит.

От редакции добавим: книга «Время черных лесорубов», на наш взгляд, вполне годится в качестве обучающего пособия для работников прокуратуры. Настолько детально, глубоко и беспристрастно показаны в ней те безобразия, которые мешают России сделать шаг к цивилизованному «лесному» бизнесу. Рекомендуем!

P.S. Книгу «Время черных лесорубов» можно приобрести в тюменском магазине «Знания».

Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"