26 апреля 2024     

Общество   

ЦЫГАНСКАЯ ШКОЛА: УРОКИ РУССКОГО

К остановке возле моего тюменского микрорайона 24-й автобус обычно подходит полупустым, но в этот последний рабочий день декабря он был набит основательно. Протискиваюсь. Пассажиры кто с опаской, кто с интересом оглядываются на веселую ватагу цыганят, разместившуюся в конце салона. Пара мальчуганов теснится, освобождая мне место: “Садись”. Присаживаюсь рядом. Смеясь, спрашиваю, откуда сей эскадрон цыган летучих. Женщина средних лет, сидящая в окружении ребятни, отвечает серьезно: “А это цыганская школа. Кстати, единственная в России. А вы не знали?” Не знала.
Вот так, в автобусе, состоялось мое знакомство с необычной школой и ее заведующей Тамарой Алексеевной Смирновой. Ребятишки, принаряженные, мордашки радостные, о чем-то оживленно говорят на своем языке, но при этом не шумят, не галдят. По дороге беседуем с директором. И выясняется: у детей сегодня поход в драмтеатр, а завтра в школе будет новогодний праздник. Тамара Алексеевна приглашает в гости.
После новогодних праздников на свой страх и риск иду искать школу. Со слов Тамары Алексеевны знаю, что она располагается в доме самого барона в цыганском поселке и найти ее будет нетрудно. Расспрашиваю прохожих, как пройти в поселок. Две подружки-школьницы, мои попутчицы, узнав, кто я и зачем, советуют одной к цыганам не ходить: “Они же дикие, налетят, ограбят”. Спрашиваю, на кого из местных жителей налетали супостаты, кого грабили. Девчонки не знают, но “люди говорят”...
Сделав изрядный крюк, наконец попадаю в поселок, в простонародье именуемый Нахаловкой. Пусто. Тишина. Цыган — ни диких, ни домашних — в округе не наблюдается. Лишь пара собак было налетела с воинственным лаем, но быстро потеряла ко мне интерес и лениво ретировалась. Строения в поселке типовые, одноэтажные домики, в большинстве своем не огороженные. Странно, ведь дачники вначале возводят заборы, а уж потом дома. О чем это я? Цыгане не дачники...
Возле одного из домов подростки не то собирают, не то разбирают останки бывшего некогда мотоциклом. Спрашиваю, как пройти в школу. Самый маленький чумазый подмастерье задает встречный вопрос: “А ты кто?” Объясняю. Удовлетворенный ответом Рома, так зовут мальчонку, ведет меня по поселку, попутно проводя ознакомительную экскурсию.
Дом цыганского барона — двухэтажный коттедж, рядом с другими соседними строениями из кирпича выглядит вполне презентабельно, но все же по размерам и архитектурным изыскам весьма скромен по сравнению с вызывающей роскошью особняков богатых тюменцев. Пронырливый Рома смело ведет меня в другую дверь, в дом самого хозяина. В темноте подает теплую ладошку, предупреждает: здесь ступеньки крутые, не бойся, собак нет, — одним словом, ведет себя как истинный джентльмен.
В большой комнате полутемно, на диване сидит женщина в окружении, как мне показалось, несчетного количества детишек. Сдержанно объясняет: сегодня суббота, школа не работает, Тамара Алексеевна будет в понедельник к двенадцати часам.
Рома провожает меня, показывает дорогу к остановке, долго машет вслед. Лишь время спустя осознаю свою бестактность: я нарушила нормы этики, заявившись в частное жилище без предупреждения. И, если бы меня здесь послали к черту, были бы совершенно правы.
(фото3)Для 1-го класса цыганский барон выделил просторную и светлую комнату на первом этаже своего дома, отдел образования помог с партами, не новыми, конечно, списанными, но еще крепкими. Подарили доску, тоже списанную, сегодня на ней Тамара Алексеевна пишет слоги на букву “в”: ви-, вы-, во-... Из наглядностей, столь необходимых в первый год обучения, — таблица с прописями. Такая висела у нас в классе, когда я пошла в школу в 1966-м. На стене напротив доски — красочная стенгазета, самодельная, да еще возле доски — касса букв и слогов. В классе — 32 первоклашки в возрасте от 6 до 12 лет. Мальчишки одеты в обычные джинсики, свитерочки, курточки, девочки постарше — в национальные цветастые юбки до пола, нарядные блузки, у некоторых на руках браслеты, кольца.
В распоряжении класса — раздевалка в холле, санузел. Кстати, 1-е сентября для многих ребятишек началось с банальной помывки в ванне. Сегодня детям уже не надо напоминать о гигиене.
Бросается в глаза увлеченность детей. Ни одной скучающей физиономии, все с одинаковым старанием записывают на листочки новые буквы и слоги. Здесь тишина не соблюдается. Если ребенок знает ответ на вопрос учительницы, он вначале истово тянет руку, а потом с места выпаливает ответ. “Таков темперамент”, — говорит Тамара Алексеевна, учитель с сорокалетним стажем.
Она предлагает детям назвать слова, где есть слог ву-. Ответы сыпятся с ходу: вулица, вурна, вутка. Со слогом ви- слова находятся быстро: виски, вино. Кто-то хихикает, Тамара Алексеевна поправляет учеников, смещает ударения или гласные...
Надо сказать, порой занятия затягиваются до часу, в нарушение всех норм, зато каждый из учеников может получить ответы на любой вопрос, высказать свое мнение, не боясь быть осмеянным или осужденным. Как и все дети на свете, цыганята любопытны, смешливы, доверчивы, и это несмотря на не совсем добрые уроки, которые им дает жизнь. Когда в классе становится шумно, с первой парты в крайнем ряду раздается басовитый голос Лолика. Мальчик что-то говорит по-цыгански — и становится тише. В первом классе он учится второй год, в русской школе не прижился. Зато в своей школе он самый прилежный ученик. Его мечта — стать депутатом, а для этого одной грамотности мало. В свободное от уроков время мальчик с отцом собирает и сдает металлолом, заработанные деньги идут в бюджет семьи.
Самого маленького первоклашку Тамара Алексеевна называет “Филипок”, помните рассказ Л.Толстого? Малыша зовут Артем, ему шесть лет, он один из племянников барона, возраст — его единственная привилегия, но от дежурства в классе она не освобождает. Уму непостижимо, как малышок вытирает с доски, если макушка пацаненка вровень с ее нижним краем. Артем завороженно слушает учительницу, впитывая всем своим крошечным существом новое. К концу второго урока глазки “Филипка” соловеют, он зевает, но усердно продолжает записывать буквы на листочке. Здесь многое напоминает рассказ классика: самозабвенная увлеченность детей, скрип мела... Забежавший в класс котенок по-хозяйски резвится возле доски, играет с тряпкой, шуршит на учительском столе, дремлет среди бумаг. В этой школе уроки не прогуливают, если бы занятия проводились по выходным, весь класс был бы в сборе.
Тамара Алексеевна, несмотря на пенсионный возраст и огромный стаж работы, похоже, сама увлечена не меньше, чем ее ученики. “У нас обоюдное обучение, — говорит она, — я учу их русскому языку, они меня — цыганскому. Мне интересно с ними работать, интересно узнавать их обычаи и традиции. Многое заслуживает уважения. Например, в цыганских семьях детей не бьют, дети, в свою очередь, почитают родителей. Слово взрослого — закон. Рассказывают о кочевой жизни — заслушаешься. Если была бы помоложе, написала бы книгу”.
Из тридцати двух учеников двадцать два носят фамилию Михай. Это родовая фамилия табора. Родственные связи тесно переплетены, и, возможно, потому невест цыгане выбирают в других таборах, осевших по разным городам России.
Самобытность и национальные традиции прослеживаются и в том, что в первом классе этой необычной школы уже трое мальчиков женаты. Согласно обычаям, цыгане рано женятся и выходят замуж, пару своему ребенку родители подыскивают заранее, и относятся к этому процессу серьезно. Может, поэтому в цыганских семьях практически нет разводов и очень четко распределены роли: муж — добытчик, за достаток в доме отвечает он, на плечах жены — все, что связано с домом. Вот и красавицы-хохотушки с последней парты, старательно выписывающие на листочках новые русские слова, через пару-тройку лет могут быть выданы замуж — и прощай, школа! Обидно...
В вошедшем в класс мужчине я при всей своей фантазии цыганского барона никак бы не признала. В моем воображении предводитель табора рисовался как некто средний между Будулаем и Егором Гайдаром с золотыми зубами. Геннадий Саулович Виноградов, так зовут барона, одет неброско и вместе с тем дорого, ему чуть больше сорока, но у него уже есть внуки и самые старшие учатся здесь.
“До 90-го года наши дети учились в школе, — вспоминает барон. — При советской власти получение начального и среднего образования было обязательным, власти за этим следили строго. Сейчас это никого не волнует. Задумка о создании своей школы появилась у меня года три-четыре назад, но ее осуществление стало возможным лишь после того, как мой дом стал пригодным для проживания. Вы видите, он еще не достроен. Когда будет готов второй этаж, откроем еще один класс. Меня многие спрашивают: “Зачем тебе это? Жил бы в свое удовольствие без проблем, как подобает цыганскому барону”. А как же ответственность перед своим народом, перед табором? Дети долгое время были предоставлены самим себе, попрошайничали, слонялись по улицам, могли попасть в самые непредсказуемые ситуации. Я видел, чувствовал, как падает культура, обесцениваются наши родовые традиции. И создание школы стало первым шагом к их сохранению. Уже сейчас заметно, как изменились наши дети. Они не болтаются без дела на улице и школу посещают с удовольствием, родители за них спокойны, потому что они заинтересованы в обучении своих детей.
Сейчас другое время, другая жизнь. Безграмотному человеку невозможно себя в ней найти. Наши дети хотят учиться, и я приложу все силы, чтобы дать им образование”.
Времени на долгую беседу у Геннадия Виноградова нет: с утра до вечера мотается по инстанциям. Открыть школу — одно дело, другое — оформить необходимые документы. Помощников немного — проверяющих найдется тьма. О помощниках не сказать нельзя. Без участия местных властей, конечно, не обошлось. Слова благодарности цыганский барон говорит в адрес заместителя мэра Тюмени А.Голоуса. Его неформальное, человеческое участие во многом способствовало открытию первой в России цыганской школы. Тетради, ручки, карандаши, мел, всю имеющуюся наглядность Геннадий Саулович покупает на свои деньги, он же платит и зарплату учителям. Вот и первую елку для ребятни поселка Виноградов организовал на собственные средства, пригласил Деда Мороза, Снегурочку, артистов. Праздник получился на славу. Каждый из ребятишек получил подарок. Пройдут годы, а эта первая в жизни елка еще долго будет греть воспоминания первых учеников первой цыганской школы.
В один из дней к барону пришли директор и завуч соседней 39-й школы с предложением помощи. И методической, и любой другой посильной. И это не может не вызывать благодарности и уважения. Хотелось бы, чтобы уроки русского языка для учеников цыганской школы стали уроками добра, взаимопонимания и поддержки...
Нравится

Комментарии к статье

Ольга Геннадьевна: 25.11.2015 18:42
Я - учитель начальной школы по образованию. Мой прадед был цыганом, но я ничего о нем не знаю, языка не знаю. Всю жизнь с огромным удовольствием слушаю цыганские песни и очень люблю цыганские танцы. Мне было бы интересно услышать песни, увидеть танцы. Я согласна по выходным дням заниматься с детьми или взрослыми проводить занятия . Мне 58 лет, на пенсии. Как мне найти дом цыганского барона, когда можно подойти в воскресенье?

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"