19 апреля 2024     

Общество   

КРЫЛАТАЯ СМЕНА ЯМАЛА

В одном из кабинетов межшкольного учебного комбината Салехарда стоит настоящий самолет. «Як-18» занимает добрую треть класса и носом почти упирается в стену. На переменах сюда то и дело заглядывают парни: «Здрасьте, Владилен Петрович! А можно посмотреть?» Конечно, можно! Довольные, школьники «с земли» пробуют крутануть лопасть винта, по крохотной лесенке забираются в кабину пилота, надевают наушники, вдохновенно щелкают тумблерами приборов и машут руками тем, кто остался «внизу». При этом успевают запечатлеть «подвиг пилота» в фотообъектив сотового телефона.
«Хозяин» кабинета Владилен Щерица улыбается, глядя на молодежь. Сотрудник авиакомпании «Ямал», он уже больше двух десятков лет знакомит подрастающее поколение салехардцев с авиацией — а техника парней притягивает все так же.
Как «Як-18» попал в школьное здание — особая история, своего рода ноу-хау. Самолет по частям поднимали краном, вручную втаскивали в оконный проем. Но втащить детали — еще полдела, главное было собрать из кусков «действующее» целое. Тяжелее всего, вспоминает Владилен Петрович, было навесить двигатель весом больше двух центнеров. Хоть и сложная была работа, но справились с ней успешно, вся электроника до сих пор действует без сучка и задоринки. Кстати, по соседству с гражданским «Яком», в кабинете напротив, находится его боевой товарищ. Кабина военного самолета «Миг-21» — такой же объект притяжения для мальчишек. Буквально каждый сантиметр кабины усеян приборами и счетчиками, их здесь больше сотни. Поневоле растеряешься. Но ребята, занимающиеся по программе профориентации «Молодые крылья Ямала» к концу курса в учебной кабине самолета чувствуют себя как рыба в воде. Еще бы — иначе им не доверят самое ответственное и захватывающее событие курса — учебно-демонстрационный полет на самолете, который обычно проходит в мае.
Кто такой Гагарин?
Программа профориентации молодежи «Молодые крылья Ямала», которая действует в авиакомпании «Ямал», — это 270 часов занятий. Три раза в неделю ребята приходят в учебный центр, чтобы узнать об авиации «от А до Я». В курс включены тематические циклы из географии, физики, истории: метеорология, авиационная техника, конструкция двигателей, аэродинамика, история развития российской авиации, ее герои и многое другое.
Владилен Петрович Щерица достает с полок шкафа несколько увесистых папок по истории авиации, которую преподает сам. Наугад раскрывает одну из них. На фотографиях и рисунках — самолет Можайского, траектория петли Нестерова, портреты героев нашей страны — Кожедуба, Нестерова, Арцеулова...
— Сегодняшние мальчишки почти ничего не знают о том, как развивалась авиация, — разводит руками преподаватель. — Одиннадцатиклассники не могут рассказать о принципе работы четырехтактного двигателя, о сражениях Великой Отечественной. Очень удивляются, когда узнают о том, что идея создать вертолет-геликоптер принадлежит Ломоносову. К великому нашему стыду, некоторые парни не могут даже сказать, кто такой Гагарин. А почему? По моему личному убеждению, это перекосы в образовании. Прежде всего дети должны знать о прошлом и настоящем своей родины. Еще одна большая наша проблема в том, что юным технарям сегодня негде развивать свои таланты. А ведь любому мальчугану дай отвертку и игрушку — и он ее разберет. Много ли на Ямале технических кружков, где мальчишки делали бы модели, которые жужжат, летают, плавают? Ведь река рядом, неба полно — создавай и испытывай! Почему бы у нас, в Салехарде, не создать мощный авиационный центр, где готовили бы парашютистов, парапланеристов, где был бы клуб технического творчества?! Ведь у нас когда-то техническое творчество было развито хорошо. Когда в Салехарде существовала Малая воздушная академия, на День Победы мы с ребятами ежегодно летали на соревнования по воздушному бою в Тюмень, неплохо там выступали. Ко мне сейчас приходят заниматься авиамоделированием ребята из центра технического творчества. Но материалов для полноценной работы, тех же двигателей, у нас нет. Поэтому занимаемся только стендовым авиамоделизмом. Сами где придется собираем подручный материал, клеим из пенопласта фюзеляжи, мальчишки приносят пластмассовые модели самолетов... Но это, конечно, уже совсем не то.
Под крылом «Ямала»
«Молодые крылья Ямала» — детище авиакомпании «Ямал». Свое второе рождение программа профориентации получила после долгих лет «перестроечного развала», в 2001 году. А вообще-то работой с молодежью здесь занимались с конца семидесятых. Малая воздушная академия, работавшая в Салехарде около двух десятков лет, дала путевку в жизнь многим местным мальчишкам, которые связали свою жизнь с авиацией. Через эту школу прошли несколько поколений пилотных династий.
Владилен Петрович вспоминает те годы, когда его, молодого пилота, перевели в Салехард:
— Я начал заниматься с детьми по комсомольской линии еще на Украине. Приехав сюда, предложил эту идею начальству. Ее одобрили, и в 1978 году в Салехарде родилась Малая воздушная академия, начальником которой был Борис Владимирович Веселовский. Занимались мы в летно-методическом классе аэропорта. Для этого нам выделили автобус, который по городу собирал ребят, вез на занятия, а потом — по домам. Но с началом развала страны дело потихоньку зачахло.
Несколько лет назад заместитель гендиректора авиакомпании Николай Иванович Уткин предложил возобновить эту работу. Конечно, вряд ли у нас что-то получилось, если бы не гендиректор авиакомпании Василий Николаевич Крюк и его заместитель Александр Александрович Волков. На это выделили немалые деньги — и работа потихоньку наладилась. Каждый год в летные учебные учреждения поступают один-два наших выпускника, девчонки выбирают профессию бортпроводниц. Поступить могут не все, потому что очень высокие требования по состоянию здоровья. В нынешнем году из 160 человек, проходивших в Москве медкомиссию, по здоровью на летный факультет прошло всего шестеро. Увы, наши северные дети крепким здоровьем похвастаться не могут. Страдает зрение, много остеохондрозов. Высокие требования к состоянию здоровья на все факультеты авиационных училищ, даже по техническим специальностям. Иначе курсантов было бы больше. Но и по-другому нельзя: вести в небе самолет — очень ответственная работа.
Авиакомпания «Ямал» курирует наших выпускников. Есть договоренность с деканатом Омского летного колледжа, который готовит вертолетный персонал, о том, что «своих» ребят мы обязуемся трудоустроить. То же касается и бортпроводников. А в этом году по линии городского управления образования начали вести элективный курс для девятиклассников. Конечно, 27 учебных часов для знакомства с профессией — это очень мало, но бросить зерно интереса можно.
Параплан против волка
В кабинет заглядывает молодой человек — с вопросом: «Какое летное учебное учреждение страны считается самым престижным?» Внимательно выслушивает ответ. А я спрашиваю восьмиклассника Андрея Языкова, насколько серьезно его желание связать свое будущее с авиацией.
— С детства хотел летать, мне это очень нравится, — отвечает он. — Конечно, за штурвалом самолета в небе летать мне еще не приходилось, но что это такое, представляю. В День победы в Салехарде проходил турнир по киберспорту на основе компьютерной игры-симулятора «Ил-2. Штурмовик», и я «летал» в одной из команд. На занятия хожу с большим желанием. Да и в школе налегаю на те предметы, которые будут нужны для поступления, — физика, география, у меня по ним всегда пятерки. Профессия пилота на самом деле очень интересная, связана с множеством разных сфер науки и техники. Поэтому все летчики — очень умные и эрудированные люди, с которыми интересно общаться и разговаривать на все темы. К тому же эта работа дает возможность повидать мир. Те же космонавты обязательно имеют летное или инженерное образование. Поэтому весной собираюсь проходить медкомиссию, чтобы знать, позволит ли здоровье стать пилотом.
— Но ведь эта профессия связана с большим риском? — продолжаю выпытывать я. Но мой собеседник с юношеским максимализмом парирует:
— Что лучше: сто лет прожить со скукой или пятьдесят — с интересом? Кто не рискует, тот не пьет шампанское!
После этих слов я вспомнила свой последний авиаперелет. Когда шасси самолета коснулось земли, пассажиры, в большинстве своем молодое поколение, от души зааплодировали мягкой благополучной посадке. Сегодня в нашей стране то и дело происходят техногенные катастрофы, в том числе в сфере авиации. Сказывается ли это на престиже профессии?
Вот что думает об этом профессиональный пилот Владилен Щерица (свой первый шаг в авиацию он начал с парашютного прыжка, совершенного в 1959 году, летную карьеру — в 1962 году, ему приходилось летать и на «Ан-2», «Ан-24», «Ан-26», и на «Як-40», много лет он был командиром эскадрильи «Ан-26»):
— Ребята, которые у меня занимаются, часто спрашивают об этом. По статистике, авиация, в пересчете на количество перевезенных пассажиров — наиболее безопасный вид транспорта. Но потенциальная опасность здесь высокая, поэтому в самолетах двойное-тройное дублирование. Поэтому, когда СМИ пестрят сообщениями о том, что самолеты сегодня летают неисправные, у меня, как у профессионала, это вызывает только недоумение. Не может быть такого! К полету техника допускается после строжайшего контроля. Конечно, случаются сбои. Поэтому в кабине — целый экипаж пилотов, грамотные и опытные люди, которые в сложной ситуации за короткое время должны решить задачу с множеством неизвестных. Хотя, конечно, от неблагоприятного стечения обстоятельств никто не может быть застрахован. Были такие случаи и у меня. Однажды грозила большая неприятность... Буквально оставалось четыре секунды! Но, как видите, сижу перед вами, значит, успел принять единственно правильное решение. За грамотные действия в аварийной ситуации был награжден часами.
Считаю, что мрачный «пиар», которым сегодня изобилует пресса, только вредит развитию авиации. Хотя нельзя не признать — проблем в отрасли действительно много. Летный и технический состав — носители огромной ответственности, прежде всего за человеческие жизни. Поэтому поддержка авиации должна быть государственной программой. Сегодня, к примеру, пенсия командира корабля в Белоруссии и на Украине выше, чем в России. А ведь молодежь одной романтикой в профессию не заманишь. Первым делом их интересует зарплата. Но для того, чтобы «вырастить» из «сырого» пилота командира корабля I класса, при идеальном раскладе нужно минимум лет десять.
Конечно, и сегодня есть ребята, которых тянет небо. У них большие перспективы работы в нашем регионе. Будущее нашей авиакомпании «Ямал» — вертолеты. Хотя лично мне кажется, что авиапредприятие должно иметь многофункциональную технику для решения разных задач, чтобы у заказчика был выбор. Зачем везти табуретку на «ЗИЛе», если можно сделать это на «УАЗике»?
Еще я думаю, что когда-нибудь на Ямал придет малая легкомоторная авиация. Маленькие парапланы, мотодельтапланы — это то, что с успехом можно использовать у нас. Сколько волков сегодня ведут свою охоту на оленьи стада, сколько домашних животных гибнет от нападений хищников? Выследить волка вслепую — на лыжах или «Буране» очень сложно, заказывать вертолет — неимоверно дорого. А вот если бы на три-четыре стада был один параплан и специально обученный парнишка, который мог бы в случае необходимости в считанные минуты подготовить технику к полету, облететь стадо и дать наводку по радиосвязи, это было бы здорово. Кстати, опытные парапланеристы с воздуха могут даже вести стрельбу. Первый опыт использования легкой авиации на Ямале уже есть — в проекте «Стерх». Почему бы не развернуть его более широко?
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"