3 мая 2024     

Общество   

ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД АПЛ К-122

Командир этой лодки капитан первого ранга в отставке Владилен Четвертных живет в Тюмени.
Владилен Алексеевич Четвертных родился в марте 1943 года в Тобольске, в тяжелейшее для страны время, в голоде и холоде. Волки бродили вокруг города, нападая на собак и людей... А его отец воевал под Сталинградом, закончил войну в Порт-Артуре, вернулся живым домой и перевез семью в Тюмень. Здесь Владилен закончил среднюю школу (параллельно со спортивной) и поступил в Уральский политехнический институт, на радиофакультет. В эти годы «благодаря» внутренней политике Хрущева при сокращении Вооруженных сил образовалась огромная дыра в офицерском корпусе. Во время зимней сессии Владилен Четвертных, как и еще 11 тысяч студентов гражданских вузов, попал по комсомольской путевке на флот, в Севастопольское высшее военно-морское училище имени П.Нахимова (корабельный факультет). В 1966-м обладатель красного диплома имел право выбора места службы. Им стала Камчатка, где полным ходом шло освоение атомных подводных лодок первого поколения.
Его командиром был один из лучших офицеров-подводников капитан 1-го ранга В.Лопато. В 1970-м Четвертных был назначен командиром БЧ-2 (ракетная боевая часть атомной подводной лодки (АПЛ), а уже через два года — старпомом ракетной АПЛ К-175 659-го проекта, но модернизированной в торпедный вариант. Дальше судьба, казалось, вела молодого офицера по красной ковровой дорожке: новая должность, в 1974 году его лодка проходит госиспытания, выходит в первую линию. Экипаж успешно выполнил все задачи, был полностью укомплектован, и АПЛ вошла в состав боевого соединения 26-й дивизии подводных лодок в бухте Павловского (где, кстати, служили и служат тысячи наших земляков).
(фото2)Командиром лодки был славный боевой офицер Владимир Александрович Яковлев по прозвищу Метр с кепкой, ростом около полутора метров.
В 1975-м Владилен Четвертных был допущен к управлению подводной лодки двух проектов, ракетного и торпедного, и в этом же году был направлен на высшие офицерские классы ВМФ СССР. Тогда же он участвовал в грандиозных учениях «Океан-75», настолько изумивших западный мир мощью советского Военно-морского флота, что это стало одним из факторов подписания во Владивостоке главами США и СССР первого соглашения о сокращении ядерных вооружений! А перед этим, в 1971-м, сразу пять (!) наших АПЛ всплыли недалеко от берегов Америки и произвели учебный пуск ракет по... заданным целям. Американцы онемели!
1976 год — старпом и — звездный час! — назначение командиром АПЛ К-122! И тут судьба выдала ему серьезное сердечное заболевание...
Госпиталь, медкомиссии одна за другой, и в 1980-м грозный приговор: списать из плавсостава. Так блестящий офицер, пожизненный круглый отличник, оказался на берегу. Дальше была преподавательская деятельность на Каспии, но это тема отдельного разговора.
А в том же 1980-м его лодку буквально выталкивают на боевую службу. К тому времени она выполнила несколько автономок, прошла десятки тысяч миль под водой, выдержала несколько ремонтов и переоборудование на ДВЗ «Звезда». Командир Четвертных и его стармех предупреждают: кабельные трассы ненадежны, оплетки высохли, новый командир и старпом не знают корабля, экипаж «не сплаван». Но самоуверенный и самонадеянный Геннадий Заварухин, только что окончивший академию, начальник штаба 26-й дивизии, был назначен старшим на этом походе. Его шеф, командир дивизии, несмотря на рапорты прежнего командира, Четвертных, старпома и командира БЧ-5 о технической неготовности лодки, заставил выйти К-122 в свой последний, как оказалось, поход. А сам отправился на повышение.
Дело было серьезное. На десятые сутки во время тренировки при переводе нагрузки с левого турбогенератора на правый возник пожар в трюме электротехнического отсека (те самые кабели!). Личный состав удалось срочно вывести из седьмого отсека в восьмой до подачи огнегасителя. В восьмом было больше тридцати человек, из которых девять не имели средств индивидуальной защиты и погибали один за другим. Аппаратов ИДА-59 (индивидуальный дыхательный аппарат) на всех не хватало...
Как сообщает Четвертных, межотсечные клинкеты вентиляции были негерметичны, и загазованный воздух проходил через переборки в восьмой и девятый отсеки. Седьмой отсек раскалился до такой степени, что когда моряки выбрались на палубу, то снаружи было видно малиновое свечение прочного корпуса и морская вода буквально кипела вокруг! Только после трехкратного применения системы объемного пожаротушения удалось погасить пламя. Лодка начала всплытие в надводное положение, был аварийно заглушен реактор, и К-122 оказалась на плаву неуправляемой, с личным составом на верхней палубе, без электропитания и связи. Лодку нашла наша авиация, началась операция по спасению. Погибших принесли к рубке, накрыли тентом. Подошло учебное судно «Меридиан», и только с него был подан SOS. Хотя перед этим моряков нашли японцы и предлагали подать сигнал со своей рации. Но офицеры, тем более с начштаба на борту, боялись даже заикнуться об этом.
АПЛ К-122 за время службы прошла 70497 миль за 11644 ходовых часа.
Владилен Четвертных после многих лет службы и преподавания вернулся в Тюмень, стал кандидатом исторических наук, был начальником штаба особого района Баку во время инцидента на межэтнической основе. В 2000 году, так и не дождавшись квартиры от благодарного Отечества, несколько лет работал на судах технологического обслуживания ядерных реакторов АПЛ ТОФ. Два его зятя служат на атомном флоте на Камчатке.
С 2006 года Владилен Алексеевич работает в Тюменском городском центре занятости начальником отдела по трудоустройству военнослужащих и членов их семей.
Нравится

Комментарии к статье

Анатолий Бутачин: 24.04.2011 14:24
Служил на этой субмарине б.ч.1 рулевой -сигнальщик ,командир ПЛ капитан 2 ранга Гурьев Анатолий Николаевич с 1973 по 1976г. В 1974г ходили в боевой поход в Тихий океан к о.Гуам ,с наукой на борту ";Тукан";.Проверяющим был капитан 1 ранга Мальков.Поход прошел без происшествий ,боевая задача была выполнена. Сейчас нахожусь на пенсии,отлетал 25 лет на вертолете Ми8.Всем от братьев Бутачиных огромный привет.
Александр: 02.09.2011 19:12
Как жаль всё и всех...
Первым командиром К-122 был мой отец Смирнов Владимир Викторович, земля ему пухом...
Валерий: 01.11.2011 18:26
Владилен Алексеевич! Здравствуйте! Я служил вместе с Вами на К-122Ю, с 1977 по 1979 годы штурманский электрик Демидецкий Валерий. Пока освободилось место штурманского был вестовым в кают кампании. Ходил в автономку на Филиппины в 1978 году. После службы вернулся в Молдавию, где работаю журналистом. В Тюмени бывал в служебных командировках, где познакомился с Леонидом Рокецким, он тогда в Сургуте был мэром. А в 2008 мы были в гостях у губернатора в Ханты-Мансийске. Хорошие у вас края..Всего вам хорошего!
Алексей Григорьев: 05.12.2011 16:37
Мой отец служил на к122 мичманом по 1988и я знаю в 8 отсеке было 52 человека и он был один из первых кто спасал своих товарищей
Ермолаев Вячеслав Анатольевич: 10.04.2012 12:29
Командиром пл к-122 В1980 году был Сизов Генадий . sos подавали с судна Гаррию. с этого судна нам так же дали воды и медицинскую аптечку. А только к вечеру подошел гидрограф Мередиан.
капитан 1 ранга Сувалов Ю.В.: 07.05.2012 22:22
Со статьей не согласен категорически
.1. Заварухин грамотный, преданный своему делу подводник. Не смейте гадости говорить.
2.При подготовке К-122 в поход, сам Заварухин, а не кто либо рапортом подавал, что лодка не готова, только адмиралы об этом забыли. На пирсе я сам видел, как адмирал кричал на Заварухина, что он преступник. А он ему я же тебе докладывал и еще покрепче. На что адмирал быстро сбежал.
3.Я видел как сам Заварухин сутками сидел на лодке, готовя ее в поход.
4.То что пишет автор, про лодку, кабельные трассы и прочее, так все наши лодки были в таком состоянии. 37 лет к тому моменту им было.
4.Автор ни когда не думал, что та драматическая ситуация на К-122 произошла не по воле командования ВМФ. Кто из нас знал, что клапана ВВД-1 при нагревании начнут травить. Кто из нас знал, что тр-ды ВВД при пожаре разрушаются, потом горят сальники и лодка тонет К-8, К-19 не утонула, Комсомолец.
К-122 спасли Заварухин, командир, торпедист Белевцев, экипаж. Это герои, а мы их в дерьмо. Разберись с авариями К-8, К-19 пожар, Комсомолец, аварии однотипные и виновники промышленность и наши адмиралы. Ладно лодки построили хреново, но вы хоть расскажите, где и почему горят или тонут. Про клапана ВВД-1 по К-122 так и не довели
Богдан Сунак: 24.07.2013 11:30
Владилен Алексеевич, здравия желаю Вам. Поздравляю Вас с наступающим праздником ВМФ. Пишет Вам Богдан Сунак, служивший на ПЛ с Вами в 1976-78 годах под командованием капранга Гурьева. Может помните строевого старшину, призванного из Одессы, электрика 2 отсека. Вахту несли с мичманом Ивановым. Горжусь, что служил с такими людьми как вы и все годы очень тепло вспоминал и рассказывал о нашей службе. Мне служба до сих пор снится. Я сейчас живу в Беларусии в городе Витебске, два взрослых сына. В ближайшее воскресенье будет поднят флаг ВМФ во дворе дома и поднят тост за наших подводников (100 гр шила). Буду очень рад если отзовётесь. Здоровья Вам. Главный корабельный старшина запаса Богдан Сунак.
.
Шпигаревский В.: 14.08.2013 05:30
С нашим старпомом В.А. Четвертных общался видимо не корреспондент ";Боевой вахты";. Кому пришлось общаться с сухопутными папарациями знают, напишут такое интервью, что оправдываться перед коллегами и даже друзьями будет бессмысленно.
Александр Давыдов: 22.08.2013 10:35
Уважаемые подводники! Красночикойский клуб военных моряков (Забайкальский край) собирает сведения о погибшем в аварии Сенотрусове Сергее Михайловиче (с. Байхор, Читинской области). Просим, кому, что известно написать на почту patris956@mail.ru
владислав герасимов: 07.03.2015 19:43
Все кто меня помнит : Богдан.и все сослуживцы ответьте пожалуйста
Виктор: 02.06.2015 19:25
служил на к-122 сначала под началом к 1 ранга Копьёвым а потом к 1 ранга Мальковым Борисом Михайловичем хороший командир.
Заварухина Ирина Геннадьевна: 23.07.2015 21:19
Случайно наткнулась на эту статью.....Возмущена до глубины души просто....Очень хочется посмотреть в бесстыжие глаза автора
статьи, который не удосужившись даже пообщаться со свидетелями аварии на К-122, вот так легко облил грязью моего отца, Заварухина Геннадия Михайловича......Почему-то вскоре после аварии, оклеветанный вот такими ";баснописцами";, мой отец был переведен с повышением в Штаб Тихоокеанского флота, а позднее и в Генеральный штаб Вооруженных сил РФ.....
Видимо, это Вы, тов. писака, слишком самоуверены в себе и своей безнаказанности?!
Сергей: 25.03.2016 06:39
Служил на данной АПЛ К-122 с 1979 по 1982 год. Был в аварии вместе с Сергеем Сенотрусовым. Горжусь что служил и каждый месяц поминаю погибших c 20 на 21 августа. В аварии экипаж не виноват - потому что отстоял свой корабль.
Поддерживаю связь с Геннадием Александровичем Гарусовым - нашим старшим помошником, Бытко Валерием - он наш штурман.
Александр: 23.06.2016 09:22
Первым командиром этой лодки был мой отец - Смирнов Владимир Викторович.
Получали мы эту лодку в К.-на Амуре (семьей ездили).
Отца с командования всё-таки ";убрали";. В Академию. За его яростные отказы всякий раз принимать лодку из завода ";Зв."; с многочисленными дефектами.
Последствия волевых решений высшего командования налицо...

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"