29 апреля 2024     

Общество   

Разделенная любовь

В повседневной жизни участники танцевального ансамбля «Капельки» ничем не отличаются от обычных малышей: иногда могут пошалить, покапризничать или всплакнуть без повода. Но на сцене они настоящие артисты, рассказывающие удивительные истории на понятном любому человеку языке — в танце.
Что включает в себя танцевальная композиция? Идею, сюжет, музыкальную и световые аранжировки и, конечно, многочисленные занятия по отработке техники. «Капельки» репетируют три раза в неделю по два часа. В специальном, самом просторном и светлом, зале ДК «Нефтяник» собираются малыши возрастом от четырех до девяти лет и учатся танцевать под руководством опытного наставника — Светланы Малыгиной. С ней мы встретились перед началом очередной репетиции. «Капельки» только что вернулись со сцены, где проходил смотр номеров для городского фестиваля.
Разгоряченные и взволнованные, малыши никак не могли успокоиться. Кто-то захотел пить — и остальные дружно стали проситься к родителям, ожидавшим окончания занятий, чтобы те купили им газировки.
Но вот появилась Светлана Владимировна и почти шепотом напомнила: «Ребяточки, через несколько минут начинаем репетицию...» Будто по волшебству спокойствие восстановилось, юные танцоры встали в нужную позицию.
— Как же будем беседовать, если идет репетиция?
— Месяца три назад у меня появилась помощница Юлия Охоткина, поэтому могу ненадолго отлучиться, — поспешила успокоить собеседница.
Она души не чает в своих воспитанниках, и это чувство взаимно. Для маленьких артистов из «Капелек» Светлана Владимировна и заботливый воспитатель, и внимательный психолог, умеющий находить подход к каждому ребенку, и хореограф.
Эта профессия сродни режиссерской. Хореограф творит на сцене целую вселенную, «пишет спектакль» без слов, при помощи танца, выражая свои задумки через пластические образы.
Казалось бы, при желании можно научиться профессии. Существует множество хореографических училищ, вузов, где преподают основы мастерства. Но даже диплом с отличием не гарантирует успеха, если не сумеешь знания, творческие идеи донести до танцоров. Когда им чуть больше четырех лет, труднее вдвойне. Искусство, заметят скептики, требует жертв. За расхожей фразой скрываются многочисленные выступления на конкурсах и фестивалях, которые проходят обычно в праздничные или выходные дни, отсутствие свободного времени. Но это нисколько не смущает руководителя «Капелек»: для нее занятия с детьми хореографией давно не работа, а образ жизни.
(фото3)В детских садах обычно готовят простые номера: дети вышли, потопали, похлопали — вот и весь танец... Светлана Малыгина ставит с дошколятами классические танцы с элементами балета, современные композиции, которые передают настроение, чувства выразительнее, точнее, чем человеческая речь.
— Сложно справляться со своими воспитанниками?
— Нет, малышей просто надо любить, единственное — врать им нельзя. От пяти до семи лет — совершенно необыкновенный возраст. Детям расскажешь сказку, заинтересуешь, тогда все обязательно получится. Конечно, бывает, иногда отвлекся — и они рассыпались как горох в разные стороны, не собрать. Но самое удивительное — малыши не боятся сцены, подобно взрослым, для которых важно то, что о них подумают, как оценят. Для ребят главное — танцевать. Помню, однажды был такой случай. Нас пригласили выступать в филармонию с композицией «Дюймовочка» на музыку Грига. В самом начале действа из раскрывшегося цветка появляется Дюймовочка. Декорацию обычно выносил работник сцены, но в тот день он куда-то запропастился, а я физически не смогла бы поднять цветочек и спрятавшуюся в нем шестилетнюю девочку. Она, видя мое замешательство, успокаивала: «Светлана Владимировна, если меня некому будет вынести, на четвереньках поползу, но выступим!» Вот такой у них настрой.
— В репертуаре «Капелек» кроме «Дюймовочки» есть еще несколько сказок — «Колобок», «Муха-Цокотуха». Как вы готовились к таким номерам?
— Это сложные хореографические композиции. Перед тем, как начинать репетировать, мы собрались в круг и перечитали произведение, затем разобрали героев, их характеры, прослушали музыку. Дети танцуют то, что им интересно, понятно, просто живут в музыке. Как им это удается, не знаю.
— Как вы пришли в профессию?
(фото2)— Я начинала работать со взрослыми. Окончила Тобольское культ-просветучилище, отделение хореографии, с красным дипломом, была завклубом ремонтно-механического завода и на полставки — хореографом. По семейным обстоятельствам переехала в Тюмень. Здесь родилась третья младшая дочь. Чтобы ее взяли в детский сад (где, как известно, всегда нет мест), пришлось устроиться туда хореографом. Когда младшая дочь подросла, собралась вернуться к взрослым. Но... родились внучки, которых тоже надо устраивать в детский сад. Так и получилось, что первый шаг был сделан по необходимости, а когда вторая нога встала в позицию, мне понравилось. Вот уже 15 лет, как я работаю с малышами. Трудно поначалу было переводить французскую терминологию на понятный детям язык. К примеру, шестая позиция — это два кирпичика, а деми-плие — пружиночка. Теперь все очень просто: ребята сами мне подсказывают, как назвать ту или иную фигуру.
— «Капелькам» — уже три года...
— В том, что образовался такой ансамбль, заслуга прежде всего директора ДК «Торфяник» Виктора Елфимова. Он решил организовать коллектив малышей в Доме культуры. Заниматься мы начали в детском саду №92 поселка Тарманы. Это было удобно родителям и мне. Но в саду мало места, нет сцены. ДК «Торфяник» отремонтировали — и в сентябре «Капельки» переехали.
— Состав ансамбля постоянный?
— В основном да. Сразу после года ушли ребята, которые пошли в первый класс, и те, кто переехал в город. Двадцать три человека танцуют с первого дня образования «Капелек». Всего в ансамбле тридцать восемь малышей. Директор любит зайти посмотреть на наши репетиции, обычно возьмется за голову и, улыбаясь, заметит: «Боже, как же вас много!» Для Виктора Николаевича «Капельки» — любимый ребенок.
— Вы занимаетесь три раза в неделю. Детям не тяжело справляться с такой нагрузкой?
— Вообще, можно было бы проводить и четыре репетиции, но родители не выдерживают. А дети... Здесь есть свой секрет: им нужно через время сменить обстановку. Час мы занимаемся в зале, затем небольшая пробежка по фойе (конечно, я делаю вид, что этого не замечаю), и переходим на сцену. Сменили помещение — и еще час можно работать.
— Во время репетиций вы не закрываете дверь. Почему?
— Чтобы дети научились не реагировать на зрителей, привыкали к тому, что ими любуются из зала.
— В каких конкурсах участвуете?
— В прошлом году на областном фестивале детского творчества «Радуга» с танцем «Деревня» ансамбль стал лауреатом III степени. Всегда выходим на конкурс хореографических коллективов «Подснежник», правда, в нынешнем году он не проводился. Участвовали также в фестивалях «Березка», «Золотой микрофон».
— Несмотря на то, что «Капельки» появились совсем недавно, в Тюмени ансамбль хорошо известен. Знают вас в других городах, выезжаете ли на гастроли?
— Нет. Это очень сложно. Я в целях безопасности каждого ребенка требую, чтобы дети приходили с родителями. Мама или папа за ручку привели своего ребенка, дождались, пока кончится репетиция, и увели. Родители для меня — первые помощники, они тратят много сил и времени, чтобы их ребенок занимался в ансамбле.
— Сколько танцевальных постановок у «Капелек»?
— Пятнадцать. Самые интересные — конкурсные номера с завязкой, развитием действия, развязкой. В них оцениваются технические варианты, постановка, музыка, соответствие психо-физических возможностей детей предложенной музыке и движениям. Гораздо проще концертные номера — они выигрышнее, потому что там меньше техники, за счет чего композиции получаются чище и эффектнее. Совершенно скучны, неинтересны для детей программные номера. Их никогда не выставишь на конкурс. Это всевозможные полечки, этюды, без которых не нарабатывается техника. Подтанцовки необходимо отрабатывать, чтобы достойно выглядеть на сцене.
— Вы придумываете костюмы и танцевальные композиции для ансамбля. Где находите идеи?
— По-разному. Как только начинаешь работать с детьми, остановиться невозможно. Я могу чистить картошку и, слушая мелодию, придумать танец. «Деревню» готовила года три, песню услышала на юбилейном концерте Надежды Бабкиной. Сначала долго не могла найти диск, потом думала, как обработать песню, чтобы она подходила для малышей. Про неразделенную любовь им еще рановато слушать. Очень нравится ребятам постановка «Выйду на улицу». Услышала песню на юбилейном концерте Надежды Кадышевой. Неделя — и танец родился. Правда, нужна была какая-то изюминка. Дня три думала, потом поняла: не хватает забора и улицы. С заведующей детским садом напилили дощечек, сколотили забор, поставили домик. Сюжет танца такой: мальчик выглядывает в окошко, потом проходит вдоль забора, приглашает остальных. Композиция воспринимается зрителями на ура.
— Разучивание танца с детьми много времени занимает?
— Это зависит от разных причин: настроения ребятишек, выспались ли они, наигрались. Часто не уловить, что они поймут, что — нет. Иногда, кажется, напридумывала слишком мудрено, а у малышей получается. Бывает, все настолько просто и доступно, но танец не идет. Видимо, оттого, что детям неинтересно.
— В «Капельках» танцуют и мальчики, и девочки. Чем удается привлечь, заинтересовать ребят, они же очень стеснительные?
— Дело не в стеснении. По утверждениям психологов, у мальчиков нейронная проходимость гораздо меньше, чем у девочек. Если они за одно занятие могут запомнить 5-6 движений, то мальчики — 3-4, не больше. Но парням в этом возрасте легко даются силовые упражнения типа крутки. Им достаточно попробовать раз-другой — и сложное движение получается на хорошем уровне. Если 12-13-летнему подростку показать крутку, не повторит ни за что! А до семи лет дети очень гибки, у них мягкие связки, мышцы. Правда, приходится быть очень осторожным: у малышей еще не сформирован позвоночник, спину нельзя ставить. Обычно три минуты держим спину ровно, потом выполняем упражнение на расслабление. Стоит одного похвалить: «Ты как иголочка!» — и остальные 37 как иголочки будут ходить.
— Светлана Владимировна, танцевать в ансамбле ребята могут до девяти лет. Будет ли у них возможность продолжить обучение?
— В Тюменскую школу искусств на хореографическое отделение набирают с семи лет. Двум девочкам из «Капелек» порекомендовала бы заниматься танцами дальше. Пока у нас в запасе еще как минимум года два (средний возраст детей в коллективе — шесть-семь лет), потом посмотрим.
Кто знает, возможно, в будущем не все малыши посвятят свою жизнь сцене, но «Капельки» останутся для них ярким, незабываемым воспоминанием. Сейчас у ребят есть особый мир, яркий, увлекательный, который дает им возможность выразить себя, очутиться ненадолго в сказке, где правда всегда на стороне добра. Танцуя в парах с девочками, мальчишки учатся общаться, быть добрее и терпимее к своим сверстницам. А значит, когда подрастут, они никогда не обидят одноклассницу, не нагрубят учительнице. Нравственные ценности, заложенные в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"