2 мая 2024     

Общество   

Космос по имени Лидия Русакова

Это подвластно только Учителю, первому среди лучших. Придумать задачку, над которой будут ломать головы не только ученики, но и коллеги. Одна из них искренне спросит: «Что это было?» и обратится к залу. Помочь найти определение тому, что свершилось на сцене. «Авторский вечер», — подскажет голос справа. «Очевидно: мы стали свидетелями явления», — вынесет вердикт другой. Нам же хочется назвать случившееся исповедью. Размышлением наедине со всеми.
В минувшую пятницу Тюменский театр кукол распахнул двери для юбиляра — Лидии Русаковой. Заслуженного учителя РФ, директора тюменской школы №70, самого первого «Учителя года Тюменской области-1992», лауреата премии имени Н.Крупской, абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Лидер в образовании-2005» и регионального — «Женщина — директор года-2001», председателя совета директоров общеобразовательных учреждений Тюмени. Но что важнее всего — одного из лучших словесников России.
Дом детства
«С благодарностью к моим учителям, моим ученикам, моим коллегам и всем тем, кто своим участием помог мне обрести творческий путь», — этими словами открывалась выставка «От Школы моего детства — к Школе моих учеников», которая встречала в театральном холле многочисленных гостей невиданного еще в Тюмени торжества. Мощная, зрелищная, она могла бы дать фору экспозиции самого высокого уровня.
Но главное в ней все же не масштабность, а смысл. Интонация! Вслушайтесь в письменную, сдержанно-исповедальную речь самой героини и не ругайте нас за пространность цитаты. Трудно удержаться от искушения воспроизвести почти целиком одну из глав дневника, распахнутого сегодня перед зрителями.
«Моя мать — Русакова Александра Фоминична, сибирская крестьянка, очень гордилась, что 17 лет отработала трактористом и комбайнером. Отец, Алесар Николай Карлович, эстонский немец, оказался в Сибири после репрессий, во время которых потерял своих родителей.
Традиции семьи. Воспитание молчанием. В доме моего детства никогда не кричали и не говорили громко. В случае моей вины просто скорбно молчали. Не хотелось переживать подобную ситуацию, поэтому старалась никого не огорчать. Хорошая речь. Абсолютно не принималось многословие и пустословие. Пришлось научиться хорошо говорить. Уважение к книге. Читали все, кто был грамотен. Уважение к миру: травке, деревцам, животным, людям... Нельзя обижать! Честная работа. Много работали. Терпеливо преодолевали трудности, не жалуясь на судьбу. Научилась этому. Уважение к Богу. Крестил меня бродячий поп. В доме, в красном углу, всегда висела икона. С детства знала, что человек никогда не бывает одиноким: с нами всегда Бог. Бабушка рано научила, что «Боженька все знает и все видит», поэтому бесполезно хитрить и обманывать. Согласна с этим до сих пор. Толерантность к другим религиям и культурам — моя почти врожденная черта. Всем селом праздновали Сабантуй и Пасху, даже в самые атеистические времена, и как-то подспудно возникло чувство, что все праздники мира — общие. Любовь. Меня любили дома...»
Стоит ли удивляться, что с таким Космосом в душе Лидия Николаевна, идя по жизни, раздаривала его по крупицам тем, кто оказывался рядом, заразила желанием полета.
А в городе том сад...
У директора Л.Русаковой есть один тест. Она непременно им пользуется, принимая на работу молодых специалистов. Лидия Николаевна прежде просит учителя поведать о школе своего детства. И если рассказ через пять минут заканчивается, с таким педагогом расстается. Потому что учитель, не сумевший сберечь в себе школу собственного детства, не являющийся носителем культуры, мало что может дать ученикам.
Сама же Лидия Русакова способна говорить о своей школе с. Ощепково Абатского района часами. Её педагоги создавали школу не для идеи, не для себя — для детей. Поэтому вокруг цвели яблоневые сады (в них не только проводились уроки, здесь проходило детство), на опытном участке зрели овощи — у каждого была своя история, дети сочиняли ее вместе со взрослыми. На новогодний праздник приезжал настоящий Дед Мороз на настоящей тройке белых лошадей. В День пионерии ученики отправлялись всей школой в лес — там, на большой поляне, зажигали огромный (до неба!) костер. Потом их ждали концерт, спортивные соревнования, задушевные разговоры. Они ходили в настоящие походы, строили настоящий лагерь труда и отдыха (на Черемуховом острове посреди речки). Они жили!
«Мудрость школы моего детства, — читаем дневниковую запись, — в том, что в любой идеологической акции, в любом событии, посвященном идеям КПСС, найти общечеловеческую суть и именно к ней привлечь внимание учеников. Понятия дом, честь, совесть, подвиг, Родина, Отечество — ассоциировались с конкретными людьми и их поступками, а не с политической системой».
Образ родной школы в памяти Лидии Русаковой навсегда. Белокаменное здание на краешке села. Видимо, это и есть исконное место школы в глубинке. Стоять посередке — между людьми и уходящими в необозримую даль полем и небесами.
Тема детской радости
Следующая страница летописи Лидии Русаковой — Тюменский государственный университет. Первоначальный соблазн остаться в вузе после его окончания был перечеркнут невозможностью ответить самой себе на вопрос: «Если напишу диссертацию о говорах Тюменской области, кому этим реально помогу, кому осушу слезинку в минуту печали?»
И она пошла в школу. В тюменскую среднюю школу №4. Правда, учительских вакансий тогда не было, но под нажимом заведующего районо дипломированного филолога взяли воспитателем продленной группы. Малыши подросли, и Лидия Николаевна повела их за собой дальше. В мир Слова. После они вместе придумали «Булгаковский подъезд» и «двадцатую комнату», превратив в нее обычный кабинет №20, доставшийся в наследство от бывшего школьного музея.
И началось преображение. Над столом учителя взгромоздилась ворона Степанида из белого ватмана, все семь лет учебы философски оглядывавшая класс. Погрешности стены над классной доской скрыла длинная фреска «Под небом голубым», на которой в облике животных и птиц были ученики. Мысль проста: класс — это «город золотой», добрый и красивый, который создают сами ребята, где всем рады и всех ждут. У доски — старый фонарь, рядом — умная кукла инфант Людвиг. По ночам, когда в 20-й комнате становится тихо, он пишет книгу «История светлых времен».
Во все времена за окнами класса-дома — старые тополя, в их ветвях — шелест дождя, сияние осени, белые вьюги, весенние птицы — весь мир!.. Парты поворачиваются лицом к окнам. Дети сидят, смотрят и слушают. А еще путешествуют по Волге, средней полосе России, окрестностям столицы, идут авторскими маршрутами, с книгами классиков в руках. Организовывают авторские праздники — тряпичных картин, хорошего дня, «Осенний дебют», «Театральные встречи». Участвуют в реставрации музея Михаила Пришвина в с.Дунино под Москвой. Дружат с ребятами из Емуртлы и Новотарманска.
Словом, преобразованное пространство создало новую реальность, обрело мифологический смысл. Но до конца значение «20-й комнаты», как нам представляется, еще не постигнуто. Вся надежда на книгу «о главном деле нашей героини», рождающуюся под ее пером.
...Существование, до краев наполненное творчеством и сотворчеством, необходимостью своим ученикам, стало для Лидии Русаковой спасением. Ведь именно в тот момент судьба преподнесла ей страшное испытание. От осложнения после перенесенного гриппа умерла ее маленькая дочка. Целый год Лидия Николаевна вместе с врачами гематологического отделения областной больницы боролась за жизнь своей крохи. Одновременно помогала другим обреченным детям, глядя в их умирающие глаза...
После в дневнике Лидии Николаевны появится пронзительная строчка: «Господь спас меня от ненависти к другим детям, от зависти к их родителям. Он подарил мне тему детской радости».
Мировые нитки
Сегодня цветущий оазис, осенивший детство Лидии Русаковой, обрел новую прописку. Исполнилась давняя мечта. Под окнами тюменской школы №70 ученики Лидии Николаевны посадили яблоневый сад.
Но прежде он, настоящий, могучий, а не чахлая поросль, возник вокруг Лидии Николаевны не в прямом, а в переносном смысле. Семя, пятнадцать лет назад зароненное нашим юбиляром в подготовленную почву, сегодня дает завидные плоды. Кто-то из учеников, влюбленный педагогом в литературу, выбрал своей профессией филологию, кто-то стал учителем и первым помощником своего учителя.
Одна из них, когда-то Галочка, а ныне Галина Юрьевна Синицына, тоже словесник семидесятой, в спецвыпуске школьной газеты адресует «милому и родному» юбиляру такие слова: «Очень хотелось, чтобы как можно больше ниток мира получили вы из большого-большого клубка поздравлений, поэтому для себя оставляю маленькую полосочку в конце номера... Когда-то вы, молодая, прекрасная, с глубоким, распахнутым взглядом, не от мира сего женщина создали Наш Мир, со стороны выглядевший просто как компания друзей-одноклассников, но на самом деле это действительно мир — глубокое духовное родство всех со всеми, когда хлеба горбушку и ту пополам...»
Компьютер сродни авторучке
Удивлять, ломая все стереотипы. Эту важнейшую премудрость переняли ученики от своего учителя. И подарили ему праздник. Искренний, неповторимый. С признаниями в любви, трогательными воспоминаниями, песнями под гитару, выпусканием в полет бабочек, отправлением в поднебесье воздушных шаров. И поданной к театральному подъезду настоящей каретой.
Так заканчивался особенный день, начавшийся тоже необычно. Впервые в Тюменской области, а может, и в России, учитель словесности давал пресс-конференцию. Отведенного на нее часа оказалось недостаточно. Вопросы журналисты сыпали со всех сторон. Что значит хорошая школа? Не забудем ли в массовой погоне за качеством образования предостережение классика, что образованный негодяй страшнее необразованного? Как вернуть нашей культуре русскость?.. Лидия Русакова на каждый отвечала предельно откровенно и мудро.
Начала же свой диалог с прессой Лидия Николаевна, чье служение Слову было определено свыше (она родилась 24 июня, в День славянской письменности), с темы, которая тревожит ее больше всего.
— Главную проблему нашего времени вижу в том, что дети теряют язык, начиная говорить на площадном говоре. Тем самым мы отнимаем у нашего общества возможность развивать науку и культуру, что может обернуться трагедией для народа. Кроме того, мы перестали читать. Читать с детьми, из-за чего они могут утратить связь времен. Скажете: темп жизни высокий, телевизор, компьютер мешают... Ничуть. Мешает отсутствие в семье семьи, то есть атмосферы, способности передавать традиции, ценности.
Как же вернуть нашим компьютерным мальчикам и девочкам практически утраченную привычку? Наша героиня убеждена: директор школы должен дать своим ученикам хорошего филолога, который докажет, что компьютер — лишь современное средство, чем в свое время была авторучка. Превратит процесс чтения в отдых, счастье, роскошь! Но прежде самим мамам и папам необходимо взять в руки книгу и вместе с детьми читать, а потом обсуждать...
— Бог подарил нам целый мир — ребенка! Как его бросить? Надо открыть ему путь.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"